В субботу в школах г. Москвы прошел день открытых дверей, сопровождавшийся многочисленными вялотекущими родительскими собраниями, с привлечением предметников, которым выпало несчастье принимать нынче ЕГЭ "по выбору".
Московские мамочки наверняка в курсе и не дадут соврать.
Так уж вышло, что любимая дочь одна-одинешенька вызвалась сдавать по выбору литературу. И не просто вызвалась, а в форме пространного реферата на тему "Пейзаж как средство психологического анализа". В результате имела беседу с учительницей.
Когда учительница получила исчерпывающую информацию о состоянии домашней библиотеки, она все еще заметно нервничала.
- Вы в курсе, что ваша дочь собирается сдавать экзамен не по билетам, а в форме реферата? - спрашивала учительница. Она явно подозревала тут какой-то подвох. Но, да, я была в курсе.
- А вы в курсе, какую тему она выбрала? - спрашивала учительница и, по всему видно, подозрения ее многократно усилились. Но, да, я была не только в курсе - тему выбирали открытым голосованием, тремя голосами "за". Мы люди ленивые, и нам, всем троим, эта тема показалось самой легкой. Учительница же напрягалась и утверждала, что тема слишком сложна для пятнадцатилетней девочки и "возьмите лучше Образ дороги у Гоголя и Блока"
- А может все-таки по билетам? - настаивала учительница. - Нет, вы посмотрите, какие у нас билеты! - И я стала счастливой обладательницей брошюры с экзаменационными материалами за 9-й класс.
Добредя до дома и ознакомившись с первым билетом, я поняла, почему дочь забоялась их как чумы. Ибо в ответе на первый же вопрос по "Слову о полку Игореве" обнаружила следующую фразу: "Глубокое идейное осмысление автором этого исторического события и мастерство художественного воплощения позволяют говорить о "Слове..." как о выдающемся памятнике древнерусской литературы". Аплодировала стоя, зауважала своего ребенка. Автору брошюры, напротив, руки бы пообрывала.
В общем, ребенок правильно выбрал реферат.
Но определенные сложности все-таки есть.
Во-первых, никак не можем определиться с авторами. Нужно по два автора с 19-го и 20-го века, пара "поэт-прозаик". По 19-му выбрали Лермонтова-Чехова ("Степь"), а по двадцатому никак не определимся. Учительница рьяно настаивает, чтобы это были Есенин и Бунин, но почему-то не хочется. Вы бы кого посоветовали, случись вам на такую тему писать?
Во-вторых, учительница требует крови критики по теме чтобы можно было с нее безнаказанно списывать, а в критике я плохо ориентируюсь. Так что если кому какая статья-книга попадалась, шепните автора и название.