Новый сайт Укрзалізниці, или на ошибках не учатся

Feb 16, 2020 23:56


Недавно УЗ выкатила предполагаемый вариант нового сайта компании. И он у меня вызвал одно приятное, и много неприятных впечатлений.





Начну с единственного приятного впечатления. На первый взгляд это не похоже на типичный государственный сайт - когда тебя со входа нагружают массовой информацией. Этим откровенно страдал старый сайт УЗ, и в принципе и сейчас страдают сайты региональных филий. Но все очень быстро разбивается о остальные доводы, потому что здесь ребята переборщили с упрощением.

Давайте прикинем несколько вариантов, кому вообще нужен этот сайт в первую очередь. Правильно - потенциальным пассажирам или людям, поездка которых уже состоялась. Вторая задача - это работоспособность сайта в любых условиях, с телефона, компа, телевизора или даже с электронной книги (поверьте, такие клиенты тоже есть, и у них нет смартфона!). Третья задача - оформление сайта по инклюзивности, для людей с ограниченными способностями или устаревшее нетолерантное - для инвалидов. Четвертая задача - маркетинговая составляющая, то есть замануха, чтобы у человека была мотивация с первого взгляда купить билет. Ни одну из этих задач новый сайт не выполняет как следует.

С первой задачей сайт физически не справляется по той причине, что запрос билета примитивен до позора и не учитывает базовые особенности планирования рейсов. Почему-то в голове у дизайнеров есть только экспрессы и поезда дальнего следования. Они снова забыли о электричках, обратном рейсе (довольно грубая ошибка для подобных сайтов), количестве мест. Это все должно работать со старта работы с клиентом, потому что если букинг выдаст недостаток мест - клиент будет токсичен, и вполне вероятно уйдет брать билет на автобус. То что этот сайт писали, так называемые «галерщики-формошлепы» - сразу понятно из того, что форма очень проста и не поддерживает многих твиков, ускоряющих работу с сайтом и позитивных результатов. У сайта нет т.н. «бэкэнда», вся обработка данных идет как обычно на букинге, хотя нет ничего сложного сделать регионализацию. Применение столь жаргонного описания программистов я опишу чуть ниже.

У вас есть защищенное соединение, в HTTPS нормально поддерживается работа с поиском местоположения клиента, и поле «откуда» можно заполнить по одной кнопке поиска местоположения. И оттуда можно сразу работать и с экспрессами и с поездами дальнего следования и даже с электричками. Но на это был забит болт, потому что все деньги ушли на дизайнера, которому важно не удобство клиента, а важен цвет белой устрицы.

Второе - это неоптимизированность сайта под мобильные платформы и плохой интернет.

Сайт с 4 полями, 4 кнопками, 1 меню и 5 ссылками жрет 17,5 мегабайт. Для сравнения - оба сайта, которые показывают карты по общественному транспорту (етикет и gps) со старта кушают всего 1,5 Мб, хотя групповой функционал там побольше будет. И если выбрать правильную карту, то и в 500 кб можно вложиться.

Напомню, покрытие страны 3G менее 70%, объективное покрытие 4G - менее 55%. Бонусом как связист укажу, что в поезде этот результат по многим факторам еще хуже, и когда человек ищет дальнейшую пересадку - для него новый сайт станет существенным геморроем.

А теперь самое интересное - они сделали версию для мобильных и для компов через таблицы стилей. В том числе на мобильном из 17,5 Мб, 13 Мб - это видеоролик, который пользователь сайта даже не видит, ему стили меняют видео на фотографию киевского вокзала. (Пофиксить это все можно javascript`ом, который может прочитать тип браузера, например через регулярные выражения.)

На оптимизацию им было настолько похрен, что они взяли ролик инфоцентра Магистраль, пережали его под минимальный битрейт... но забыли убрать звук. Потом они конечно его отключили через свойство тега video. Но как при планировании сайта это можно было провтыкать? Ни один из клиентов звук не услышит, хотя на нем можно было сэкономить мегабайт трафика. Во-вторых, если вы пережимали видео, и знали что оно будет работать бесконечным фоном - неужели в голову не пришло, что заканчивать видео плавным затемнением глупая идея. Опять таки это жрет трафик. (Хотя да, людей которые ставят автоплей медиафайлов и не выключают звук - варят в аду в отдельном котле, спасибо что с этим не налажали.)

Ради эксперимента я укажу прямую ссылку на видео, проигрываемое на сайте тут. ЖЖ почему-то не захотел вставлять через тег, простите его такого плохого.

Возвращаясь к форме, да и вообще к сайту - он не приспособлен к работе только с клавиатурой. Электронные книжки (видео на фоне очень способствует экрану), люди со сломанной мышью в дороге, и инвалиды остаются не у дел. Нельзя понять где находится «фокус» у курсора, чтобы выбрать нужный элемент, в стилях сайта не прописаны свойства hover, которые как раз и выделяют элементы на такой случай.

Форма не может отследить автозавершение запроса. У Укрзализныци есть фиксированные названия остановочных пунктов, соответственно на этом этапе надо занести задницу клиента на повороте и добавить первый подходящий вариант по нажатию клавиши TAB или Enter. То есть набрав Харько, современные продукты сразу же исправят опечатку первым предложенным вариантом. Но букинг УЗ не такой - и он просто пошлет, т.к. запрос составлен неверно. Это проблема «фронтенда», то есть всего того, что видит клиент и то что создали программисты на данный момент.

Форма не сохраняет в cookies\сессию последний запрос. Кстати, классического  уведомления о том что сайт использует куки - нет, хотя GPDR никто не отменял, а Укрзалізниця пытается себя позиционировать как европейская компания с богатым опытом.

Кстати, стрелочки рядом с выбором времени - не работают, только рядом с датой.

Третье. Забота о инвалидах. Вы посмотрите на это минное поле из вариантов раскраски для слабовидящих.



Это не цветофильтры, это просто замена цвета шрифтов на уровне скрипта. Опять таки - этот режим не включает повышенную контрастность, т.е. не отключает фон с видео или с картинкой. Для человека с нарушением зрения - это проблема, проверено.

Кстати, на страничке есть слово Укр, что подсказывает возможность смены языка. Не обольщайтесь, её там нет. Даже для главной страницы не предусмотрели замену текстовых полей и изображений через скрипт.

Кнопка вход тоже не работает, хотя если вы присобачили к сайту УЗ букинг, неужели на время строительства нельзя прописать к этой ссылке вход на букинг.

И последнее - маркетинговая составляющая. Т.к. этот сайт на самом деле ничто иное, как потемкинская деревня, то нормально показать выгодные предложения он тоже не может.

При составлении запроса сайт должен предложить самые выгодные расценки на рейс. Человеческим языком, т.е. учитывая сборы, и те псевдонавязанные услуги, которые являются традиционными. Вроде чая, например.

Ничего этого на сайте нет.

Но и это еще не все. На главной нет базового - колл-центра и формы обратной связи, которые способны решить 90% конфликтных ситуаций. Человеческим языком сделать блок «Щось не так?» И номер телефона с email. Все.

Тем самым срезав негативный имидж компании. Но чтобы найти контакты надо сначала зайти в меню, потом где-то в углу найти раздел «Обратная связь», нажать на него (еще один привет ребятам без мышки!), и потом среди кучи информации найти телефон 0-800-503-111 и почту service@uz.gov.ua.

Кстати, публикация графика приема руководством не автоматизирована, и уже две недели как информация протухла.

Офигенный сайт, я продолжаю негодовать с деятельности офиса Укрзализныци в Киеве на Тверской.
Previous post Next post
Up