Пора в конце концов закрыть гештальт и сделать сборный пост про пассажирские поезда, сделанные на Крюковском вагоностроительном заводе.
Так уж исторически сложилось, но на территории современной Украины пассажирский и моторвагонный подвижной состав начал производиться лишь после раскола Союза. (Моторвагонный подвижной состав - электропоезда и дизельные поезда у которых моторное оборудование и пассажирские салоны находятся в одних вагонах или секциях).
Сначала появились электросекции серии Ср3...
...потом рижские ЭР1, ЭР2, ЭР9. С дизелями ситуация была аналогичная - венгерские электрички Д1 и ДР1А. Вообще в историю -
лучше залазить через этот пост. Плюс там очень хорошо выложились комментаторы, за что им спасибо!
Союз лопнул, а ездить, на чём-то надо. В качестве предисловия надо рассказать за Лугансктепловоз. В 1996 году на там делают первый дизель-поезд с асинхронным электроприводом ДЭЛ-01. В серию этот экземпляр не пошел - единственный опытный состав порезали в депо Родаково в 2007 году, в пассажирскую эксплуатацию он не попал. Но дал жизнь последующей модели ДЭЛ-02. Которая была построена в 6 экземплярах, с переменным успехом работают все.
Поднаторев с дизелями начали строить и электрички, и можно сказать, что удачно: постояннотоковый ЭПЛ2Т сделали в 35 экземплярах, ЭПЛ9Т - в 15. Причем оба пережили рестайлинг. Хотя по сути это тот же ЭР22, только с некоторыми доработками. Иронично, но проживая на постояннотоковой сети, я своими глазами видел лишь переменнотоковые ЭПЛ9Т.
ЭПЛ9Т-010 на ст. Полтава Южная. Левее "пешка", ЭР9П-4000.
Вагон той же ЭПЛ9Т-010 в Люботине. Важно отметить, что сеть в Люботине уже постояннотоковая, что добавляет редкости фотографии.
Но Лугансктепловоз из пассажирского строил только МВПС. Последняя электричка из ворот завода выехала в 2008 году. Причем переменнотоковые работают только в Полтаве, т.к. киевские электрички постигла неприятная участь попасть в Киевпасстранс, где они плавно пошли на убой.
Пассажирскими вагонами стало заведовать другое предприятие. Крюковский вагонзавод сначала начал делать перспективную замену классическим ЦМВ. С 2001 года завод выпустил огромное количество вагонов 61-779, причем точные цифры есть только по экспорту - вагоны поехали по путям Беларуси (89 машинокомплектов), Таджикистана (15 вагонов) и Казахстана (98 вагонов). Из ближайших примеров поездов, укомплектованных крюковскими вагонами можно назвать «В. Зубенко» 15\16 Харьков - Рахов, «Мрия» 17\18 Харьков - Ужгород, «Вечерние зори» 21\22 Харьков - Трускавец, «Обериг» 63\64 Харьков - Киев.
Вагон с заокругленными окнами и вытянутыми поручнями слева чуть вдали - пример крюковских. Не снимал целенаправленно поезда по типу "Конарева", ибо не думал, что пригодится картинка.
Белый вагон с синей полосой тоже из крюковских.
«Вагоны-трансформеры» - являются продолжением этой модели.
Но КВСЗ на пассажирских вагонах не остановился, и Харьков был причиной продолжения работ. Дело в том, что для УЗ Киев - Харьков всегда считался самым скоростным маршрутом, и естественно первый скоростной поезд пытались пустить на Харьков. Тогда и появился состав модели 61-706, также известный как «Мрия», МПЛТ, Украина-2 и т.д.
Фото - пресс-служба КВСЗ.
Зимой 2012 года опытный образец из 9 вагонов выпускают на маршрут Харьков-Киев-Харьков и Харьков-Симферополь-Харьков. Для этого к пассажирским вагонам
цепляют специально модифицированный локомотив ЧС7. С учетом появившихся корейцев Укрзалізниця все же покупает 10 вагон и делит состав надвое. Поезда получили обозначения МПЛТ-001 и МПЛТ-002 и отличаются по количеству мест (в 002 меньше первого класса и больше второго). Летом оба состава прошли капремонт и сейчас работают на маршрутах Киев-Одесса и Киев-Кривой Рог.
Казалось бы, с приходом Хундаев - момент для отечественного экспресса упущен, но на хайпе поломок Хундаев - завод таки убеждает сделать два состава ЕКр, тем самым создавая свой первый моторвагонный подвижной состав. 31 января 2013 года принимают в эксплуатацию первый состав, а уже весной сдают второй.
ЭКр-1-001 на ст. Одесса Главная
Он же во Львове, через 5 месяцев.
Со сдачей Тарпанов был скандал. На участке Борисполь - Барышевка нитки обкаточного поезда и линейного состава Хундай (выполнявшего рейс Интерсити) были по соседним путям. Крюковский состав уделал корейца.
Click to view
Но скандал пошел только на руку. Сначала корейцы начали массово дохнуть. Потом вспомнили, что украинский «скорый» стоит на треть дешевле, а потом и кризис подвалил.
КВСЗ после этого продолжило строить пассажирские вагоны, но с учетом полной недееспособности коллег с Лугансктепловоза - переключилась и на дизель-поезда.
В 2014 году презентуют трёхвагонный ДПКР-2 «Обрий». Опытный образец для Казахстана не поехал покорять степи, хоть и был заточен на местную жару и морозы (состав рассчитан на более широкий температурный диапазон). Силовая установка и тормоза производства компании Mercedes. Максимальная скорость 154 км\ч.
В октябре 2015 года состав поехал по пригородным маршрутам Львовской ЖД. А через несколько месяцев там же словил его я.
Примечательно, но на базе «Обрия» есть техническая документация для пригородной электрички, но в металле её не осуществили. Опытный образец дизеля, несмотря на революционность не оказался последним шагом. Да и у железнодорожников на горном западном профиле пути были замечания к силовой установке.
В 2019 году на базе второй модели выкатывают третью. ДПКР-3 в итоге пошел в серию. Опытный состав получил номер ДПКР-3-001. Тоже три вагона, но силовая установка Voith. Данный дизель тоже строили немцы, при участии компании MAN.
Поначалу его планировали отдать опять на Львовскую дорогу (в Тернополь). Но помпа-показуха срочно требовала передачи на Киев-Бориспольский экспресс. Состав ожидаемо повёз воздух, и на Борисполь снова ходят рельсобусы за 80 грн.
Второй попыткой стала идея запустить состав со Смелы в Черкассы (в Смеле со ст. Тараса Шевченко, откуда можно уехать на многих скоростных поездах.) Тоже своеобразная неудача, тоже пришлось перевести на рельсобусы. Но спасать черкащчан надо было, и сейчас в Черкассы по маршруту дизеля строят контактную сеть.
И в итоге состав спустя два года, с мая 2021 года, ушел на Прикарпатский экспресс Коломыя - Киверцы. Куда его изначально планировали отправить.
Но эта история не без окончания. Приблизительно во время перевода первого состава на нынешний маршрут
на обкатку в Люботин попадает второй состав. Несмотря на то, что его обкатывали и испытывали для Одесской, Южной и Донецкой ЖД, в последствии он тоже поехал тоже в Карпаты на Буковельский экспресс.
Третий состав принимали осенью одновременно со вторым, и изначально он предназначался для Одесской ЖД на Дунайский экспресс.
Он там поехал, одесские журналисты поснимали... Но что-то пошло не так, и под пуск маршрута между ЮЖД и Донецкой ЖД составами поменялись с новым четвертым составом.
18 декабря 2021 года открыли маршруты Харьков-Попасная-Харьков и Харьков-Ворожба-Харьков.
Click to view
В 2022 году планируется запуск еще двух маршрутов на Приднепровской ЖД.
Вот такая история, и хорошо, что точку пока ставить рано.