(no subject)

Sep 04, 2024 14:42



В текстах о святых воинах-мучениках часто встречаешь и упоминания императоров - гонителей христианства. В этом смысле любопытно, каковы же они были? Их оппонентов - Георгия, Андрея Стратилата, Мину, Дмитрия Солунского, Феодора Тирона - нам очень легко представить себе по иконам и фрескам: красивые, мощные, молодые и уже мужественные, солдаты и офицеры в щегольских военных доспехах (да, все это не слишком соответствует представлению о христианстве как об уделе рефлексирующих аскетов, философов и асоциальных отшельников). А вот что с кесарями?

Изображений не так уж прямо много, и в этом смысле выставленный наконец в музее Коджаэли (Измит, Турция) после почти четвертьвековой реставрации найденный в 2001 г. рельеф предоставляет весьма ценные возможности. Встреча Диоклетиана и Максимиана, они сошли со своих колесниц и приветствуют друг друга. Военные императоры, один вообще внук раба, второй сын какого-то торговца из Иллирии, оба по всем ступенькам прошли карьеру в армии. Короткие стрижки и короткие бороды, сильные, жесткие и осторожные мужчины. Эпоха тетрархии. Максимиан - земляк и друг Диоклетиана, тот его и сделал цезарем, чтобы было на кого опереться. Империю раздирают войны, военные неудачи делают всех подозрительными.
Собственно, достаточно лишь представить, что наш Пригожин не забоялся перейти Оку и дойти до Москвы, чтобы понять, откуда брались такие императоры, как это работает и как это выглядит в жизни, когда своих же сослуживцев, объявленных чужими, на глазах у всех по слову любимого командира добивают кувалдой. Эстетика противостояния примерно такова.









да, кстати, и ведь именно Диоклетиан в итоге ушел от власти, поселился в родной Далмации на месте нынешнего Сплита, и тем, кто однажды пришел звать его вновь на императорский трон, сказал, что если бы вы видели, какую я тут вырастил капусту, вы бы не стали меня беспокоить своим предложением.

Единая Европа, античность, археология

Previous post Next post
Up