(no subject)

Jan 19, 2013 22:44

Я, конечно, презираю Отечество мое с головы до ног -

но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.

А.С.Пушкин

Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных.

Уинстон Черчилль

Международный центр исследований политического процесса стран СНГ
http://rupor-pmr.ru/news/osoboe-mnenie/ispytanie-demokratiey-chast-ii-upravlyaemaya-demokratiya-i-oppoziciya

В богатых странах трудящихся можно вписать в систему, обеспечив им высокий жизненный уровень. Это буржуазное потребление должны обеспечивать жители стран «второго сорта», причем в этом процессе задействованы не только пролетарии, но и другие категории людей, работающие в реальном секторе экономики. Поэтому стремление к переделу ресурсов постоянно присутствует в обществе, а политическая система становится нестабильной.

Для того чтобы удержать в повиновении массу обманутых людей необходима диктатура. Современный капитализм, встроенный в мировую экономику, нуждается в определенном уровне законности и предсказуемости. Данное условие делает диктатуру в этом плане режимом далеко не лучшим. Для решения поставленных задач необходимо, чтобы в одном обществе были и демократия, и диктатура одновременно или «управляемая демократия». Страны на территории бывшего Советского Союза решают эту задачу различными способами. Этим процессам присущи свои индивидуальные особенности и подходы. Наиболее ярким примером использования «управляемой демократии» является режим Бориса Ельцина, для которого была характерна цикличность, что выражалось в чередовании элементов авторитаризма или даже диктатуры с элементами демократии. С течением времени ситуация менялась и новыми приоритетом для стран бывшего СССР стала стабильность, основанная к примеру на «диктатуре закона».

Мировой политический опыт показывает, что уже в 70-е гг. XX века военные диктатуры не соответствуют интересам западных инвесторов, однако под предъявляемые требования подходит гибрид авторитаризма и демократии. Попытки реформирования политикой системы были предприняты в Бразилии, Египте, Пакистане, Мексике, Турции, Южной Корее появилось понятие «управляемой демократии».

Для «управляемой демократии» характерно наличие всех формальных атрибутов демократического государства (партии, пресса, парламент, выборы), однако правящая элита не намерена делиться властью. Кроме того, решения принимаются серьезными людьми без оглядки на «демократическую мишуру». Прослойка «несогласных» становится основой оппозиции и контрэлиты.

Стоит отметить, что западная демократия постепенно становится все более управляемой, став на путь усиления государственной власти и ослабления гражданских свобод, например под предлогом обеспечения национальной безопасности. Данные процессы не так ярко выражены, как на территории постсоветского пространства и имеют свои отличительные черты, однако факт установления «управляемой демократии» в западном обществе является непреложным.

Одним из дискуссионных вопросов в современной политической науке является роль оппозиции в «управляемой демократии». С одной стороны оппозиция является неотъемлемой частью демократического общества, а с другой непременным условием ее деятельности при «управляемой демократии» является отказ от серьезных попыток взятия власти. Самих оппозиционеров такое положение дел может вполне устраивать, но поскольку их деятельность заведомо неэффективна, постоянно существует угроза, что появится новая оппозиционная сила, более радикальная.

Существует мнение, что «управляемая демократия» характерна для стран развивающихся или для стран преодолевающих экономические трудности, последствия политического кризиса. Постепенное решение этих проблем приводит активное население к мысли о необходимости увеличения своих прав и ослабления государственного контроля, т.е. происходит смещение основы политической системы в сторону усиления демократической составляющей. В связи с этим становится вопрос о формировании полноценной оппозиции.

Необходимо отметить, что институт оппозиции является базовым для демократического государства, так как позволяет своевременно осуществлять ротацию политических элит и обеспечивать функционирование гражданского общества. В рамках политической системы властные рычаги переходят, как правило, к системной, лояльной, легальной, конструктивной, но обязательно оппозиции. Смена в ходе выборов руководства страны закономерно влечет за собой смену высшего и среднего руководящего состава государственного аппарата, что естественным образом препятствует моральному разложению госслужащих, их коррумпированию, сращиванию с частнокапиталистическими структурами.

«Первая заповедь депутата - ругай то правительство, в котором тебя нет». Так ведет себя любая оппозиция. Сразу оговорюсь, что приведенный тезис описывает только внешнюю сторону политического процесса, где есть партия правящая, а есть та, что проиграла выборы и поэтому находится вне власти.

Политологи, а также сами политики выделяют также негласные правила оппозиционной борьбы: вне зависимости от идеологической платформы. оппозиция использует исключительно легитимные механизмы прихода к власти. В противном случае деятельность оппозиции приобретает признаки экстремисткой или террористической организации. Оппозиция играет принципиально важную роль в регуляции системы политических и общественных отношений в целом. Она осуществляет повседневную критику властных структур и самое главное предлагает альтернативные решения назревших проблем, создает в обществе атмосферу «творческого инакомыслия».

Идеальная модель оппозиции включает в себя последовательное, организованное и легальное оппонирование партии, движения или иной группы лиц сложившемуся политическому режиму, освещение в парламенте и СМИ реальной практики осуществления правительством своего политического курса, и самое главное приход к власти в ходе демократических перевыборов депутатов парламента и главы государства.

Оппозиция всегда является конкурентом правящей политической элиты на рынке политической власти и в этом широком смысле она сама по себе является контрэлитой. В оппозицию приходят интеллектуалы или пассионарные активисты, умеющие анализировать развитие социальных процессов, готовые взять на себя реальные функции по созданию ее процветания, материального благополучия и духовного комфорта ее граждан. В узком смысле слова контрэлитой, являются в первую очередь лидеры, идеологи и активисты оппозиций, конкретно претендующие на высшие должности в системе государственной власти в случае победы на выборах или иным образом.

Выделяются различные варианты процесса формирования политической оппозиции.

· открытый, ориентированный преимущественно на личностные качества конкретного человека деятельность, которого востребована в обществе;

· полуоткрытый, ориентированный в основном на отбор претендентов в элиту из различных слоев общества. Обязательным условием является наличие рекомендаций ангажированных организаций;

· закрытый (номенклатурный), ориентированный на постепенное продвижение претендентов по ступеням иерархической лестницы оппозиционной политической организации.

Подчеркну, что формирование действительной оппозиции в странах бывшего Советского Союза сопряжено с рядом особенностей, которые освещаются крайне скупо, а также редко находят подтверждение в словах деятелей от оппозиции, а зачастую становятся предметом интереса специальных служб.

Итак, главными критерием функционирования оппозиционной организации является финансирование, иными словами для осуществления деятельности постоянно необходимы деньги. Идеальная модель показывает, что финансирование оппозиции осуществляется крепким средним классом. Однако в странах бывшего светского лагеря средний класс не успел развиться до необходимого минимума и не может финансировать деятельность политических объединений.

Проблема финансирования оппозиционными лидерами решается путем укрепления контактов с крупным бизнесом, который готов финансировать борьбу за власть и в перспективе рассчитывает на получение дивидендов с целью дальнейшего обогащения и закрепления во властных структурах.

Другой способ получения финансирования предлагают страны Запада, которые под предлогом развития демократических институтов готовы оказывать необходимую помощь. Аксиоматично, что такое сотрудничество на получателя иностранных средств накладывает обязательства, делая из оппозиции проводника иностранных интересов. К чему приводит такая система финансирования оппозиции наглядно показано в период «цветных революций».

Приведенные способы финансирования оппозиции в странах «развивающейся» или «управляемой» демократии ведет к становлению олигархическо-бюрократического режима или к фактической потере государственной самостоятельности. Ни один из приведенных сценариев не обеспечит реализацию интересов большинства граждан, а замкнется на обеспечении интересов и потребностей узкого круга лиц или иностранного государства. В связи с этим приобретает исключенное значение уровень политической грамотности и ответственности каждого гражданина. Кроме того, эта ситуация заставляет взглянуть под другим углом на патриотическое воспитание молодежи и деятельность средств массовой информации.

Возникает закономерный вопрос, как обеспечить становление и развитие конструктивной оппозиции, которая сохранит лояльность государственным интересам. Здесь будет уместно осуществлять государственную помощь партийным структурам.

Вот один из активно обсуждаемых вариантов - партии, представленные в парламенте, получают одну сумму. Внепарламентские партии, набравшие установленный законом процент, получают меньшую дотацию. Такая система позволит обеспечить представительства на политической арене интересов абсолютного большинства граждан. Кроме того, были бы созданы условия для объединения мелких политических структур после выработки компромисса, тем самым повышая их шансы на успех. Такая системы обеспечит соблюдение интересов всех элит, а их стремление к сохранению устоявшейся системы станет основой стабильности государства.

Александр Гусев
Previous post Next post
Up