Зимние чтения

Mar 22, 2012 19:49

Совершенно забыла про зимний отчет о прочитанной прозе (написанной на русском языке после 1950 года).
Прочла я, собственно, не густо, потому что с Рождества и до начала февраля завела себе традицию делать какую-нибудь небольшую, но заковыристую вышивку для перезагрузки головы. На сей раз это был тотемный домик в деревне, в том смысле, что я тоже такой хочу, подальше от цивилизации, но с хорошим транспортным сообщением. Домик в стадии сборки выглядел


если кому интересно. Целиком сфотографировать сейчас его не могу - аккумуляторы сдохли и батарейки АА тоже кончились.


1. Евгений Попов и Александр Кабаков, "Аксёнов"
Тот случай, когда отступлю от правила не писать о друзьях и знакомых. Ради единственного крошечного замечания: вот умели же дружить люди. Как писатели с писателями, но при это как люди с людьми. Такое было понятие "своего круга", что ли (в хорошем смысле). Прямо даже завидно немножко. Сейчас вроде бы и дружат литераторы, и в стайки собираются, но как-то так немножечко "против кого-то". Что касается книги - она больше рассказала мне о самих авторах, чем об Аксёнове - не потому, что они слишком много говорили о себе, не подумайте дурного. Просто я не очень люблю прозу этого во всех отношениях уважаемого мэтра, хотя программные его произведения в основном прочла. "Ожог" только не охватила. Соответственно, многие вещи, о которых говорится в этой книге, остались для меня по-прежнему как бы за скобками. Зато очень было интересно читать подлинную историю "МетрОполя".

2. Владимир Маканин. "Андеграунд, или Герой нашего времени"
Наконец-то добралась - и не пожалела. Особенно впечатлила история двух убийств, совершенных героем. До такой степени, что ночью подробно снилось, будто это я их всех того... Совершенно замечательно передано состояние бездомности. Все, кто хотя бы пару лет пожил на чужой территории (неважно, насколько комфортно), так или иначе примеряли на себя эту шкурку неприкаянности и какой-то глубинной незащищенности. Это в романе показано убедительно и страшно.
А все-таки чего-то мне не хватило в финале. Или наоборот, что-то было в этом тексте избыточное. Все эти жалкие женщины, с которыми имел дело герой, вот зачем они? Честно говоря, не поняла.

3. Александр Иличевский, "Матисс"
После безуспешной попытки прочесть сборник рассказов "Ослиная челюсть" даже страшно было браться. Но нет, роман понравился. В чем-то это довольно близко к Маканину. Может, основная идея - и там и там герои должны отказаться от себя, чтобы стать собой (сорри, вышло несколько вычурно, зато честно). Но эта проблема по-разному решена. У Маканина в финале было ощущение полного распада, у Иллического все-таки нет. Но. Если у Маканина при этом было ощущение ФИНАЛА, то Иличевский прочелся как один объемный ЗАЧИН, после которого только и начнется сама история - но мы уже ничего не узнаем. "Матисс" - это такой роман-ощущение, роман-метафора. Так что логики действия там искать точно не следует. А вот логику внутреннего чувства - это пожалуй. Голова - предмет темный. Как работает голова?
UPD:Еще хочу предупредить потенциальных читателей, что местами этот текст похож на комплимент Остапа Бендера (такой длинный, что он даже не смог довести его до конца).

4. Михаил Шишкин, "Венерин волос"
Прочла, соответственно, через несколько месяцев после "Письмовника". Одно скажу - по моим ощущениям это одна и та же книга. То есть вынули из "Венериного волоса" главную линию, персадили в другой горшок и она там расцвела и заколосилась. И еще было в начале чтения "Венериного волоса" странное ощущение - как будто читаю "Школу для дураков", но с другими героями. Сраниц через сорок прошло.

5. Людмила Петрушевская, "Реквиемы" (рассказы)
Прелесть что такое. В каждом рассказе по трупу, а то и по два, и по три и т.д. И всё Очень Очень Плохо у всех. Болезни, деградация, тяжелая социальная среда и т.д. Все девочки рано беременеют, много пьют и кончают самоубийством. Все несчастны, брошены, обмануты и т.д. Хотя вру, в одном рассказе все-таки не было трупов. Но теоретически предполагалось, что где-то за финальной точкой - обязательно будут. Вообще, Петрушевская замечательный писатель и большой мастер своего дела. Взять хотя бы название - не каждый ведь придумает такое точное название, правда? Но степень маргинальности с незапамятных времен сильно мешает лично мне читать лично ее. Ну просто не мой автор, вот увы.

6. Рада Полищук, "Лапсердак из лоскутов"
Опять отступление от правила, потому что мы знакомы в реале. Вот только Рада, насколько я знаю, не торчит в ЖЖ. Книга представляет собой 6 очень приятных, очень нежных и очень традиционных новелл о тяжелой еврейской жизни (в основном середины прошлого века, понятно). Читала с удовольствием, где-то поулыбалась, где-то погрустила. Но, признаться, расстроилась, насколько неистребимым оказалось при чтении мое собственное ощущение продолжения. Для меня эта книга как будто началась где-то не здесь и с последней страницей не закончилась, а просто мне скинули несколько новых глав знакомого текста. Уж не знаю, хорошо это или плохо. В глобальном смысле, пожалуй, плохо. Хотя, с другой стороны, определенная литературная традиция.

7. Слава Сэ, "Ева"
Добрые френды почитать дали. И в третий раз отступлю от традиции - не скажу, что думаю. Во-первых, как минимум одна моя хорошая подруга обязательно расстроится, а мне бы этого не хотелось. Во-вторых, мне не улыбается огрести здесь пятидесятитысячную группу поддержки автора, которая, узнав мое скромное мнение, немедленно бросится на его (автора, а не мнения) защиту.
Да, кстати, по версии ККИ(какого-то крутого издания) это роман назвали вроде бы "самым женственным" - абсолютная правда. Я бы даже поправила - дамским.

8. Григорий Аросев, "Записки изолгавшегося" (рассказы)
Книгу читала под пытками по работе, времени потратила немеряно - потому что не читалось. Что сказать? Типичное порождение фонда СЭИП (в плохом смысле). Автор находится на стадии, когда еще хочется всех удивить и пофилософствовать. Выходит, как правило, либо глупость, либо пошлость. Так что и того и другого в тексте изрядно. Плюс еще кровь играет, отсюда нездоровый интерес к разного рода межполовым игрушечкам вроде секса втроем и прочей лабуды. И плюс самое страшное, что может cлучиться с молодым автором - ТЕКСТ ИЗДАН В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ. Соответственно, следы забытой правки, приблудные препинаки, ошибки в согласованиях, лишние пробелы, кавычки наизнанку и совершенно неясный принцип расстановки рассказов в сборнике. Кто-то считает, что это мелочь. Ну, не заню. Когда в тексте слишком много мелкой грязи, читать его мучительно. Так что мне теперь интересно, действительно ли всё было так чудовищно, или я придираюсь? Любопытно, как бы выглядели те же самые рассказы, если бы туда хорошего редактора с пылесосом, а?

9. Ирина Кудесова, "Там, где хочешь"
От этого текста было немного стремное ощущение, как будто не очень близкая приятельница держит меня за пуговицу и (немного даже поплевывая слюной в лицо) рассказывает Всю Свою Жизнь. Если по сути - типичный случай женщины около кого-то. Полная несамостоятельность мысли и действия. Полная зависимость и рефлексия по поводу этой зависимости. Ссылки на сомнительного качества источники, которые производят на героиню впечатление. Песенки, стишки, мультики. Я ведь даже "Утэну" посмотрела, я ведь дотошная. И чего? Какая-то пафосная фигня. Аниме это вообще свойственно - с пафосом о фигне. Но и там все-таки есть какая-то грань добра и зла. Ради чего на такие вещи в книге опираться? Не понимаю. Зато это неплохая иллюстрация к тому, с чего я начала - полная зависимость ОТ ВСЕГО.
И все это - без тени самоиронии, даже улыбнуться негде. И все это при минимуме действия - т.е. мы пошли туда-то, потом поехали туда-то, потом съели то-то. Вроде и действие в Париже, русскому глазу колорит, ан нет - всё как везде.
Зато финал модный. Мужики-то ведь козлы, давно ясно, а рожать стремно и некогда, так давайте же, девочки, лучше будем любить девочек! В общем, без комментариев.

Что-то ведь я еще читала, честное слово. Что-то на бумаге. Верите, не помню! Отсюда мораль - это время я потратила зря, а могла бы вышить еще один тотемный домик.

ЗЫ: Об остальных пишущих друзьях, читающих эту ленту, как обычно, ничего. Потому что лимит нарушения традиций я уже исчерпала.

ИМХО, библиАптечка

Previous post Next post
Up