выставка «Заставить камни говорить. Средневековые скульптуры Нотр-Дам»

Dec 04, 2024 15:11




В парижском музее Клюни открывается выставка «Заставить камни говорить. Средневековые скульптуры Нотр-Дам» (“Faire parler les pierres” Sculptures médiévales de Notre-Dame), приуроченная к открытию собора после восстановления здания, пострадавшего от пожара 2019 г.

В центре внимания - скульптурное убранство собора XII-XIV вв. Часть выставленных фрагментов находится в музее еще со времен реставрации собора Виолле-ле-Дюком в середине XIX в., а другая стала результатом раскопок INRAP, проводившихся параллельно с нынешней реставрацией.
«Весной 2022 года археологи нашли 1035 фрагментов, около 700 из которых сохранили остатки краски. Мы отобрали тридцать наиболее „говорящих“ элементов для этой экспозиции. Среди них - сцены из Страстей Христовых, а также мелкие детали архитектурного декора» - рассказал куратор выставки Дамьен Берне, главный хранитель музея Клюни.
И найденные вещи, и те, что давно находились в экспозиции, но были труднодоступны как для взгляда посетителей, так и для ученых, подверглись тщательному изучению.
"Мы решили снять эти экспонаты со стен, чтобы исследовать их, отреставрировать и рассказать историю, которую они хранят. В ходе работы стали известны удивительные детали, например, особенности полихромии, сохранившейся на некоторых статуях. Это подтвердило, что в Средние века собор был по-настоящему ярким, цветным... Мы изучаем материалы - от структуры камня до следов полихромии, анализируем их с помощью новейших методов, включая датировку свинцовых пигментов и археологические исследования. Это позволяет собрать своего рода паззл, чтобы понять, как выглядели утраченные ансамбли» - рассказывает Берне.

Внимание на выставке уделено как внешним элементам убранства фасадов - порталам, галерее королей, так и интерьеру, в первую очередь - ставшей одним из основных объектов новейших исследований алтарной преграде.
Средневековая алтарная преграда (jubé) Нотр-Дам была демонтирована по воле Людовика XIV. Людовик исполнял волю своего отца, посвятившего все Французское королевство деве Марии в благодарность за рождение наследника - и в связи с этим в главном соборе Богородицы Парижа появляется новый роскошный алтарь, а куски разобранной из-за его строительства старой резной алтарной преграды со сценами Страстей Христовых зарываются в землю прямо в соборе. Таково происхождение в том числе и найденной при недавних раскопках прекрасно сохранившейся головы Христа, ставшей одним из символов выставки.





Музей Клюни, Париж, 2024. © Nina Desesquelle / RFI
Другой хит - ангел Апокалипсиса, трубящий в трубу. «Это тоже одна из ключевых скульптур - фрагмент линтеля с центрального портала фасада. Впервые за столетие этот экспонат выставлен не на большой высоте, а прямо на уровне глаз посетителей. Здесь ученые нашли впечатляющие следы полихромии, что позволило почти полностью реконструировать первоначальные краски», рассказывает куратор выставки. Эта группа изображает воскрешение из мёртвых, напоминая всякому входившему в собор, о вечном и о непреходящих духовных истинах: «Полихромия колорита поражает своей сложностью: на лицах можно различить пятна розового, синего, фиолетового цветов. В целом это все было символом превосходства вечной жизни над временной смертью. И хотя такие мелочи исполнения фигур были едва заметны прихожанам лишь издалека, мастера-резчики и художники всё равно прорабатывали их с невероятным мастерством», говорит Берне.






Музей Клюни, Париж, 2024. © Nina Desesquelle / RFI
Выставка проходит в парижском музее Клюни с 19 ноября 2024 года по 16 марта 2025 года.
https://francefineart.com/2024/11/19/3574_faire-parler-les-pierres_musee-de-cluny-musee-national-du-moyen-age/
Нотр-Дам как храм откроется 7 декабря, для посетителей-туристов станет доступен уже с 9 декабря. Музей Клюни сам по себе мил и весьма уютен, Нотр-Дам, собор Парижской Богоматери как кажется, для всех нас - прямо что-то личное, так что выставка манит. Чорт, странно осознавать, что какое-то маленькое для историков, но уже совершенно бесконечное время назад, чтобы сходить в Клюни, мне достаточно было выйти из дома и не без удовольствия пройти несколько кварталов - всего и делов. Да даже и из Москвы - утром с маленьким рюкзачком в Шереметьево, потом на метро из Шарль-де-Голль на Сен-Мишель, ну и все. Теперь все это просто недостижимо в моей реальности, но индивидуальную память человека и память нашей общей культуры все равно ничто не может и не сможет преодолеть, думаю я.

Единая Европа, XIII век, красиво, Франция

Previous post Next post
Up