24 июля 1959 года в Москве, в парке «Сокольники» была открыта первая в истории СССР Американская национальная выставка.
Открывали ее с советской стороны первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР Н. С. Хрущев, с американской - вице-президент США Ричард Никсон. В виде первого же экспоната присутствовал и действующий, 34-й Президент США Дуайт Эйзенхауэр с его обращением к советскому народу:
Обращение Д. Эйзенхауэра
Масштабы выставки потрясали. Под нее была выделена часть парка площадью около 7 гектаров, где был размещен целый выставочный городок, состоящий из трех павильонов оригинальной архитектуры, открытых экспозиционных площадок, искусственных водоемов, цветников и малых архитектурных форм.
Купол павильона, названный "геодезическим"
Но еще более советского зрителя потрясли сами экспонаты. Строго говоря, экспонат был один-единственный: обобщенный образ жизни и быта среднего американца, окруженного всеми достижениями американской промышленности, науки и техники. Потрясал уже тематико-экспозиционный перечень, отраженный в буклетах-путеводителях по выставке, раздававшихся у входа в центральный павильон:
Перечень павильонов и выставок
В этих павильонах и вокруг них демонстрировались новейшие американские сельскохозяйственные машины, автомобили последних марок «Форд» и «Дженерал Моторс» и другие крупные экспонаты. Был возведен одноэтажный «жилой дом среднего американца» с полным набором бытовой техники. Жителей советских коммуналок либо малогабаритных квартир в домах-«хрущевках» особенно впечатляла кухня немыслимой по советским меркам площади с огромным холодильником, посудомоечной машиной, электроплитой, микроволновой печью и другими невиданными чудесами быта.
Кухня среднего американца
Именно в интерьере этой кухни и состоялись знаменитые дебаты между Хрущевым и Никсоном (потому и названные «кухонными»), где советский лидер впервые пригрозил показать американцам «кузькину мать».
Ну и окончательно добивала советского зрителя бесплатная раздача стаканчиков с пепси-колой, разливаемой из особых автоматов. Ажиотаж среди желающих вкусить неведомого питья, был фантастическим. Пригубил пепси даже Никита Сергеевич. Фото советского лидера, подносящего к губам стаканчик заокеанского напитка, обошло всю мировую печать.
Телеканал "Мир". Американская выставка в Сокольниках (youtube.com) = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Как, зачем и для чего эта выставка, безусловно вредная для сознания рядового советского человека, была допущена?
Разговоры о возможности ее открытия начались с момента подписания советско-американского соглашения о культурном сотрудничестве 1958 года. Была достигнута договоренность по схеме «фифти-фифти»: «Мы организуем В США выставку о наших достижениях, вы в СССР - о ваших достижениях».
Впрочем, тут же начались сомнения - не принесет ли американская национальная выставка в Москве больше вреда, нежели пользы? Не станет ли наглядная демонстрация того, как живут американские трудящиеся, ударом по «вечно живому всепобеждающему» марксистско-ленинскому учению? Не превратится ли выставка в инструмент пропаганды чуждого нам образа жизни? Но, с другой стороны, что поделаешь - ведь советская выставка должна быть открыта раньше! Открыть свою в Штатах с демонстрацией преимуществ социализма, а затем не допустить американскую к нам … ммм… это, как говорится, ни в какие ворота. Опять же - готовится визит Н. С. Хрущева в США, намеченный на осень того же 1959 года. Отказ американцам мог бы повести к срыву визита.
Поэтому было найдено соломоново решение: в договоренности о проведении выставок говорилось, что никаких экспонатов и материалов политического и пропагандистского характера в экспозициях не будет. Но на всякий случай советской стороне удалось настоять на предварительном просмотре всех фильмов, включая мультики, предназначенных к показу на выставке. Был проинспектирован и книжный раздел выставки, откуда были изъяты книги, сочтенные наносящими вред СССР и его союзникам, либо морали советских людей.
Ну, а что касается более высоких заработков американских рабочих, более комфортных автомобилей и более технически оснащенных кухонь, так эту информацию решено было нейтрализовать продуманной контрпропагандой.
План предстоящих контрпропагандистских мероприятий был обсужден и утвержден особым совещанием ЦК КПСС под руководством члена его Президиума, секретаря ЦК Е. А. Фурцевой. План включал в себя следующие пункты:
«1. Необходимо провести совещание представителей центральных газет с тем, чтобы сориентировать наших корреспондентов, как освещать выставку. Надо решить, что следует на выставке похвалить и что критиковать и в каком плане.
2. Необходимо, чтобы общественные организации при распределении билетов на выставку выделяли специальных людей из числа членов партии, комсомольцев и беспартийного актива для организации критических записей в книге отзывов посетителей, имея в виду критику американского образа жизни, общественного и государственного строя США, а также различных язв американского капитализма (массовая безработица и т. п.)…
3. Следовало бы создать пресс-бюро при советской части администрации выставки, которое ведало бы всеми вопросами работы с корреспондентами…
4. Советским центральным газетам, имеющим собкоров в США, следовало бы организовать материалы, косвенным образом полемизирующие с наиболее тенденциозными стендами американской выставки.
5. Необходимо организовать полемику отдельных посетителей (заранее подобрав и проинструктировав их) с пристендовыми гидами-переводчиками. Материал этой полемики следовало бы использовать в репортажах наших журналистов о выставке. Это сделает репортаж более объективным и убедительным.
6. Следует иметь в виду настойчивые жалобы американцев на то, что в Москве невозможно приобрести билет на выставку».
Что же, всё понятно, логично и вполне доходчиво. Но вот насчет п. 4 … Конечно, наши собкоры в США давно руку набили на разоблачении язв и гримас американского образа жизни и противопоставлении его советскому образу. Но это советским читателям давным-давно знакомо и уже, так сказать, приелось. Ибо не ново и не оригинально. Что западный мир - паразитический, что он загнивает, умирает и вот-вот рухнет, писал еще Ленин.
А вот что, если отыскать не собкора, не советского пропагандиста, а АМЕРИКАНЦА? Который, познакомившись с выставкой, возмутился бы и на весь мир возгласил - «не верьте, люди! Всё это - ложь и измышления нашей пропаганды! На самом деле, у нас в США - УЖЖАСС!! Нищета, безработица, нwгров вешают, а трудящиеся в мусорных баках роются в поисках пропитания!» Вот такого бы американского публициста найти!
Но где взять такого? Тут без помощи товарищей с Лубянки никак не обойтись. Обратились туда. «Вам нужен американский гражданин, готовый вылить грязь на свою страну?» - ответили, судя по всему, обладатели холодных голов, горячих сердец и чистых рук. «Нет проблем, их у нас много есть в загашнике. Давайте текст, что и как он должен о выставке написать».
Такой гражданин (прошу прощения, гражданка) был(а) найден(а) незамедлительно.
(продолжение завтра)