Как обычно тезисно и не очень накидаю выжимку из произошедшего за последний месяц. Есть за что порадоваться, есть за что поплакать, а есть о чем посмеяться.
В сравнении с предыдущей публикацией изменения в транспортной сети незначительные. Я не буду оглашать весь список, ибо в 4-5 раз это бесполезно.
Вернулся 267 троллейбус, а также 24 с 56 на свою основную трассу. В феврале-начале марта делали теплосети в районе м. Барабашова. Сделали плохо - сильно осел грунт после засыпки перекрытий теплосети, в итоге троллейбусы на выезде с круга прилично так чиркали асфальт. Перекрывать приходилось повторно.
Изменили 83 маршрут, опять. Теперь он в пос. Заики ездит два раза в день из 5,5 рейсов всего.
Но депинфраструктуры пошло дальше в стратегии пуска автобусов, которые ходят раз в вечность. В эту пятницу пустили автобусный маршрут №60е, который ходит два раза в день и только по пятницам. Пустили в пос. Бражники, раньше приходилось ходить по грязи через карьер на вышеупомянутый 83.
Пражские обновки
За прошедший месяц на линию вышел один из автобусов, который предоставило пражское транспортное управление в рамках гуманитарной помощи. Еще один автобус Karosa B951 от пражан тоже прибыл, но на линию пока не выходил.
Obrovský dík patří Dopravnímu podniku hl. m. Prahy za pomoc v tak těžké době.
Автобус-длинномер Irisbus 18M уже не покажется чем-то удивительным для харьковчан, т.к. представители короткой версии 12М из Пльзеня уже почти
полгода колесят по харьковским улицам, в основном на 204 автобусном маршруте. Также в городе есть еще и два троллейбуса из семейства, о которых я уже
рассказывал осенью.
Примечательно, но и длинную машину тоже поставили на один из салтовских, и также бывших трансмейловских маршрутов - на 272. Наиболее четко гармошка проявила себя в тяжелые времена существенного ограничения энергоснабжения в начале месяца. (Об этом немного позже, хотя отчасти этот ужас показан на фото выше, обратите внимание на заполняемость.)
Автобус построен в 2007 году, как и остальные «ириски» - во Франции. Два года простоял как выставочный образец, а в последствии был продан Пражскому транспортному управлению. В последний раз проработал в Праге 23 апреля 2022 года. То есть машина почти не стояла ожидая участи. Примечательно, но автобус
закрывал эксплуатацию модели в городе (потому что был единственным в городе, из 76 в стране), о чем свидетельствовала наклейка.
Технические характеристики у автобуса следующие: 4-ступенчатая коробка-автомат Voith, двигатель IVECO Cursor F2B. Сидячих мест 40-44, стоячих до 115. Цифры приведены по евронормам, и в одну из поездок только на одной из накопительных площадок я насчитал 26 человек. И это не включая проходы.
Наверное одним из неудобств можно назвать выделенное под тяговый привод место у гармошки. Такая же зона есть и у троллейбусов ЛАЗ-Е301, но тут с компоновкой получилось трудно. Честно интересно: легально ли на эту крышку ставить рюкзаки и не тяжелые сумки, или как в трамвайных вагонах Т3А - не стоит?
А еще вместе с автобусом можно увидеть давнего прародителя валидатора харьковских етикетов. Данные компостеры - сделаны той же компанией Mikroelectronika, что и валидаторы етикетов.
Этот модели NJ (которая до сих пор производится, но уже с новым логотипом), а в Харькове используются CVB.
На экране по идее должно отображаться время, но на момент съемки оно было не настроено.
Помимо автобусов, Прага раньше передавала еще и трамваи и на момент написания строк вышли все 15 вагонов Т6А5 (6 на 6 маршруте, и на 20 еще 4, остальные пять - в резерве). По Т3 в работе остался один вагон из 5 - 7256, остальные колесят по 8, 16, 16А и 27 маршрутам.
Немецкие обновки
Помимо чехов и французов в Харькове отметились и немцы. На городские маршруты уже вышли три автобуса MAN A21 Lion`s City из города-побратима Нюрнберга.
Появились они на 96 и 204 маршрутах, а на 170 один автобус работал в блекаут. Примечательно, но на
204 и 296 (предшественнике 96) - МАНы как раз и работали ранее у частников. Правда в 2010-х у коммерческих перевозчиков в целом это были машины второго поколения - зачастую A10 или A12.
Фото Максима Наумова.
Общие впечатления после А10, Солярисов и Ирисбусов - А21 лучше Ирисбусов и Солярисов по техническим средствам информирования (за потроха судить не могу), а А10 логично обходят еще и по освещению, сидениям и подходу к отделке салона. Но ломает это все двухдверная компоновка. Ну вот они такие немцы. Наиболее непривычно выглядят точечные светильники над сидячими местами.
Я честно не помню, но в Харькове до этого не было откидных сидений в накопительной площадке, на фото ниже они видны.
Причем свет в автобусе весьма странный - прямых светильников над проходами непривычно мало. Зато климатическая система выглядит не люком с удаленным приводом как в Карсане. Хотя Карсаны делают в 2020-х, а эти автобусы из далекого 2009.
Стандартная VAG-овская окраска обзавелась только шашечками. Ушел Кернес, и городу в пору делать новый лозунг: Харьков - город шашечников.
Было:
Photo by CHRISTOPHER LAMBERS, busphoto.eu
Стало (это тот же автобус):
С тыла все довольно привычно - невысокое стекло, и огромный капот. Ну и главное удобство в сравнении с Карсанами - сразу понятно какой номер: его видно и сзади...
И с правой стороны (Джест - прекрасная машина, ага)...
И слева. Да, на А10/A12 (а позже - и на Сканиях) такое табло тоже было, но на старых МАНах оно не работало, а Скания сама по себе подразумевала 263 маршрут.
Мне честно в любом случае бус понравился. Иногда отлично понимаешь, что такое хорошо, после того как город купил из того что плохо.
Неделя без электротранспорта
9 марта рано утром Харьков содрогнулся от очередного обстрела, досталось энергетикам. С утра в городе уже не курсировали трамваи, троллейбусы и метро. И если с энергоснабжением жилых домов управились сравнительно быстро - всего за сутки-полтора (понимаю, звучит жестоко, но зная как выключали раньше - это «всего», а не «аж»), то с питанием электротранспорта возникли более существенные проблемы.
С другой стороны схема работы транспорта была более менее установившейся, за исключением автобусного маршрута №212, который поехал вместо конного на пл. Конституции.
С другой стороны - данный случай стал боевым крещением, для всех автобусов, которые были освещены в предыдущих разделах.
Весело стало с пуском метро. Департамент традиционно вкинул сумбура и добавил третью временную схему, которая учитывает работу метрополитена.
Один из нескольких автобусов, который подменял 24 троллейбус.
Естественно данная схема была с многочисленными ошибками, но так как ситуация с интернетом была нормализованной я решил ограничится постом в
Телеграфе с подробным пояснением какие бывают временные схемы, и какая работала на тот момент.
Если коротко, облажались с:
- Забыли указать важный магистральный маршрут 231, который связывал 602 мкрн. с Универмагом Харьков (замена трамваев 6, 8 и 20 троллейбуса).
- Движением на Новоселовку. 29 автобус пошел не сразу, матюков от жителей было достаточно - в качестве альтернативы город предоставлял 258 автобус, который идет не из центра, а с Залютино.
- Без доступного транспорта осталась Шишковка. Их 241 маршрут тоже забыли. С одной стороны у них хотя бы были транзитные маршруты вроде 63, 69 и отчасти 272. Но в них было нереально влезть.
- Движением по Захарьковской слободе и Подолу. Два крупных района в центре Харькова остались без внутрирайонного транспорта. Окна обоих отчасти выходят на здание исполкома.
- Маршрутами 52 и 266. Первый в реальности ходил до Восточной Салтовки, а не до Гарибальди. А второй, в разгар компании деимперизации, ездил до трамвайной конечной Льва Толстого. (И улицу, и конечную переименовали более 20 лет назад.)
- Движением в Новый Харьков - многие поселки в черте окружной остались совсем без транспорта. И это я за те, которые в нормальных условиях были им обеспечены.
Окончательно позор получился, когда городу дали добро запустить троллейбусы и трамваи - в разгар часа-пик, вечером 15 марта мерзким, простите, мэрским указанием на маршрут должны были выйти троллейбусы, а на трамваи - следующим утром.
Идея, при всей безобидности, оказалась тем еще гуаном. Потому что в разгар часа пик с маршрутов уже сняли автобусы, чтобы привезти водителей троллейбусов на смены. Естественно огромные очереди. Не все, но многие магистральные и не очень маршруты начали неплохо задыхаться. Ваш покорный слуга в тот вечер домой добирался 12 км. пешком.
На 272 маршруте был мягко говоря ад, который едва не прикончил автобус из самого начала публикации.
Показательна ситуация и на другом маршруте. Те кто в теме и так поймет, за какой речь.
Короче поспешили, видимо были проблемы с потреблением дизтоплива, и решили сэкономить и сломать все махом.
Оптимизировали
В Харькове в общественном транспорте появились учетчики пассажиропотока. Опрашивали пассажиров, оценивали маршрутную нагрузку. Итог зачастую неутешителен. Увеличился выпуск лишь на 63 автобусном маршруте, и то только в пик.
Череда трамвайных и троллейбусных маршрутов наоборот увеличила интервалы или изменила время работы.
Трамвайные маршруты 8, 16, 16-А и 27 потеряли по одному выпуску. Троллейбусы 5, 25 и 40 стали пиковыми, а маршруты 34, 56 и 267 лишились по одной машине в межпик. Изменился график на 20 трамвайном маршруте.
Потери среди транспортников
24 и 25 марта оказались черным днями в календаре харьковского транспорта.
24 числа во время работ в карьере местного предприятия подорвался на мине директор огромного количества харьковских предприятий автобусных перевозок - Валерий Дробушко. Валерий Александрович был сооснователем Союза Автомобилистов Харьковской области. Отчасти бизнес отца продолжил его сын.
25 марта при движении по улице Молодежной водителю 304 маршрута стало плохо, троллейбус улетел в забор. Пассажиры серьезно не пострадали, но водитель скончался в машине скорой помощи.
И чтобы не заканчивать на минорной ноте...
На Тракторостроителей на одном из пересечений замечены свежие элементы пути. Значит про линию не забыли, и возможно мы еще увидим хотя бы 23 трамвай.
Все, ребята такой был транспортный март в городе.