Прочел статью Владимира Валентиновича Седова
"Памятник архитектуры в России: особенности национального восприятия древности" .
Не очень длинная и с красивыми картинками.
Все ж давно нужно и вполне правильно уйти от воопиковских сентенций 1960-х о "иванах, не помнящих родства" и о том, что "памятники нужно срочно спасать" к пониманию, что такое эти самые памятники для нашего реального общества, что с ними нужно делать и для чего они нужны.
В статье - краткая история трансформации представлений о памятнике (архитектурном) и о его реставрации. И типология, где есть памятники в далеких южных странах, дошедшие до нас сами собою, европейская традиция консервации и романтического переживания, и идея об особом северо-протестантском подходе, где полагается свежеоштукатуренность и покрашенность как органичное продолжение свежевымытых тротуаров и прозрачных отношений между людьми за чистенькими окнами без занавесок.
Самая спорная мысль автора - что в России во взгляде на памятник тоже господствует государственно-протестантский подход: он должен быть с иголочки отреставрирован, и даже если до нас дошло весьма мало настоящего - необходимо "возродить" его и возвратить к первоначальному использованию (икона чтобы молились, храм для службы и т.д.). До тех пор он - никому не нужная развалина, на фоне которой не фоткаются и куда не возят свадьбы.
И далее все, что очевидно, про лояльность к новоделам, и про нежелание отличать подделку по мотивам от собственно памятника.
При том, что это, несомненно, в России есть, я бы не относил это к протестантскому влиянию и не объяснял исторической и климатической необходимостью штукатурить стены.
В любом случае, нужно дальше обсуждать и понимать, ибо то, что сейчас есть - не представляется допустимым.
"Создал памятник я, меди нетленнее,
Пирамидных высот, царственных, выше он.
Едкий дождь или ветр, яростно рвущийся,
Ввек не сломит его, или бесчисленный
Ряд кругов годовых, или бег времени".