Часть творческой интеллигенции, кормившаяся вокруг неиссякаемой Ленинианы, надо полагать, пребывает в глубокой скорби. Один из источников вдохновенья живорписцев - шалаш вождя в Разливе - сгорел дотла.
То, что осталось от шалаша.
Пользуясь печальным случаем, хочу показать какое место обиталище «бедного финского косца» занимало в тематике советской живописи, воспользовавшись неплохой коллекцией.
Итак, подборка юзера Перископ из глубин Тихого океана «Ленины в Разливе: при параде и не очень» с его текстовыми пояснениями:
https://periskop.su/1766371.html?from=sds = = = = = =
К 100-летию события решил собрать разных Лениных в Разливе. Сюжет этот был в каноне и живописцы его любили - так как он одновременно позволял изобразить и природу, и вождя (а значит, и навыки реализовать, и хорошо заработать). Я сумел найти 14 вариантов Ленина в том месте, плюс одноименную водку эпохи начала нулевых, плюс один глум, плюс клона Владимирова.
Интересных моментов в этом каноне два. Первое: нигде нет его напарника Зиновьева, с которым они в шалаше куковали вдвоем, скрываясь от ищеек Временного правительства. Никто его не изобразил. Это потому, что Григория Евсеевича, хозяина Ленинграда, сверзнули с олимпа ещё в 1926-м, достаточно рано - когда канон ещё не устоялся. А потом и вообще записали во враги народа - так что в послевоенное время мало кто помнил, что они там были вместе.
И второе. Ленина почти все живописцы изображали в костюмчике и галстучке. Это на природе-то, когда они месяц жили в шалаше! Но мало кто решился нарушить канон. Некоторые просто изображали одежду вождя нарочито размыто, как Аркадий Рылов, понимая несуразность этого, а остальные рисовали вождя "при параде". И только при Брежневе решили нарядить Ильича в Разливе в более простую одежду - это сделал официозный Налбандян.
Но начинаю подборку не с соцреализма, а с современного прочтения. Художник Олег Хвостов изобразил Ленина нестандартно, и потом эта серия картин ("Новая Лениниана")
так и осталась в музее в Разливе.
Хвостов Олег "Ленин в Разливе" (2001)
2. Картина официозного художника Ивана Владимирова, который прославился в конце 1990-х серией акварелей, бичующих революцию. Биография его крайне интересна - это трижды перевёртыш, и он всегда умудрялся делать это вовремя. После Февральской революции он бичевал проклятый царизм, и призывал снести все старые памятники режиму - в т.ч. и Николая I на Исаакиевской пл., который большевики все же не тронули. Потом переметнулся к белым и рисовал ублюдочных матросов, громящих винные магазины, надругательства над бедными царскими генералами, суровые реквизиции у несчастных крестьян. Поздней осенью 1919-го переметнулся к красным и стал, напротив, рисовать героические сцены с большевиками и дурачков-белых, трусливо утекающих пароходами с Черного моря. Затем много и хорошо стал рисовать Ленина, Сталина, СССР и умер в почёте и с регалиями сразу после войны. И вот одна из его канонических картин того времени.
И.А. Владимиров "Ленин и Сталин летом 1917-го"
3. Любопытно, что на арт-рынке сейчас изготовляют клоны той "владимировской" картины, несколько огрубив и упростив её, за умеренные цены до 200.000 руб. Значит, сюжет и посейчас востребован.
4. Володин Н.Я. "Ленин в Разливе" (1966)
Кто-то развел костер и занимается чаем или супом в котелке, дровами и поддержанием огня. А Ильич в чистеньком и в галстучке сидит у костра с книжками и пишет.
5. Киянченко Георгий "Ленин в Разливе" (1950)
Совершеннейший канон! Одежда парадная, торжественная, выглаженная и полный комплект. Даже не верится, что всё это - в Разливе на природе, а не в Смольном или на Красной площади.
6. Жуков Николай "Ленин и Сталин в Разливе" (1940-е, точный год неизвестен)
Оба вождя изображены каждый в своём каноне.
7. Кукрыниксы "Ленин в Разливе" (1949)
Тоже всё канонично, но хотя бы не так парадно, как у Володина или Киянченко выше.
8. Митюшев Пантелеймон "Ленин и Сталин в Разливе" (1949)
Здесь вождь №1 на удивление не в парадной одежде.
9. Аркадий Пластов "Ленин в Разливе" (1948)
Туман, романтика, лицо Ильича освещается костром. Непонятно, кто его развел и кто поддерживает. Ленин с газеткой, он занимается литературной работой. Вряд ли газетка в его руках предназначена для поддержания огня.
10. Розин Петр "Ленин и Сталин в Разливе" (1936)
А вот тут появляется некто третий, кто привёз Сталина на лодке к Ильичу.
11. Соколов М.Г. "Ленин в Разливе" (год не известен)
Здесь тоже вождь поглощен литературной работой. Костер - важная часть канона - горит, и кто-то им занимается. Он за кадром. Котелков - два, чай и суп.
12. Рылов Аркадий "Ленин в Разливе" (1934)
Художник изобразил одежду вождя нарочито расплывчато, чтобы уйти от не очень разумного канона изображения его при полном параде с галстуком.
13. Шифман "Ленин у шалаша в Разливе" (год какой-то современный)
Это современная живопись под заказ. Сюжет востребован, получается.
14. И, наконец, самый официозный живописец брежневской эры - Дм. Налбандян.
Налбандян ушёл от старого канона и решительно изобразил Ленина в более рабочей и суровой одежде. Какой-то мальчик занимается костром. Год написания не установил, но писал он все это при Брежневе.
15. Щербаков Евгений "Ленин в Разливе" (1953)
Тут тоже есть мальчик-компаньон Ильича. Очевидно, условный заменитель Зиновьева :) И шалаш какой-то очень уж капитальный. Но это простительно - художник не знал, что шалаш восстановят после войны для обозрения публики. Ленин - при полном параде.
16. Это - изображение 1999 года, когда в большой моде был глум на совок и "Лукича".
17. И, наконец, водка "Ленин в Разливе". Что интересно, я её ещё застал в Питере - она выпускалась где-то лет 15 назад. Стояла на витрине. Давно уже её не видел.
18. Вот так выглядела бутылка целиком.