"Ревизор", 1996 г.., № 5
Авторитет и деловые связи основателей были достаточно велики, иначе императора вряд ли осмелились бы беспокоить в столь драматический для него и всей страны момент: только что, 1 марта 1881 года, его отец, Александр II, был убит...
Р. И. Пенль, управляющий делами страхового общества "Россия" в 1882-1909 гг.
Одним из инициаторов создания «России» явился видный финансовый деятель австрийского происхождения Роман Иванович Пенль. Ему принадлежала заслуга привлечения к руководству компанией ведущих финансистов страны, установление связей с прессой и зарубежными обществами перестрахования, создание примерно с 90-х гг. самой многочисленной в стране сети страховых агентов. С 1882 года до своей кончины в 1909 г-н Пенль занимал в руководстве «России» пост управляющего делами.
А. Я. Прозоров, председатель Правления "России" в 1893-1910 гг.
Не менее колоритными фигурами были и" другие учредители общества: Николай Полежаев, учредитель и (с 1894г.) председатель правления С-Петербургского Учетного и Ссудного банка, члены правления того же банка Яков Утин и Абрам Зак, владелец знаменитого торгового и банкирского дома барон Гораций Гинцбург, член Совета Волжско-Камского банка и будущий председатель С-Петербургского биржевого комитета Алексей Прозоров, известные предприниматели и банковские деятели Герман Рафалович и Дмитрий Петрококино.
При таком «созвездии» известнейших в деловом мире имен объявлять о сборе уставного капитала путем открытой подписки на акции не было никакой необходимости. Капитал в 4 миллиона рублей был поделен на 16 тысяч именных акций достоинством в 250 рублей, причем соответствующий параграф устава гласил, что распределяются акции между учредителями и приглашенными ими к участию в предприятии лицами по взаимному соглашению. Правление избиралось сроком на 3 года в составе 7 членов и 2 кандидатов, владеющих не менее чем сотней акций. 25 акций образовывали минимум, дававший право владельцу голосовать на общем собрании. Этими мерами владельцы «России» обеспечили себе максимум полномочий как в распоряжении финансами, так и в проведении конкретной работы.
Дополнительной гарантией устойчивости создаваемого общества послужило уставное положение об обязательном помещении основного капитала общества в государственные ценные бумаги и гарантированные правительством бумаги частных компаний.
Начала «Россия» свою деятельность с традиционных для страны страхований жизни и от огня, причем впервые в отечественной практике начала осуществлять в больших масштабах страхование на дожитие, а также страхование с участием страхователей в прибыли, при котором застрахованным поступало до 50% чистого дохода компании. Эти новшества, а также грамотно проведенная рекламная кампания привели к тому, уже за первые 10 лет работы «Россия» уверенно вышла на первое место среди остальных обществ как по числу заключенных договоров, так и по общей сумме страхований. Если в 1881 - первом году работы - в «России» пожелало застраховать свою жизнь около 600 человек на сумму в 2,5 миллиона рублей, то в 1890 г. таковых оказалось уже 22 тысячи, а общая сумма страхований составила 22 миллиона. Выплаты пострадавшим от пожаров возросли за этот период с 40 до 100 с лишним тысяч в год, а в дальнейшем, к началу XX столетия, увеличились еще в три раза.
В 1887 г. «Россия» приступила к страхованию транспортов и грузов, к концу века обогнав транспортные компании по этой позиции, а в следующем, 1888 г., впервые в истории стала заниматься индивидуальным и коллективным страхованием (в том числе и рабочих), от несчастных случаев. На рубеже столетий к ним прибавилось страхование движимого имущества от краж со взломом, а также - видимо, как реакция на наступившую эпоху стачек, погромов и уличных шествий - страхование стекол и зеркал «от излома и разбития».
К середине 90-х гг.ХIХ века гегемония «России» была признана всеми ее конкурентами. Распространение полисов компании производилось 22 отделениями и 965 агентствами, а также 1510 местными и разъезжающими агентами. Договоры страхований заключались практически на всех станциях железных дорог, для каковой цели были построены специальные пункты-киоски.
Киоск страхового общества "Рщссия"
Самое пристальное внимание руководство «России» уделяло рекламе. Ежегодно огромные средства тратились на выпуск агитационных брошюр, памяток, буклетов, на размещение рекламных материалов в газетах и непериодической печати. В 1896 г. на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде «Россия» открыла роскошный выставочный павильон, выполненный в виде ажурной ступенчатой башни, изображение которого на долгие годы стало одним из графических символов компании.
Но, пожалуй, самым удачным рекламным ходом компании стало использование иконографических мотивов.
Слева - икона Богоматери "Неопалимая купина". Характерной особенностью композиции является восьмиугольная звезда, образованная двумя остроконечными четырехугольниками с вогнутыми сторонами: красного (символ огня) и зеленого (несгораемый куст). Икона традиционно считалась защитницей от пожаров и прочих несчастий. Справа - страховая доска общества "Россия". Надпись "В обществе "Россия" застраховано" вписана в аналогичный восьмиугольник. Этот символ использовался в оформлении акций, полисов, рекламных объявлений и деловой документации общества.
При оформлении полисов использовались и другие мотивы.
Полис страхового общества «Россия»
В 6 местах декоративного обрамления полиса видна восьмиугольная звезда - знакомый уже символ. В центре сверху на фоне видов двух столиц Российской империи - знакомый всем образованным людям сюжет из античной мифологии, посвященный Мойрам - греческим богиням судьбы, определявшим продолжительность отпущенной человеку жизни. В центре - юная богиня Клото, прядущая нить жизни, справа от нее - Лахесис, направляющая нить, и слева - старуха Антропос, ее бесстрастно перерезающая.
С 1880-х годов при изготовлении полисов начали использовать технику многоцветной печати. Полисы поражают необычно большими для официальных бумаг размерами - до 60 см высотой (!) Очевидно, им специально придавали вид особо важных документов. Подобное оформление должно было наглядно свидетельствовать о солидности и надежности страховой компании, демонстрировать ее уважительное отношение к клиенту.
С конца XIX века «русская» тема в рекламной политике компании получила дальнейшее развитие. Для формирования позитивного образа фирмы в общественном сознании начинает использоваться символический образ Матери-России, прикрывающей стариков, увечных, вдов и сирот щитом, в центре которого - узнаваемый абрис иконы «Неопалимая купина». Тем самым в сознании публики производилось искусственное отождествление образа Родины, окружающей заботой своих детей, с компанией «Россия», гарантирующей им (при условии страхования) материальную защиту от бед и невзгод. Этот символ, выполненный в виде скульптуры, стал частью архитектурного оформления фасада здания правления в Санкт-Петербурге.
Рекламный плакат компании с изображением скульптурной композиции над зданием правления в Санкт-Петербурге.
Не меньшее внимание руководство «России» уделяло и заботе о собственных работниках. С 1891 г, при правлении общества начала действовать сберегательная касса служащих. Разработчики устава кассы использовали все лучшее, что было накоплено к тому времени по части негосударственного пенсионного обеспечения. Наибольший интерес представлял собой принцип формирования пенсионного фонда. Согласно уставу, фонд складывался из 5% вычетов из зарплаты работников и 5% отчислений от прибыли общества, а также процентов на весь капитал кассы. Проработав 20 и более лет, покидающий компанию сотрудник получал накопленную сумму, что позволяло ему в дальнейшем получать ренту в размере пенсии среднего государственного чиновника. В случае смерти служащего его семье выдавалось пособие в размере годового заработка умершего.
Значительных успехов достигает «Россия» в эти годы и в пропаганде страхования в стране. С 1890 г. начинает выходить в свет периодический журнал «Страховое обозрение», редактируемый товарищем управляющего делами общества А.Бунаковым. Журнал бесперебойно выходил до 1917 г., ежемесячно знакомя интересующихся с самой разнообразной информацией по широкому кругу вопросов, связанных со страховым делом. Помимо важной задачи страховой пропаганды журнал выполнял еще одну, «антирекламную» функцию, периодически подвергая сокрушительной критике приемы и методы работы конкурентов «России», либо ненавязчиво подводя читателей к мысли о «ненадежности», «рискованности» договоров, заключаемых ими с другими компаниями.
Объектом особенно целенаправленных нападок со стороны «Страхового обозрения» была в начале XX столетия деятельность американских обществ страхования жизни «Нью-Йорк» и «Эквитебль», осуществлявших так называемые накопительные формы страхования на дожитие, при которых резерв премий страхователей, умерших до истечения срока договора, не выдавался наследникам, а перераспределялся среди живых держателей полисов. Публицисты «России» потратили немало чернил, повествуя об «аморальности» подобных форм страхования, «неразборчивости в средствах», с помощью которых иностранные страховщики завлекают в свои сети россиян. Впрочем, ее конкуренты не оставались в долгу, весьма красочно живописуя «диктаторские замашки» «России», полный контроль, который она якобы установила над прессой, весьма жесткие приемы в обращении со страхователями, допускающими какие-либо отступления от полисных условий.
Так, предметом регулярной критики был параграф устава «России», согласно которому полис утрачивал свою силу, если страхователь пропускал время очередной уплаты премии. Впрочем, от последнего обвинения руководство компании защитилось простейшим, хотя и недешевым способом, обязав своих агентов регулярно рассылать держателям полисов памятку-уведомление о наступлении срока очередного платежа.
После получения от правительства права вкладывать свободные средства в недвижимость, «Россия» выстроила для своего крупнейшего - московского отделения роскошное здание на Лубянской площади. Зданию этому была уготована более чем знаменитая судьба: в советское время в нем обосновались службы ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ СССР. Эта удивительная гримаса истории породила в 30-е годы забавный анекдот: «Раньше здесь принимали имущество на страх, а теперь приводят людей в ужас» (вариант: «Раньше здесь страховали, а теперь ужасают»). Элементы дореволюционного декора сохранились во внутреннем убранстве здания надолго. О нимфах страхового общества «Россия», резвящихся на потолке кабинета Абакумова, упоминает Солженицын в романе «В круге первом».
Московское отделение страхового общества "Россия" на Лубянской площади в Москве. Справа - гостиница "Империал", в советское время переоборудованная в печально знаменитую Внутреннюю тюрьму.
XX век привел к руководству «Россией» не менее знаменитых в своей сфере деятельности людей. На смену А.Я. Прозорову, возглавлявшему правление с 1893 г., пришел Я.И. Утин, ставший к тому времени председателем правления С-Петербургского Учетного и Ссудного банка. Из других знаменитостей в составе руководства общества заслуживают быть отмеченными: Э.Л. Нобель, глава знаменитого нефтяного концерна (1886 - 1889 гг.), А.И. Гучков, председатель III Государственной Думы и будущий военный министр Временного правительства (1909 - 1912 гг.), банкиры А.И. Вышнеградский, В.Ф. Давыдов, Б.А. Каменка (председатель правления в 1916 - 1917 гг.)
Только однажды, в 1906 г., операции «России» оказались убыточными, а биржевая цена акций опустилась ниже номинала. Все остальные годы акции приносили владельцам стабильный доход, колебавшийся от 5% до 17%. Незадолго до начала войны компания предложила сельскому населению три новых вида страхования: посевов от градобития, растений от насекомых и болезней и домашних животных от падежа и убоя. Резервы премий достигли к тому времени астрономической суммы в 280 миллионов рублей, инвестированных в российские и иностранные ценные бумаги либо в недвижимость. Портфель ценных бумаг, принадлежавших обществу, содержал более 40 наименований облигаций госзаймов, ипотечных банков, обществ железных дорог. Общая сумма вознаграждений, выплаченных страхователям, превысила 350 миллионов.
В годы первой мировой войны мощный потенциал «России» позволял ей длительное время продолжать работу в условиях, когда деятельность большинства других компаний сделалась уже попросту невозможной. В отчете за 1915 г. правление компании констатировало серьезные убытки из-за прекращения операций на оккупированных территориях - в Царстве Польском, Северо-Западном крае и Прибалтике и отметило успех нового вида страхования - торговых судов от военной опасности. Однако лавинообразное нарастание общего кризиса в стране, вызванного войной, разрухой, пораженческой агитацией на фронте и в тылу, все более обесценивало усилия руководства по поддержанию компании на плаву. Дела страхового гиганта медленно, но неуклонно шли под гору...
Последний из появившихся в печати отчетов «России» датирован январем 1918 г. Внешне он мало отличался от отчетов прошлых лет, но обилие оптимистических показателей выглядит явной попыткой скрыть истинное положение дел.
28 февраля 1919 г. Народный Комиссариат труда РСФСР вынес постановление о ликвидации всех частных страховых учреждений в стране и о передаче их дел в ведение местных органов. Закрытие многочисленных филиалов и агентств общества, разбросанных по всей стране, оказалось непростым делом даже для весьма решительной в таких делах новой власти. Молчаливым свидетельством этой последней страницы истории «России» является хранящееся в фондах Музея истории банковского дела предписание командиру инженерного дивизиона в г. Томске. Предписание требует срочно откомандировать красноармейца С. Архипова, бывшего служащего Томского отделения «России», для подготовки его дел к окончательной ликвидации...
Вадим Акимов