Лик Богородицы с иконы из деисусного чина из собрания Н. П. Лихачева.
Вот из этого :
(
тут его иконы покрупнее)
Северные земли Новгорода, 1430-е гг. Небольшие иконы, примерно в размер аналоя (32-33 х 22-25).
Поглядел замечательный доклад про этот чин Ирины Шалиной и Елизаветы Гладковой - и прям вдохновился. Все ж должны историки и искусствоведы слышать и понимать друг друга. Иконописец спешил, по всему видно, доски не очень-то обработаны да еще и вовсе даже не то чтоб одинаковы и симметричны (похоже, пару из них пришлось спешно готовить прямо к письму, а то под рукой не было, а очень надо), ковчег еле-еле выделан, тонкий левкас даже не скрывает пороки древесины, все иконы писал мастер одновременно, послойно, проходя, а скорее даже пробегая от одной к другой. Но пигменты дорогие, уровень скорого письма отнюдь не деревенский. Видно, подхватил где-то заказ - и второпях, в ритме джаза. Доделал, поглядел - и мельком нанес сверху по ликам белильные движки. Вышло от того как-то по-фресковому, да и изначальная сглаженность и глубокая плавность от этого ушли немножко, но вот так решил наш торопыга. Насмотрелся феофанов греков, видать, и сам тож не без задора.
Какие-нибудь былинные чудские земли лежали вокруг небольшой деревянной церкви или часовни с этим чином, столетние ели, мох, валуны. Новгород и сам стоит скалой, а вокруг все непросто - и в Великом княжестве Литовском, и в Великом княжестве Московском жестокие династические войны.