Наверное, при других обстоятельствах я не оценил бы работу эстонского музыканта (судя по
клипам в ютьюбе) Рауля Курвица
«Собор» - инсталляцию из дерева и стекла, внутри которой на разных уровнях деревянного алтаря горят свечи. Можно зайти внутрь, посидеть и помедитировать.
Эта работа была представлена на иерусалимском
«Фестивале света», - самом по себе, увы, довольно убогом мероприятии: тут зажгли такую гибкую штучку и немного подвигались с ней под ритмичную музыку, а там осветили стенку разными переливающимися цветами, а вон там поставили световые скамейки, периодически меняющие свет прямо под тобой. Наверное, нужно было ходить и радоваться торжеству современных технологий, но, по большей части, выглядело все это как этакое развлечение для младенцев, созданное, к сожалению, без особого полета фантазии.
Но войдя в «Собор», я почувствовал, что попал лет так на семнадцать назад в своем личном времени. Ибо внутри этой инсталляции звучала музыка: древний, какой-то вневременной стук в барабан, переходящий в людское двухголосие.
Это звучало «Саре было девяносто лет» моего любимого Арво Пярта.
В
посте, посвященному этому композитору, я уже описывал этот эффект так:
Я часами ходил по ночному Старому городу под звуки играющей в плеере пяртовской «Miserere»: визуальный ряд тысячелетних стен поразительно гармонировал с современной классической музыкой, написанной этим эстонским композитором...
А теперь земляк Арво Пярта Рауль Курвиц каким-то непостижимым образом залез ко мне в душу (или в голову), вернул меня на семнадцать лет назад и еще раз позволил мне убедиться и в правильности выбора музыки, и в гармоничности сочетания древнего иерусалимского камня и современного музыкального минимализма.
И я также, в очередной раз, убедился и в том, что порой в восприятии искусства могут сработать какие-то неожиданные ассоциации, и только они и делают эстетическое переживание существенным и наполняют его особым смыслом.
И я не пожалел, что оказался на «Фестивале света».
Под катом - «Саре было девяносто лет» в двух частях: фрагмент из балета Матса Эка «Smoke» и запись с того самого диска «Miserere», звучавшего у меня в плеере много лет назад.
Click to view
Click to view