- А сколько денег ты берешь с собой в дорогу?
- Да сколько есть, столько и беру - я улыбаюсь, порой вопросы водителя можно предсказать до последней буквы - Сейчас у меня с собой две тысячи рублей.
- И ты аж в Закарпатье собрался ехать на эти деньги? - недоумевает мой попутчик
- Что ж такого? Мне хватит.
Да, две тысячи рублей, заработанные буквально за день до отбытия, это еще довольно неплохо. Как это нередко бывает в предновогодние дни, все имеющиеся деньги ушли на разные подарки, мелочевку и все такое прочее. Ситуацию спасла Светка Антипова, накануне отъезда подбросившая подработку.
Об этом, на протяжении пути, мне приходилось рассказывать не раз. И вот, сидя в очередной иномарке и попивая чайку из термоса(пока мы еще недалеко от Москвы асфальт приличный) я неторопливо перебрасываюсь словесами с водителем. За бортом все та же сумасшедшая зима - температура немногим ниже нуля градусов, отсутствие снега и это 30 декабря! Тогда я еще на знал, что природа с лихвой отыграется на нас в январе-феврале.
Мой путь лежит строго на юг, мимо Тулы, Орла, Курска и Белгорода в Харьков. Именно с Харьковского центрального вокзала, завтра, 31 декабря 2011 года, в 12 утра по Киевскому времени, должен отправится поезд Харьков - Ужгород, в котором будет отмечать трезвый новый год Академия Вольных путешествий, под руководством её бессменного главы и президента - Антона Кротова.
Я вышел на МКАД ранним утром 30 декабря, и уже почти на автомате поднял руку, чувствуя, как меня переполняет это особое чувство - наслаждение дорогой, и предвкушение новых открытий. С усмешкой вспоминая себя на трассе всего лишь полгода назад, я почти сразу же поймал машину в нужную мне сторону.
Один из первых попутчиков мне очень запомнился. Диалог с ним выглядел так:
- Привет, в сторону Тулы подбросишь?
- Гавно вопрос, братан! Кидай чемодан назад, и садись рассказывай. - отвечал мне водитель, обильно перемежая речь нецензурной лексикой.
- Что рассказывать-то? - спросил я, когда мы тронулись.
- Гавно вопрос! Всё, что хочешь, хоть пой, только не колыбельную, а то поимеем в зад вон тот КаМаз… То есть массу проблем от него. Значит, в Тулу едешь?
Когда я поведал ему о своих планах, то услышал в ответ примерно следующее:
- Ну, братан, ты совсем безбашенный.
- Почему это?
- Историю учил? Закарпатье, бывшие Австро-Венгерские территории, отошли к союзу в 45, их там переселяли, чмырили, постреляли половину, они русских ненавидят. Тебе там точно башку свернут - уверенно сделал вывод водитель.
- А ты сам там был?
- Гавно вопрос! Я разумный человек, мне там делать нечего.
- Ну знаешь, СМИ - жвачка для мозгов. Делать выводы по репортажам на ТВ…
- Ну-ну, отговаривать не буду. Слыхали мы, как Януковича освистывают на западной Украине.
- Так его уже и в центральной и восточной освистывают - возразил я.
- М-да. Ну, дело твоё, передавай там привет закарпатским «братьям» - заржал мужик, звучно постучав себя по лбу банкой безалкогольного пива.
Изучение мифа о нетерпимости западноукраинцев по отношению к русскоговорящим людям - также одна из целей моей поездки. О ненависти местных жителей мне говорили несколько человек, в том числе отец, бывавший там на службе более двадцати лет назад, и еще пара знакомых, ездившие на запад «Незалежней» в качестве цивильных туристов.
В Орловской области я стоял довольно долго, прежде чем застопил чистенький красный фордик. Открываю дверь - за рулем симпатичная молодая девушка в очках.
- Добрый день - от неожиданности я начал на «вы» - подбросите в сторону Курска?
В ответ последовал лишь кивок головой.
- А не боитесь людей на трассе брать, ведь столько говорят по телеку - грабят, убивают, насилуют? - спросил я полушутливо, когда мы отъехали от обочины.
В ответ получаю настороженный взгляд, и одно слово тихим-тихим голосом:
- Боюсь…
Я захлопываю варежку, не зная, что отвечать на такое признание.
- А… А чего ж тогда остановилась-то?
- Ну скучно же ехать одной, муж уже там, а мне и поговорить не с кем, и радио сломалось - смущённо поясняет она.
Разговорились. Оказалось, Лена вовсе не так уж молода, просто в свои «под сорок», выглядит лет на двадцать пять, самое большее. Путешествия для неё не в новинку, так что нам нашлось, что обсудить. Поднял я и вопрос отношения закарпатских жителей к нам.
- Если судить по телевизору, то и правда всё выглядит очень скверно. Только вот кто в наше время верит журналистам? - так сказала Лена, почти дословно озвучив мои собственные мысли.
К Курску я подъезжаю уже на другой машине. Лишь завидев огромную Триумфальную Арку начинаю подозревать неладное.
- Эй, эй, это что, уже Курск? - спрашиваю я водителя, прерывая его на полуслове.
- Ну да - был ответ
- Я же просил высадить на объездной!
- Ой, а я и забыл - в голосе ни следа раскаяния - ну выйдешь тут, здесь должны автобусы ходить в обратную сторону - «обрадовал» меня водитель.
Я залез в ближайший автобус, где мне популярно объяснили, что транспорта на объездную может не быть несколько часов. Плюнув на всё, я заплатил десять рублей, и поехал через весь город. Курск мне понравился даже из окна. Живописная застройка в центральной части, красивые соборы, и, конечно, памятники Победы, коих не перечесть.
Водителю явно польстили мои восторги, и он вывез меня на объездную(с другой стороны города) со словами «Все равно на заправку ехать».
Тепло попрощавшись с ним, я взвалил на плечи рюкзак, и пошел к ярко освещенному вдали посту ДПС.
Пока я ехал через город, успело стемнеть. На часах пять часов вечера, часть драгоценного светового времени упущена. Минут через десять я вышел на идеальную, с точки зрения автостопа, позицию. Ярко освещенный участок трассы, широкая обочина, в довершение всего машины едут со скорость не более двадцати километров в час. Тем не менее, мне пришлось простоять около получаса, прежде чем нашелся водитель-альтруист, что ехал в Белгород.
Вылезая из машины на повороте к Харькову, я был уверен, что мой путь почти завершен. На самом же деле всё только начиналось.
Я стоял на обочине абсолютно темной дороги, без единого фонаря, не считая небольшого рекламного щита, сверкающего на горизонте. Осмотрев обочину, я остался доволен, и, пройдя чуть-чуть вперед, скинул рюкзак, доставая из кармана верного боевого товарища - заслуженный налобный фонарик, который покупался в незапамятные времена, чуть ли не до моего рождения. Надев его на голову, я нажал кнопку, и… Убедился, что он не работает. В течении следующих пятнадцати минут я занимался разным шаманством, разбирал - собирал - чистил - протирал все детали устройства, дул на него, грел, стучал, разве что танцы с бубном вокруг него не исполнял(по причине отсутствия бубна).
Фонарик так и не включился, решив, видимо, отправиться на заслуженный отдых по состоянию здоровья.
Мимо меня проносились на большой скорости редкие машины, водители которых не успевали даже разглядеть неотчетливое желтое пятнышко в придорожной тьме.
Не успел я толком осознать своего печального положения, как ко мне подрулили менты, выезжашие из Белгорода, и между нами произошел такой диалог:
- Гражданин, вы что тут делаете? - спрашивает мент за рулем
- А что, не видно? - спрашиваю я - Автосто…
- Да псих он, хочет самоубийством кончить - перебила меня женщина мент, сидящая рядом.
- Почему это - оскорбился я - неправда…
- Потому что тебя сейчас собьют в темноте, а нам отвечать - снова вклинился водитель - Вон, видишь будка страхования? Двигай туда, там хоть немного света.
Будка действительно стояла рядом с освещенным рекламным щитом «Обязательное автострахование на Украину». Внутри сидели две девчонки, которые отнеслись ко мне спокойно, дружелюбно, но без интереса(в том плане, что даже не спросили ничего).
Я встал под табличкой, понимая, что большинство водителей будет принимать меня за живую рекламу страхования, а машин и без того немного.
Так я стоял около четырех или пяти часов. Временами к будке подруливали автомобили, направляющиеся в нужную мне сторону, но они были забиты под завязку людьми и вещами. Иногда останавливались таксисты, но и только. Вдобавок началась сильная метель, и я постепенно утеплился всем, что только имел из теплых вещей, но стоя на одном месте все равно неизбежно замерзал. Простояв так до ночи, я понял, что очень устал, замерз, голоден, и засыпаю прямо стоймя. Некоторое время утешаясь тем, что бывают в жизни моменты куда более тяжелые, я нашел в себе силы порадоваться снегу(которого не видел с поездки в Тамбов в начале декабря), поболтал с девчонками, и начал уже всерьез обдумывать вариант ночевки внутри рюкзака в спальнике, вынув шмотки и замотав их в пакеты, когда остановилась наконец первая машина(не считая таксистов, и страхующихся граждан). Я сел в автомобиль, и уехал… В Белгород, понимая, что ничего хорошего мне на трассе все равно не светит.
До города было совсем близко, и я вышел около вокзала в полдвенадцатого ночи, побродил немного по заснеженным кварталам, сфотографировал пару памятников, положил деньги на телефон в круглосуточном магазине, и изучил расписание автобусов на Харьков, с облегчением поняв, что я вполне успеваю на свой завтрашний поезд. Белгородский вокзал выглядит современно, но зал ожидания в нем не слишком теплый, а сиденья на редкость неудобные. Несмотря на это, в нем было довольно много народу, и, отыскав свободное место, я долго не мог заснуть, из-за шума вокруг и неудобной позы. Толком поспать мне так и не удалось, несколько часов я провел в полудрёме, окончательно проснувшись, когда под ухом начал громко и выразительно высказывать свое мнение о ситуации в стране полуседой прокоммунистический дядечка. Подискутировав с полчаса, я отправился в кассу, открывающуюся в шесть часов утра. С билетами проблем не возникло, а вот магазин, в котором я ночью оплачивал мобильную связь, был закрыт, что несколько расстроило меня, так как я умудрился забыть там свои перчатки.
В шесть сорок подали автобус, который я ждал вместе с мужиком лет шестидесяти, с которым познакомился еще на вокзале. Бывший депутат, нарком, и-еще-много-страшных-слов, Станислав, рассказывал о своих политических взлетах и падениях, с неизменной улыбкой, и толикой юмора. Все ключевые персонажи его историй обзаводились искромётными и яркими прозвищами. Ельцина он называл не иначе, как «Вислый Зад», отдельные герои были «Секир-башка», «Полено-сан». Расстались мы с ним уже на Харьковском вокзале, куда я прибыл, имея четыре часа в запасе.
Вот и новый день. Мне почти не удалось поспать ночью, так что мои внутренние часы сбились, и мне казалось, что на улице всё ещё вчера. Напрасно я пытался убедить свой организм, что сейчас утро, глаза продолжали на автомате высматривать за облаками садящееся за горизонт солнце.
Стас заразил меня своей энергией и харизмой, так что я за полчаса оббегал по периметру вокзальную площадь, переделав сразу кучу дел. Разобрался со связью, и позвонил домой, изучил курсы валют и обменники, купил еды, сделал кучу фотографий и познакомился в центре площади с уникальной собачкой, живущей под одним из памятников(большая сцена евро 2012). Почуяв мой пирожок, пёс вылез наружу и стал заинтересованно принюхиваться.
Пирожок я быстренько доел, так как был изрядно голоден, и грустный пёс, побродив немного рядом, залез обратно. Мне было жаль его, но я не мог позволить себе кормить бездомный собак. Мысленно пожелав псинке всяческих благ, навроде теплой конуры, косточки в миске и добрых хозяев, я пошел получать билет. Удивительно, но все кассирши на вокзале были весьма симпатичными. Показав паспорт, и заранее распечатанную бумагу, я взял билет, уточнил время отбытия и пошел бродить по вокзалу, разглядывая лепнины и барельефы старинного здания.
Далеко, впрочем, не ушел, в ближайшем же коридоре мне на плечо легла рука, и голос Тёти Кати произнёс: «Женя, это ты?». Уже через несколько минут я увидел всех наших. После дороги, и осложнений на трассе, я почувствовал себя почти как дома, хотя стоял на вокзале совершенно незнакомого города. По команде Антона мы погрузились в наш поезд, следующий по маршруту Харьков - Ужгород(т.е. через всю страну, от границы до границы).
Разгрузив свои шмотки в пятом вагоне, я пошел в десятый. Кажется, никого, кроме «своих» здесь не было. Шумно, весело и много народу.
Основная толкучка была в центральном купе, которое занимали члены АВП. Антон уже что-то вещал, благожелательно поглядывая на русскоговорящего американца Брэндона, который устроился на третьей полке. Все места ниже уже были заняты, причем некоторые не один раз. В остальном вагоне равномерно распределились все остальные участники праздника. В каждой купешке происходило что-то своё, и я весь день перемещался туда-сюда, чтобы побольше всего интересного услышать, и как следует повеселиться. Один лишь проводник чувствовал себя явно лишним во всём этом бедламе, раз за разом обводя вагон полубезумным взглядом. Согласно переписи населения, устроенной Антоном, народу в вагоне было больше пятидесяти человек.
Когда поезд останавливался на станциях, мы шли гулять. Никакой торговли на платформе, принятой у нас, тут нет. Если где и можно что-то купить, так только в лицензированных магазинчиках и ларьках за пределами посадочной платформы. На ценах, впрочем, это не отразилось. Я купил себе новые перчатки за две гривны(8 рублей!!). На одной из станций мы затеяли хоровод, в центре которого стоял Львовский стопщик Андрей Зайцев, колотя по своему барабану.
Возвращаясь в теплый вагон мы пили чай, который постоянно кончался, и снова болтали о чем-нибудь. Кто-то разнес по вагону еврейскую мацу, заодно одарив ею и меня с Ильнуром, как раз болтавшим у окна в крайнем купе. Раньше я такого блюда не пробовал, но слышал, так что, конечно, мне было интересно. Маца оказалась редкостной гадостью.
На крупных станциях к нам подсаживались, в Киеве на поезд сел Андрей Сапунов, своим забавным видом внося разнообразие в наши ряды. Конечно же, он тут же затеял перепалку с Антоном, поводом для которой, на этот раз, стало обсуждение дома АВП в европе. Также взошли на борт и несколько прочих товарищей. Вообще, по мере продвижения к цели, поезд быстро пустел, но наш вагон становился все многолюднее. Почему-то начал гаснуть свет. Так мы и сидели то со светом то без света, играя в данетки, и постепенно поднимая кружки с лимонадом за разные города, в коих новый год уже наступил.
Тётя Катя зачем-то притащила в центральное купе негра, не говорящего по-русски, чем заработала пару нелестных комментариев Антона. Негр посидел с нами немного, а потом куда-то делся. Позже мы жгли бенгальские огни, снова пили лимонад, я же постепенно засыпал.
Около 12:40 на очередной станции я вышел из десятого вагона, и направился по платформе к своему, пятому(ломиться средь ночи по чужим вагонам мне не хотелось). Возле четвертого вагона стояла большая группа людей, запускавшая несколько китайских небесных фонариков. Дружно поздравив меня с новым годом и втиснув в руки пару конфет, веселая компания неохотно отпустила меня дальше. Как я ложился даже не помню.
Поутру я увидел за окном любопытный пейзаж, а именно - западноукраинские деревни. Эти поселения представляют собой странную помесь русского раздолбайства и европейской ухоженности. На каждом участке пара машин, все заборы целы, видно, что за участками следят. Кровля некоторых домов черепичная, да и сами они выглядят иначе, чем русские избы. В то же время нет тут и дурацких ровных газончиков, и «художественно» обрезанных кустов, равно как и еврокоттеджей.
Пока я совершал утренний моцион, за окном начали появляться горы. С трудом я оторвался от стекла, чтобы вновь отправиться в десятый вагон. Многие еще спали, в целом же народу явно поубавилось. Найдя в центральном купе основную компашку, я узнал, что большая часть моих знакомых уже сошла с поезда примерно посередине Карпат, чтобы подготовить большую избу в горах к приходу основной группы.
Здесь, глубоко в горах, было единственное на тот момент на Украине место, где лежал снег. Около получаса я непрерывно пялился в окно, наслаждаясь пейзажами.
По прошествии часа горы закончились, а снег снова исчез. Снова начались большие остановки на 10-15 минут. Наш праздник продолжался на улице, где Антон с серьезным видом «инспектировал» вокзалы, удивляя ментов, во всеуслышание обсуждая качество, чистоту и внешний вид платформ и строений.
фото Егора Паагирева
Вскоре мы достигли крайней точки нашего маршрута, города Ужгорода, находящегося близ границ целых пяти держав, Румынии, Венгрии, Словакии, Польши и Украины.
Сфоткавшись на платформе, мы пошли гулять. Вокруг зеленые кустики… Деревья с листьями… Невысокая травка растёт… Первое января, ёлы-палы!
Город очень интересный. Типично советская застройка тут соседствует с европейскими домами 17-18 века, а то и вовсе с дачными участками в черте города. Асфальтовые трассы переходят в брусчатки, а на следующей улице снова асфальт… и довольно-таки крутые коттеджи.
В центре, помимо множества памятников, стоит солидная крепость, несколько красивейших зданий, в том числе, например, очаровательная синагога.
Вообще странный коктейль Венгро-Советской культуры производит очень неоднозначное впечатление. Толком посмотреть город мы не успели, кратко прошлись по центру и отправились на вписку. Наслышанный про западную украину, я приглядывался к местным жителям, слышавшим нашу русскую речь. Ничего необычного я не замечал, пока возле одного из многоэтажных домов к нам не подкатили несколько поддатых местных жителей.
- Откуда, ребят? - примерно такой вопрос был задан нам
- Ну Пенза, Москва… - я внимательно разглядываю собеседников, оглядываясь на основную группу, что шла чуть впереди.
- О, Москва! Привет Москве! С новым годом! - неожиданно выдали новые знакомые - С новым годом, ребята!
Постепенно жилые кварталы сменились стройками и дачами.
Наши вписчики обладали большим шикарным коттеджем на территории нового района, застроенного примерно такими же зданиями. Раздевшись в прихожей на первом этаже, уронив шкаф и познакомившись с местной собачкой мы прошли наверх. Большую часть второго этажа занимала большая просторная комната, увешанная и уставленная всякими предметами, в которых я тут же угадал убранство эзотерического клуба, то бишь единомышленников.
Как неожиданно и удивительно было, участвуя в проекте Антона, вдруг оказаться в центре новоорганизующегося экопоселения. Минут пятнадцать я болтал с местным населением, руководителями проекта «Звездный Ветер». Потом мы все вместе немного закусили, смотрели шикарные фотки с Карпат, пели, играли, общались.
Через пару часов, покинув гостеприимных анастасиевцев, мы отправились на автостанцию. В Мукачево, пересадочный пункт, мы прибыли уже затемно, посидели часок-другой на вокзале, и поймали наконец электричку Мукачево - Львов. Поезда на украине стоят копейки по нашим меркам, так что я вполне мог позволить себе потратить пару гривен на билет до Карпат. Еще два часа дороги, и мы вылезаем на станции Лавочная, по-видимому прямо по центру горной гряды. Вокруг всё в снегу. Наконец-то зима! В темноте, при практически нулевой видимости, мы проходим через крупную деревню, и начинаем подниматься вверх. Совершенно потеряв счёт времени(впрочем мы шли не более получаса) мы наконец ввалились в большой дом, на освещенном крыльце которого нас уже ждали.
Холодный предбанник, прихожая избы, на полу расстелены пенки, и сидят десять человек.
- Контакт! Раз-два-три-четыре-пять… БАНАН!!! - В один голос вопят Танька с Викой.
- Ну вот, - ворчит Даня - а когда только начинали игру, все медленно считали, а теперь так тараторят, что и понять не успеваешь, что происходит.
- Буква!
- «Б»
- Бабушка!
- Бабка!
- Баба!
- Нет!
- Какая тебе еще баба?!!
- Ребята, не кричите, народ разбудите.
- А может это что-то такое… Тонкое, хрустящее….
- Контакт!!
- Раз-два-три-четыре-пять!
- Бабки!!
- Бабосы!
- Да! Бабка… Тьфу, то есть буква!
- Протестую! Бабки и Бабосы разные слова!
- Ну и там и там имеются ввиду деньги!
- Неважно, «бабки» - это слово имеет другое значение!!
В другой комнате, сонный голос:
- Может прибить их, чтобы не мучились?
- Да ладно тебе, ты будто на вписках никогда не ночевала…
Несмотря на внушительные размеры дома, полсотни человек он вместил с заметным трудом. Место, чтобы присесть, не всегда было даже на полу. Так что играть в контакт нам пришлось в холодной прихожей, где по крайней мере, было свободное пространство.
В избу мы ввалились вечером, к тому времени уже стемнело. Нас встречал Геныч, натопленный дом с разогретой печкой, еда в больших кастрюлях, и большая часть моих знакомых, которая почему-то предпочла обойтись в этой поездке без Ужгорода(они сошли с поезда раньше, чтобы приготовить дом к приезду основной группы).
Большой просторный чулан был полностью завален рюкзаками, в комнатах не протолкнуться, шумно и весело. Таня Ремова играет на гитаре. Обсуждаем планы на завтрашний день. Антон заявил, что просидит весь день в избе(тем самым, видимо, он пытался донести до всех мысль о самостоятельности, и избавиться от хвостов из десятков человек, таскающихся за ним оттого, что больше делать нечего)
- Поехали в Мукачево, ребят, там и замок, и город красивый, памятники, улочки, архитектура…
На том и порешили.
Как и всегда, я рано начал клевать носом, и скоро начал искать место для ночлега. Сделать это было непросто. Народ по большей части пока не ложился, а совсем уж под ногами устраиваться было бы чревато.
Впрочем, в начале мне нужно было вытащить спальник из рюкзака, коий еще надо было откопать из груды всех прочих вещей. Сиё мне удалось по прошествии двадцати с лишним минут.
Затем я вошёл в комнату, и недолго думая, кинул спальник с пенкой рядом с диваном(на котором уже спали пять человек). Место было интересное, ширина как раз на лежачего человека, у стенки мусорка, справа нависает кухонный шкаф, я же лёг головой в противоположенную от стенки сторону, тем самым оказавшись прям перед дверью, которая постоянно служила проходной.
Обычно я очень чутко сплю, но теперь я просто отрубился, крепко заснув до самого утра.
Поутру я вдруг узнал, что вчерашнее решение о поездке в Мукачево больше не актуально. Вопреки вчеращним заявлениям, народ собрался в Славское, долго рассуждая, что он ближе, мол там тоже какой-то есть замок и вообще «поехали туда!». Главным агитатором был Жека, но ни одного нормального довода приведено не было, основным аргументом было невнятное «Христофорыч сказал, что там тоже есть замок!», так что я, поколебавшись какое-то время, решил всё-таки ехать в Мукачево.
К тому времени, как решение было окончательно принято, солнце уже сияло высоко в небе, а обнаружить дистанционными путями информацию про будущие поезда я не смог. Тогда я оделся и пошел на станцию, заодно оглядывая при свете дня деревню и наше пристанище. Участок с избой находится несколько выше большинства прочих деревенских домов, и имеет неровный рельеф.
Например, туалет находится рядом с домом, но тропинка к нему проходит под солидным уклоном, так что в своих резиновых тапочках, спросонья пытаясь дойти до сортира, я несколько раз соскальзывал вниз, хохоча сам над собой. Забрался я, встав на четвереньки. Спуск же оказался еще более интересным занятием, т.к. мне показалось несолидным спускаться на заднице… В результате я разогнался до приличной скорости, и весьма чувствительно приложился об стенку дома, вызвав внутри переполох(народ решил, что началось землетрясение, а это всего-навсего я ходил отлить).
Вспомнив об этом, я захохотал, напугав встречную бабульку, которая шуганулась от меня так, что провалилась в снег, не имея возможности вылезти оттуда и вызвав у меня новый приступ хохота. Отсмеявшись, и вызволив бабку, я вышел на развилку, где встретил киевлянина Дениса, который тоже искал станцию. Узнав о моем вчерашнем общении с местными жителями Ужгорода, Денис сказал примерно следующее:
- Ну Ужгород, он хоть и западный, но там к русским нормально относятся, вот во Львове совсем другое дело. Там, если ты заговоришь по-русски, тебе могут не дать номер в гостинице, сделать какую-то гадость.
- Ну, до прямой агрессии ведь дело не доходит?
- А знаешь, всякое бывает - попугал он меня - осторожнее там.
На станции я узнал, что ближайший дешевый поезд в Мукачево будет только через час с небольшим. Покрутившись на платформе, и пожелав удачи большой группе «наших», садящихся на поезд до Славского, я двинулся назад.
В избе уже было значительно просторнее, чем вечером накануне, но наши ребята, с Жекой во главе, всё еще сидели, ожидая пробуждения некоего «Христофора Колумба», и собираясь на следующую электричку. В дверях стоял Игорь Лысенков, знаменитый мудрец-железнодорожник, который, уяснив цель моего похода до станции, тут же выдал:
- Да чего там узнавать-то, дорогой поезд через десять минут, а дешевый, нормальный, через час поедет.
- Лысенков, блин, где ты раньше был?!
- Гы-гы. Спал.
Я быстро позавтракал, протер посуду, и решил подняться на гору. По колено в снегу это оказалось не самым простым делом.
Пофоткав минут тридцать, я спустился назад как раз вовремя, чтобы увидеть знаменательную картину. В комнату ввалился Жека, и выдал:
«Христофор проснулся, говорит в Славском замка НЕТ!»
Я долго смеялся, хлопал Жеку по плечу - «Ну чё, Жека, поехали в Славское, да, там замок большой, и ехать рядом, и вообще чего там, в Мукачево делать, а?»
Особо постебаться мне не удалось, время как раз было для выхода. В Мукачево мы с Игорем Лысенковым поехали вдвоем.
Мерно стучат колеса, за окном проносятся горные вершины, и местные селения. По раздолбанным дорогам еле тащатся иномарки. Деревья увешаны растением - паразитом, Омелой. Дорога до Мукачево занимает около полутора часов.
На вокзале, который я вчера толком не рассмотрел в темноте, мы вышли, и пошли в центр города.
Побродив по городу, и не обнаружив замка, мы наконец спросили дорогу у местных жителей. Еще минут сорок мы шли в указанном направлении. Наконец, на холме, уже практически за пределами города, перед нами предстал Паланок - крупнейший замок тамплиеров на территории СНГ. Замок имеет внушительные габариты и расположен на вершине большого холма. Даже издали вызывает уважение.
Внутри много интересного. Заплатив за вход какие-то копейки(рублей десять) вы получаете доступ ко всей внутренней части замка, подвалу, башням, всем бастионам, стенам, нескольким музеям, и так далее.
Экскурсий много и все на русском, выбирай чего душе угодно. Особенно забавно, что разные гиды, порой, рассказывают про одно и то же совершенно взаимоисключающие вещи.
С бастионов открывается потрясающий вид. Внизу простирается будто бы игрушечный город, с маленькими домиками, крошечными машинами и едва различимыми точками - людьми.
Далёкий поезд-змея, извиваясь, уползает вдаль. На горизонте вздымаются чуть посеребренные снегом лесистые Карпаты, и в довершение ко всему выглянуло по-весеннему теплое солнышко, осветив всё вокруг, и добавив красок пейзажам Закарпатья.
Потом мы снова пошли в город, где есть несколько интересных памятников и красивых зданий. Видели и бомж-кварталы, где местные цыганята собирали бутылки. Ни в одном кафе так и не получилось посидеть - везде накурено и сидят местные с полураспитыми бутылками.
В Мукачево сохранились как средневековые памятники, так и оставленные советской эпохой достопримечательности. На помосте стоит Т-34, а в центре даже есть мемориал победы в ВОВ. С местными мы общались только самую малость(спрашивали дорогу), впрочем вокруг было намного больше русском речи, нежели украинской(позже я выяснил, что большое количество туристов с восточной украины приехало на праздники отдыхать на западную часть).
Интересны также Мукачевские дороги. Асфальт в городе - редкость. Почти все улицы уложены булыжниками. Выглядит это неплохо, чисто эстетически намного приятнее асфальтовых дорог. Однако прокатившись на местной маршрутке, я осознал, что столь грубо уложенные улицы являются некоторой проблемой с точки зрения функциональности.
Выражается это в том, что в обычном маршрутном такси(а-ля Московские) вас жутко трясёт, и то и дело подбрасывает так, что макушка стремится поцеловаться с потолком салона.
Вот и вечер. Вокзал Мукачево уже кажется почти родным. Подходит к концу последний день моего пребывания в Закарпатье.
В темноте проносятся неотчётливые силуэты соседних гор, а я постепенно задрёмываю, глядя в окно, думая, гадая, мечтая…
Продолжение в части 2:
http://akk0rd.livejournal.com/2525.html