Сегодня утром на станции Госпром запустили первый турникет оборудованный валидатором для работы с банковскими картами. Как это работает, куда это все будет развиваться, и другие факты о новинке - под катом.
О запуске данной системы стало известно еще за пару дней до начала её работы, а вечером четверга на её открытие в метро пригласили журналистов.
Сам валидатор отличается от существовавших раньше лишь начинкой, да и то не сильно. Но при этом данный аппарат поддерживает только банковские карты, но не етикет. Вообще с данной темой все довольно запутанно. Поддерживает банковские карты только этот валидатор, но построен он в инфраструктуре Е-тикета.
Одних интеграторов на проекте несколько. От Е-тикета - «Платежный центр», от визы проект делает компания Symbol Transport, а банковским экваером (банк, который проводит платежи) стал Ощадбанк.
Symbol Transport, судя по прозорро поставляет свои сервисы в Ивано-Франковск (там система полностью реализована ими), и в Краматорск.
Турникеты для оплаты банковской картой - брендированные, и отличаются по цвету. Судя по поведению пассажиров - надо напомнить, что турникет с валидатором который вас пропустил надо обходить слева, а не справа.
Помимо первого вице-мэра и вице-мэра по инфраструктуре мероприятие посетили старший директор «VISA» по стратегическим партнерствам и финтеху в СНГ и Юго-Восточной Европе Евгений Лисняк и руководитель Харьковского областного управления АО «Ощадбанк» Оксана Сороколита.
Сегодня запустили первый аппарат, он будет обкатываться в течении трех недель. Затем количество турникетов увеличится («около 5 единиц»), и будут собирать боевую статистику. За три месяца обещают поставить по одному турникету на каждой станции.
Если говорить о торжественной части, то в рамках официального мероприятия первым прошел как раз один из менеджеров Visa.
Далее был брифинг, в рамках которого просили напомнить, что оплата банковской картой - это лишь надстройка над Етикетом, и отказываться от собственной системы оплаты город не собирается.
Также стоит отметить, что систему вводят в эксплуатацию за средства интеграторов, город тратит на её внедрение ни единой копейки.
Игорь Терехов в общении с журналистами отметил еще и то, что запуск единственного терминала - это лишь оценка нагрузки. И в случае востребованности услуги - их может быть несколько.
С учетом темпов запуска системы в метрополитене, её запуск в общественном транспорте займет существенное время. Как сообщили за кадром - слишком много несостыковок было в деятельности множества государственных структур, которые было необходимо уладить, не говоря уже о технической стороне.
Далее в разговор включился Евгений Лисняк, который поблагодарил Геннадия Кернеса, Игоря Терехова, Евгения Водовозова, Олега Дробота (глава депцифры) и исполком городского совета за сотрудничество.
«Все началось в декабре [2019 года], когда мы подписали с Харьковским городским советом меморандум, и за очень быстрый срок реализовали такую сложную систему. Харьков слышит спрос граждан, и когда мы поговорили с городским головой Геннадием Кернесом и первым вице-мэром, то приняли решение внедрить такую технологию здесь. Искренне благодарен городской власти, Департаменту цифровой трансформации и всем участникам проекта»
Далее слово дали Оксане Сорокалите, руководителю местного управления АО «Ощадбанк», которая вкратце объяснила как пользоваться системой: Для оплаты проезда пассажиру достаточно приложить к терминалу банковскую платежную карту или мобильный телефон, который поддерживает «Apple Pay», «Google Pay», и другие NFC-устройства и дождаться звукового и светового сигнала.
«Для пассажиров - никаких дополнительных комиссий не взымается» - сообщила руководитель Харьковского управления Ощадбанка.
«Ощадбанк» имеет серьезный опыт внедрения бесконтактных платежей в транспорте во всех уголках Украины. Такое транспортное решение - еще один элемент нашего «умного» города Харькова, поскольку упрощает проезд в метрополитене и уменьшает количество наличных средств. Со своей стороны мы всегда готовы поддерживать такие инновационные проекты для любимого города» - подытожила Оксана.
От себя добавлю, что помимо бесконтактных банковских карт Visa и MasterCard - можно оплачивать проезд и их виртуальными аналогами через NFC. Посредством приложений на поддерживающем технологию телефоне, фитнес-браслете или умных часах.
Click to view
Новинкой также воспользовались и журналисты, и ваш покорный слуга (это видно на видео).
После мероприятия удалось кое-что еще выяснить - оплату QR-кодом в Visa не исключали. Интеграторы знают, что на экран можно вывести код для оплаты, однако инвестор не оказался заинтересован в таком удобном способе оплаты для тех, у кого нет устройств с NFC.
Напомню, опробовать новинку уже можно в вестибюле станции Госпром (вход в метро со стороны сквера пл. Свободы, у гостиницы Харьков Палац).