Флагман отечественного страхования

Jul 01, 2024 19:28





"Ревизор", 1996 г.., № 5



Авторитет и деловые связи основателей были достаточно велики, иначе императора вряд ли осмелились бы беспокоить в столь драматический для него и всей страны момент: только что, 1 марта 1881 года, его отец, Александр II, был убит...



Р. И. Пенль, управляющий делами страхового общества "Россия" в 1882-1909 гг.

Одним из инициаторов создания «России» явился видный финансовый деятель австрийского происхождения Роман Иванович Пенль. Ему принадлежала заслуга привлечения к руководству компанией ведущих финансистов страны, установление связей с прессой и зарубежными обществами перестрахования, создание примерно с 90-х гг. самой многочисленной в стране сети страховых агентов. С 1882 года до своей кончины в 1909 г-н Пенль занимал в руководстве «России» пост управляющего делами.



А. Я. Прозоров, председатель Правления "России" в 1893-1910 гг.

Не менее колоритными фигурами были и" другие учредители общества: Николай Полежаев, учредитель и (с 1894г.) председатель правления С-Петербургского Учетного и Ссудного банка, члены правления того же банка Яков Утин и Абрам Зак, владелец знаменитого торгового и банкирского дома барон Гораций Гинцбург, член Совета Волжско-Камского банка и будущий председатель С-Петербургского биржевого комитета Алексей Прозоров, известные предприниматели и банковские деятели Герман Рафалович и Дмитрий Петрококино.

При таком «созвездии» известнейших в деловом мире имен объявлять о сборе уставного капитала путем открытой подписки на акции не было никакой необходимости. Капитал в 4 миллиона рублей был поделен на 16 тысяч именных акций достоинством в 250 рублей, причем соответствующий параграф устава гласил, что распределяются акции между учредителями и приглашенными ими к участию в предприятии лицами по взаимному соглашению. Правление избиралось сроком на 3 года в составе 7 членов и 2 кандидатов, владеющих не менее чем сотней акций. 25 акций образовывали минимум, дававший право владельцу голосовать на общем собрании. Этими мерами владельцы «России» обеспечили себе максимум полномочий как в распоряжении финансами, так и в проведении конкретной работы.

Дополнительной гарантией устойчивости создаваемого общества послужило уставное положение об обязательном помещении основного капитала общества в государственные ценные бумаги и гарантированные правительством бумаги частных компаний.

Начала «Россия» свою деятельность с традиционных для страны страхований жизни и от огня, причем впервые в отечественной практике начала осуществлять в больших масштабах страхование на дожитие, а также страхование с участием страхователей в прибыли, при котором застрахованным поступало до 50% чистого дохода компании. Эти новшества, а также грамотно проведенная рекламная кампания привели к тому, уже за первые 10 лет работы «Россия» уверенно вышла на первое место среди остальных обществ как по числу заключенных договоров, так и по общей сумме страхований. Если в 1881 - первом году работы - в «России» пожелало застраховать свою жизнь около 600 человек на сумму в 2,5 миллиона рублей, то в 1890 г. таковых оказалось уже 22 тысячи, а общая сумма страхований составила 22 миллиона. Выплаты пострадавшим от пожаров возросли за этот период с 40 до 100 с лишним тысяч в год, а в дальнейшем, к началу XX столетия, увеличились еще в три раза.

В 1887 г. «Россия» приступила к страхованию транспортов и грузов, к концу века обогнав транспортные компании по этой позиции, а в следующем, 1888 г., впервые в истории стала заниматься индивидуальным и коллективным страхованием (в том числе и рабочих), от несчастных случаев. На рубеже столетий к ним прибавилось страхование движимого имущества от краж со взломом, а также - видимо, как реакция на наступившую эпоху стачек, погромов и уличных шествий - страхование стекол и зеркал «от излома и разбития».

К середине 90-х гг.ХIХ века гегемония «России» была признана всеми ее конкурентами. Распространение полисов компании производилось 22 отделениями и 965 агентствами, а также 1510 местными и разъезжающими агентами. Договоры страхований заключались практически на всех станциях железных дорог, для каковой цели были построены специальные пункты-киоски.



Киоск страхового общества "Рщссия"

Самое пристальное внимание руко­водство «России» уделяло рекламе. Ежегодно огромные средства тратились на выпуск агитационных брошюр, па­мяток, буклетов, на размещение рек­ламных материалов в газетах и непе­риодической печати. В 1896 г. на Все­российской ярмарке в Нижнем Новго­роде «Россия» открыла роскошный выс­тавочный павильон, выполненный в виде ажурной ступенчатой башни, изображение которого на долгие годы стало одним из графических символов компании.

Но, пожалуй, самым удачным  рекламным ходом компании стало использование иконографических мотивов.



Слева - икона Богоматери "Неопалимая купина". Характерной особенностью композиции является восьмиугольная звезда, образованная двумя остроконечными четырехугольниками с вогнутыми сторонами: красного (символ огня) и зеленого (несгораемый куст). Икона традиционно считалась защитницей от пожаров и прочих несчастий. Справа - страховая доска общества "Россия". Надпись "В обществе "Россия" застраховано" вписана в аналогичный восьмиугольник. Этот символ использовался в оформлении акций, полисов, рекламных объявлений и деловой документации общества.

При оформлении полисов использовались и другие мотивы.



Полис страхового общества «Россия»

В 6 местах декоративного обрамления полиса видна  восьмиугольная звезда - знакомый уже символ. В центре сверху на фоне видов двух столиц Российской империи - знакомый всем образованным людям сюжет из античной мифологии, посвященный Мойрам - греческим богиням судьбы, определявшим продолжительность отпущенной человеку жизни. В центре -  юная богиня Клото, прядущая нить жизни, справа от нее - Лахесис, направляющая нить, и слева - старуха Антропос, ее бесстрастно перерезающая.

С 1880-х годов при изготовлении полисов начали использовать технику многоцветной печати. Полисы поражают необычно большими для официальных бумаг размерами - до 60 см высотой (!) Очевидно, им специально придавали вид особо важных документов. Подобное оформление должно было наглядно свидетельствовать о солидности и надежности страховой компании, демонстрировать ее уважительное отношение к клиенту.

С конца XIX века «русская» тема в рекламной политике компании получила дальнейшее развитие.  Для формирования позитивного образа фирмы в общественном сознании начинает использоваться символический образ Матери-России, прикрывающей стариков, увечных, вдов и сирот щитом, в центре которого - узнаваемый абрис иконы «Неопалимая купина». Тем самым в сознании публики производилось искусственное отождествление образа Родины, окружающей заботой своих детей, с компанией «Россия», гарантирующей им (при условии страхования) материальную защиту от бед и невзгод. Этот символ, выполненный в виде скульптуры, стал частью архитектурного оформления фасада здания правления в Санкт-Петербурге.



Рекламный плакат компании с изображением скульптурной композиции над зданием правления в Санкт-Петербурге.

Не меньшее внимание руководство «России» уделяло и заботе о собствен­ных работниках. С 1891 г, при правлении общества начала действовать сберегательная касса служащих. Разработчики устава кассы использовали все лучшее, что было накоплено к тому времени по части негосударственного пенсионного обеспечения. Наибольший интерес представлял собой принцип формиро­вания пенсионного фонда. Согласно ус­таву, фонд складывался из 5% вычетов из зарплаты работников и 5% отчисле­ний от прибыли общества, а также про­центов на весь капитал кассы. Прорабо­тав 20 и более лет, покидающий компа­нию сотрудник получал накопленную сумму, что позволяло ему в дальнейшем получать ренту в размере пенсии сред­него государственного чиновника. В слу­чае смерти служащего его семье выда­валось пособие в размере годового за­работка умершего.

Значительных успехов достигает «Россия» в эти годы и в пропаганде страхования в стране. С 1890 г. начина­ет выходить в свет периодический жур­нал «Страховое обозрение», редактиру­емый товарищем управляющего дела­ми общества А.Бунаковым. Журнал бесперебойно выходил до 1917 г., еже­месячно знакомя интересующихся с са­мой разнообразной информацией по широкому кругу вопросов, связанных со страховым делом. Помимо важной задачи страховой пропаганды журнал выполнял еще одну, «антирекламную» функцию, периодически подвергая сок­рушительной критике приемы и методы работы конкурентов «России», либо не­навязчиво подводя читателей к мысли о «ненадежности», «рискованности» договоров, заключаемых ими с други­ми компаниями.

Объектом особенно целенаправлен­ных нападок со стороны «Страхового обозрения» была в начале XX столетия деятельность американских обществ страхования жизни «Нью-Йорк» и «Эквитебль», осуществлявших так называе­мые накопительные формы страхования на дожитие, при которых резерв премий страхователей, умерших до истечения срока договора, не выдавался наслед­никам, а перераспределялся среди жи­вых держателей полисов. Публицисты «России» потратили немало чернил, по­вествуя об «аморальности» подобных форм страхования, «неразборчивости в средствах», с помощью которых инос­транные страховщики завлекают в свои сети россиян. Впрочем, ее конкуренты не оставались в долгу, весьма красочно живописуя «диктаторские замашки» «России», полный контроль, который она якобы установила над прессой, весьма жесткие приемы в обращении со страхователями, допускающими какие-либо отступления от полисных условий.

Так, предметом регулярной критики был параграф устава «России», согласно ко­торому полис утрачивал свою силу, если страхователь пропускал время очеред­ной уплаты премии. Впрочем, от послед­него обвинения руководство компании защитилось простейшим, хотя и неде­шевым способом, обязав своих агентов регулярно рассылать держателям поли­сов памятку-уведомление о наступлении срока очередного платежа.

После получения от правительства права вкладывать свободные средства в недвижимость, «Россия» выстроила для своего крупнейшего - московского отделения роскошное здание на Лу­бянской площади. Зданию этому была уготована более чем знаменитая судь­ба: в советское время в нем обоснова­лись службы ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ СССР. Эта удивительная гримаса исто­рии породила в 30-е годы забавный анекдот: «Раньше здесь принимали имущество на страх, а теперь приводят людей в ужас» (вариант: «Раньше здесь страховали, а теперь ужасают»). Элементы дореволюци­онного декора сохранились во внутрен­нем убранстве здания надолго. О ним­фах страхового общества «Россия», резвящихся на потолке кабинета Абаку­мова, упоминает Солженицын в романе «В круге первом».



Московское отделение страхового общества "Россия" на Лубянской площади в Москве. Справа - гостиница "Империал", в советское время переоборудованная в печально знаменитую Внутреннюю тюрьму.

XX век привел к руководству «Росси­ей» не менее знаменитых в своей сфере деятельности людей. На смену А.Я. Прозорову, возглавлявшему правление с 1893 г., пришел Я.И. Утин, ставший к тому времени председателем правления С-Петербургского Учетного и Ссудного банка. Из других знаменитостей в сос­таве руководства общества заслуживают быть отмеченными: Э.Л. Нобель, глава знаменитого нефтяного концерна (1886 - 1889 гг.), А.И. Гучков, председатель III Государственной Думы и будущий во­енный министр Временного правитель­ства (1909 - 1912 гг.), банкиры А.И. Вышнеградский, В.Ф. Давыдов, Б.А. Ка­менка (председатель правления в 1916 - 1917 гг.)

Только однажды, в 1906 г., операции «России» оказались убыточными, а бир­жевая цена акций опустилась ниже но­минала. Все остальные годы акции при­носили владельцам стабильный доход, колебавшийся от 5% до 17%. Незадолго до начала войны компания предложила сельскому населению три новых вида страхования: посевов от градобития, растений от насекомых и болезней и до­машних животных от падежа и убоя. Ре­зервы премий достигли к тому времени астрономической суммы в 280 миллио­нов рублей, инвестированных в россий­ские и иностранные ценные бумаги ли­бо в недвижимость. Портфель ценных бумаг, принадлежавших обществу, со­держал более 40 наименований облига­ций госзаймов, ипотечных банков, об­ществ железных дорог. Общая сумма вознаграждений, выплаченных страхо­вателям, превысила 350 миллионов.

В годы первой мировой войны мощ­ный потенциал «России» позволял ей длительное время продолжать работу в условиях, когда деятельность боль­шинства других компаний сделалась уже попросту невозможной. В отчете за 1915 г. правление компании констати­ровало серьезные убытки из-за прекращения операций на оккупированных территориях - в Царстве Польском, Се­веро-Западном крае и Прибалтике и отметило успех нового вида страхова­ния - торговых судов от военной опас­ности. Однако лавинообразное нарас­тание общего кризиса в стране, выз­ванного войной, разрухой, пораженчес­кой агитацией на фронте и в тылу, все более обесценивало усилия руковод­ства по поддержанию компании на плаву. Дела страхового гиганта медлен­но, но неуклонно шли под гору...

Последний из появившихся в печати отчетов «России» датирован январем 1918 г. Внешне он мало отличался от отчетов прошлых лет, но обилие опти­мистических показателей выглядит яв­ной попыткой скрыть истинное положе­ние дел.

28 февраля 1919 г. Народный Комис­сариат труда РСФСР вынес постановле­ние о ликвидации всех частных страхо­вых учреждений в стране и о передаче их дел в ведение местных органов. Зак­рытие многочисленных филиалов и агентств общества, разбросанных по всей стране, оказалось непростым де­лом даже для весьма решительной в та­ких делах новой власти. Молчаливым свидетельством этой последней страни­цы истории «России» является храняще­еся в фондах Музея истории банковско­го дела предписание командиру инже­нерного дивизиона в г. Томске. Предпи­сание требует срочно откомандировать красноармейца С. Архипова, бывшего служащего Томского отделения «Рос­сии», для подготовки его дел к оконча­тельной ликвидации...

Вадим Акимов

Previous post Next post
Up