процесс приема на работу

Oct 22, 2012 12:08

Как и обещала, не могу не поделиться своим взглядом на процесс приема на работу и моим ужасом от российских реалий.

[много букОв и разных эмоций)]
1) Размещение объявлений на сайтах.
На многих сайтах процесс вполне прямолинейный: заходишь -> регистрируешься -> смотришь сколько бесплатных объявлений можно разместить и вперед. Однако есть такие сервисы, как, например, майл.ру (тот же hh) - где что вы, что вы опечатку в телефоне сделать и к вам "не дозвонились", учетку полностью блокируют и нет возможности посмотреть или перепроверить и тд... Потом по телефону выспрашивают, выспрашивают..... в общем от них я была не в восторге. Если есть желание быть более профессиональными - следуйте тому как работает monster и не придумывайте колесо. В некоторых сервисах настолько запутаны названия кнопок, что после редактирования вакансии я постоянно не обновляла ее, а размещала заново и у меня лимит закончился естественно раньше.

2) Резюме
Мое желание увидеть резюме до того как я потрачу свое время на общение с кандидатом почему-то воспринимается дико странным. Да и почти у половины соискателей его просто нет, а у другой половины его делали обезьянки! Очень извиняюсь за прямолинейность, но это факт! Хотите улучшить первое впечатление и чтобы внимание обратили именно на вас - потратьте время и изучите не только что писать в резюме, но и как, и как его оформить. Даже не пытайтесь утверждать, что это все фигня и профессионала и так примут на работу... как можно назвать человека профессионалом, если он не может себя представить в правильном свете? Я сейчас не говорю о работе слесаря и прочих профессиях в России, но учтите, те кто планирует переезд (а с рабочими профессиями многие сейчас нацелились на Канаду) - учитесь делать резюме и вы.

Я, наверное, в свое время научилась рассказывать о том как я могу работать даже раньше, чем я могла работать. Самое интересно, что это не сложно + пока делаешь резюме можно реально узнать чего хочет работодатель и если есть пробелы в знаниях или опыте - наверстать упущенное.

Опечатки. В силу скорости набора текста и только английской клавы я частенько могу очепятаться))) плюс русский на 4 у меня. Но никогда в резюме. Ни одна запятая не будет поставлена неверно или просто не правильно по отступам. Ни одна точка не будет пропущена. А уж тем более слова - проверяйте и перепроверяйте....

Что писать. Сначала нужно составить простую последовательность: 
- образования
- опыта работы
- сертификации
- навыки
- специальные навыки
- хобби (очень важный пункт!)
НЕ ВРИТЕ!!! Все проверяется и легко. Да и когда вы не сможете в фотошопе нарисовать флаер - вы вылетите с позором. Приукрашать - да, но правильно и не навязчиво.

Как писать. Здесь не забывайте стандартные правила. Обязательно должны быть просветы, текст должен "дышать". Выделите жирным по тексту важные для вакансии навыки (одно/два слова не чаще, чем раз в абзаце). Именно в резюме не советую делать таблицы - они ограничивают, а вот подпункты очень хорошо играют в тексте.

И если не просят, не вставляйте фото, а уж тем более не профессиональный портрет (вырезанное лицо из фото явно с праздника - это НЕТ). Например, для аниматоров (это уже что касается моих вакансий) было бы хорошо давать ссылку на альбом-портфолио: легко сделать и удобно показывать.

Далее нужно остановиться на той вакансии, куда планируется отправлять резюме. У меня для разных вакансий резюме отличаются по оформлению.

Творческие личности - вам вообще нет предела совершенству: например, инфографика (просто нереальные резюмехи видела), ковер журнала, граффити на уличной стене (в смысле на листке, как на стене)))), хотя и можно найти где сделать офигенно на стене - наделать фотографий и креативненько их оформить - кто сказал, что так нельзя?)))) и прочее, прочее, прочее. Сегодняшние дизайнеры - дерзайте, удивляйте работодателей, удивляйте себя, завышайте планку!

Серьезные профессии или высший уровень менеджмента - вы думаете для вас нужно просто составить "список достижений"? Простите, но вы ошибаетесь. Для вас требования еще более жесткие. Помимо того, что резюме должно быть строгим - оно должно быть уникальным, профессиональным и отражать вашу личность, что вы принесете в компанию и тд

Если сейчас возникло желание сказать: "ай, да ладно, для России, а тем более провинций - это нафиг не надо". Тогда, когда в следующий раз вы решите сказать что в России все плохо, не профессионально, бюрократично и мы не похожи на прочий современный мир - прикусите язык)))) Если каждый кандидат повысит уровень своего резюме, может и работодатель немного встряхнется и будет предлагать кофе во время ожидания, а лучше - принимать начнет без ожидания по пол часа))))) как я люблю цитировать "every little helps".

И вообще, сделайте это для себя!

Кстати, советую понять разницу между резюме и CV. По объявлению о вакансии почти всегда можно понять, что лучше отправить: краткую версию (резюме) или же более развернутую (CV).

Даже если вы заполняете анкету, прилагайте свое резюме.

3) Контакт с работодателем.
Когда в объявлении написано, что нужно контактировать через электронку, нужно сначала выслать резюме - значит так нужно. Номер телефона дан а) как тест, б) как метод связи для уточнения, что резюме получено (опять же, как тест). Не надо звонить и спрашивать что за компания, а что за вакансия..... 
Поиск информации о компании - это дело соискателя и на этот момент многие работодатели обращают внимание. Вакансии редко бывают такими, где не понятно что нужно будет делать. А если не уверены и не смогли найти ответа в просторах интернета, для этого есть тело письма, к которому вы прилагаете свое резюме (кстати, не забывайте о нем). Фраза по типу: "посмотрите мое резюме" это как прийти пьяным на собеседование.

Еще раз повторюсь, это очень неверно требовать от работодателя отношения к себе как к профессионалу своего дела, не задавая правильный тон самому.

4) Официанты (и прочие студенческие подработки) - да, делайте резюме тоже! Первое - вы набьете руку к моменту окончания ВУЗа так, что будете фору давать "профессионалам своего дела". Именно для студентов важно показать причины по которым их стоит брать и тренировать вместо уже опытных работников. Вы - это будущее, так покажите это.

5) В резюме можно даже тест работодателю устроить)))) Не указывайте свой возраст, семейное положение и место жительства. Если это будут его первыми вопросами, я предлагаю задуматься и повнимательней вести себя на собеседовании. Как мне кажется, такой работодатель в большинстве своем будет не очень демократичным, если можно так сказать. Намного "правильней" если работодатель уточняет эти вопросы после того, как узнал примерно если кандидат устраивает его. А еще лучше (но в России пока не случалось услышать) когда вообще эти вопросы не возникают. С местом жительства еще двоякое у меня отношение, то к остальному однозначно - это не должно быть решающим фактором.

6) Письмо. Когда отправляете резюме по почте обязательно стоит написать краткое письмо. Посмотрите стандарты написания cover letter. Особенно важно для творческих резюме. В письме есть возможность выделить важный, по вашему мнению, опыт работы для открытой вакансии. Объяснить почему именно эта вакансия заинтересовала. Письмо должно быть кратким и содержательным. Оно должно вызвать желание заглянуть в резюме.

7) Переговоры по телефону.
Как я и написала, если попросили не звонить - то лучше не звонить. Я сразу отметила таковых, кто пренебрег моей просьбой. 
Но позвонить стоит))) Вот так вот двояко. Когда вы приготовили резюме, написали письмо и все это отправили. Подождите пару часиков и позвоните "для уточнения если резюме успешно получено". И тут ваше окно, чтобы, например, сказать, что вы сейчас свободны, если есть какие-то уточняющие вопросы и тд....
По телефону нужно всегда говорить спокойным голосом, стараться не перебивать, отвечать на вопросы кратко, но содержательно. Даже для творческих профессий, телефонное собеседование это формальный шаг и здесь нужно не перестараться. (У меня, например, одна девушка пыталась креативить, меняла голос и прочее - было очень сложно поговорить и выяснить те вопросы, которые хотела узнать я.)
Не стоит звонить по нескольку раз. Если что-то не спросили или забыли, один раз перезвонить возможно. (Все мы люди, человек переволновался и тд) Но когда перезваниваете будьте готовы уточнить все так, чтобы больше не звонить. Потому как еще один звонок - это конкретный показатель несобранности и невнимательности.

Хорошая практика, после того как вам позвонили и вы побеседовали, написать благодарственный email и подчеркнуть что прийдете на собеседование тогда то, если вас позвали. (тоже самое после собеседования - не забываем поблагодарить)

8) Повторная отправка резюме.
Бывает так, что вам дико понравилась вакансия и вы точно знаете, что сможете показать высокий результат и работа будет вам в кайф. Однако после того как отправили резюме и прошел указанный (обычно недели 2) период ожидания приглашения на собеседование - тишина. Здесь можно осторожно напомнить о себе. Только не просто пересылайте тоже самое письмо с резюме, а обыграйте ситуацию.
В письме напишите, что уже отправляли резюме (тогда то) и выразите сожаление, что не получили приглашение. Напишите, что вдруг оно не дошло и "потерялось в просторах интернета", упало в спам и тд - вы еще раз высылаете свое резюме. Подчеркните на сколько вы отличный кандидат и как сильно (и почему) желаете работать в этой (замечательнейшей - потому то потому то) компании на этой (подходящей - потому то потому то) вакансии.
Лимит повторной отправки, наверное, не больше 2 раз. Иначе можно перестараться. Если правильно составлено резюме - вас точно заметят и из интереса позвонят. Здесь уже ваш навык "продавать себя по телефону" вступает в очередь.

О собеседовании я напишу в следующем посте.

Перечитывала свой пост и поняла, что местами написала очень жестко. Решила не исправлять - это мое отношение и текущая ситуация вызывает именно такие эмоции.

Я считаю, что именно такие мелочи, которые мы в силах изменить сами, помогают в итоге изменяться сфере (в данном случае процессу приема на работу), помогают менять уровень города и в далеком будущем - страны. Может я и романтик, но в этом я вижу больший толк и меньший вред, чем от революций и митингов. Эволюционные изменения всегда безболезненней. Стоит только дать толчок в правильном направлении.

Говоря о правильном направлении. Преподаватели делопроизводства в университетах - ай, яй, яй - в данном случае вам большой минус, колышек в огород оценок. 
Нужно для каждой специальности хотя бы 1-2 месяца обучения добавить о том, как писать резюме, как звонить, и прочее.... Отдельно от делового общения, если оно есть. Нужно акцентировать на это внимание еще со студенческой скамьи. А лучше - школьной! Пусть о религии дети учат в воскресных школах, а в обычных учатся светским вещам (ИМХО).

P.S. Уверена, что есть соискатели, которые делают очень хорошие резюме и понимают для чего, к сожалению, я не встречала (и не только сейчас, когда сама ищу работников). Именно поэтому и столько эмоций, а не потому что вообще никто-никто в России не делает.

прием на работу, резюме

Previous post Next post
Up