Советский Союз и его постмодерн-проекты

Oct 01, 2022 16:47





Разлагавшийся СССР всеми своими иссякающими силами мучительно стремился избежать предназначенного ему самою его природою. Не имея в действительности ни прошлого, ни будущего, он, однакож, хватался и за то, и за другое. Советская мысль семидесятых и восьмидесятых одновременно пыталась грезить и несбыточным (и, если уж честно, фальшивым) стругацким городом будущего, малюя его на своих плакатах и в детских фантастических фильмах - подобно камину на холсте в каморке папы Карло, и искала себе взамен так и не воплотившегося марксова всемирного единения пролетариев корни в минувшем - в истории Руси. Предпосылки для этого ясны - еще жива была уходящая русская деревня, сохранились некоторые остатки культурного наследия. Имелся в наличии и узаконивший этот путь священный прецедент в виде сталинского обращения к национальным мотивам в критический для чиновников-коммунистов момент войны, когда те хватались за что угодно как за соломинку.
Интеллигенция в лице Д. С. Лихачева и многих прочих к тому времени уже немало сделала в рамках госзаказа по освоению древнерусской культуры с полностью ампутированным христианским началом - военачальники, зодчие, иконописцы и литераторы-книжники Древнй Руси оказались прогрессивны, ибо предвидели грядущее торжество социализма на родной земле и призывали к ее единству и к борьбе против иноземных захватчиков. На такой почве выросло много чего - от собирания по деревням старых икон и прялок для души и для фарцовки до музеев-заповедников с персоналом и экскурантами совершенно довлатовского пошиба и до общества "Память", ВООПиК и писателей-деревенщиков, игравших роль неподкупного голоса истинного глубинного народа, соли земли русской. Жили оне, впрочем, в теплых городских квартирах, летовали в писательских пансионатах и конкурировали меж собою за тиражи в Союзе писателей и за серьезные госпремии от почитавшего их партейного начальства. Вся сия советская древнерусь, если уж честно, имела мало отношения к настоящей - как конные богатыри с мочальными бородами и в трениках, заправленных в кирзачи, появлявшиеся на праздниках в рай- и облцентрах. Единственный прок от этой культурно-идейной бутафории был в том, что книги, иконы, церкви и археологию перестали вовсе уж бездумно уничтожать - это стало не вполне современным, уместным лишь в особых случаях.
Стремление теснее увязать советское с русским бередило творческие души, рождая и совсем уж забавные кунстштюки - вроде полотен, открывающих пост. Известно, что Ленин с Крупскою, когда Надежда Константиновна приехала в Шушенское, сыграли бутафорскую свадьбу с венчанием, дабы молодая заимела право проживать с находящимся под надзором Ильичем. Для социал-демократов - подпольщиков это, понятно, был смешной фарс, но вот уж на холсте мы видим искреннее духовное единение Ленина и его соратников с русским православным деревенским народом. На другой же картине та же пара в условно-народных одеждах бредет на белом фоне шушенской ссылки, и очевидна отсылка к многократно издававшемуся в СССР Житию Аввакума, к знаменитому диалогу протопопицы и ее мужа на скорбном снежном пути:
«долго ли муки сея, протопоп, будет?»
И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!»
Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем».
Лживость всей этой Советской Руси стала совершенно прозрачной - лишь только рухнули державшие ее подпорки. Деревенщики без статуса в Президиуме СП и без содержавшей их госмашины стали абсолютно безголосы. Начальство пересело из "Волг" в "Мерседесы" и загрезило не березками и избушками, а виллами в Майами и Тоскане. Члены партии организованно и истово крестились. Чекисты вдруг вспомнили, что Макс Отто фон Штирлиц, придуманный творческим тандемом Стругацких Вайнеров Ильфа и Петрова Андропова и Семенова, был по происхождению царской офицер Максим Максимович фон Исаев - и начали учиться брать себе уж не "Советское Шампанское" под дефицитный импортный сервелат, а брют от Veuve Clicquot, Mumm или Taittinger, щелкать перед своими туповатыми супружницами воображаемыми шпорами и весомо произносить "честь имею!" (не забывая, впрочем, закидывать время от времени многоходовые удочки по поводу канонизации в РПЦ благородного рыцаря государственности Феликса Дзержинского). Батюшки, дописав втихую отчеты куда следует, понавесили всюду фото царственных и не вполне новомучеников. Прошлое ж оставили тем, кому оно было интересным - ученым, и история открытия ими реальной, а не придуманной с оглядкой на партком Руси, развернувшегося в конце 90-х и в 2000-е, еще ждет своего летописца.
Население же оказалось предоставлено себе, осмысляя происшедшее на той базе, что обеспечила ему советская школа. Что было для этого в головах - в принципе, известно: есть наша держава, где в целом все более-менее, все ж все вместе в одном дворе росли, пенсии хотя бы плотют и батареи греют, вокруг же - чурки, джихадисты, негры, масоны и агрессивный блок НАТО. Чем больше получившее контроль над недешевыми материальными активами начальство нуждалось в тихой благосклонности и в невмешательстве этого населения - тем больше оно стремилось сохранить и развить этакую картину мира. Про социальную справедливость уже вспоминать было не резон, поэтому понадобилось вновь объединить в одну эффективно управляемую систему элементы про волшебный город будущего (в лице гайдаро-чубайсово-кириенковских системных либералов) и про великую вечную Святую Русь-Расею (в лице КПРФ, ЛДПР и прочих "Справедливых Россий"). Ну и народ в своих пятиэтажках и в электричках остался размышлять про все в книжках про героев-попаданцев, страшно разящих разных там татаро-монголов, крестоносцев, ляхов, фашистов, боевиков и пендосов, в пенсионерских газетах от АИФ и "Комсомолки" до "Завтра" и "Черной сотни", и на форумах и сайтах для стариков - геополитиков.
Там уж расцвели воистину все цветы - заговоры инопланетных рептилоидов, Ротшильдов и Сороса, гумилевские славяноарии-пассионарии, Великая Шахматная Доска Бжезинского для игры в Чапаева, православное старчество супротив ЛГБТ, Русьорда Фоменки, доллар-рухнет-вот-прям-завтра и разнообразное лечение собачьей мочей всех людских недугов и отдельных недостатков государственности. Отставные историки партии, силовики, политруки и оборонщики, осмысляющие безнадежно непонятный для них современный мир - это картина куда похлеще Соляриса.
Собственно, то, что мы вчера слышали с Красной площади - это совершенно оттуда. Невысокий и неудачливый человек, у которого не сложилась карьера в КГБ - из-за его серости и безынициативности, из-за привычки всегда все затягивать до последнего, из-за вечных опозданий наш контрразведчик прочно завис в глухом и бесперспективном хонеккеровском Дрездене. Его способности к аналитике в сфере безопасности мы все оценили в конце этого февраля. Сам он, однако, искренне уверен, что генералом не стал лишь из-за величайшей геополитической катастрофы, и с аутичной методичностью доказывает неведомо кому свою мужскую состоятельность - жена-стюардесса, любовницы - гимнастки и студентки из календаря для мущщин. Его окружение - кому они все уже только не присягали - комсомолу, органам, партии, товарищам Демичеву, Шеварднадзе и Долгих, Андропову, Горбачеву, всемогущему доллару, Сталину, Щедровицкому, Гитлеру, Березовскому и Дьяченко, Христу, масонам, НАТО, Ельцину, Глебу Павловскому, домику на озере Комо, оффшорам, Арам Ашотычу Габриеляну, коммунизму, либерализму, имперству, Великой Победе.
Всерьез думать, что они-то со своей никем уже много лет не избиравшейся тут властью и со своей непомерно огромной собственностью, и есть настоящая Россия, ее будущее, ее история - наивно, на мой взгляд. Они не верят и в то, что сами говорят в микрофоны и камеры. Все, чего они хотят, все, что они смогли и все, чем они грезят - это бесконечно длить агонию породившего их Советского Союза, гимн которого они сделали своим гимном с правильной озвучкой от Гоблина новой песней о главном от старого Михалкова.
Или тогда уж давайте верить и в русского православного старообрядца Ленина с картин, и в то, что родитель №1 и родитель №2 - это катастрофа, а усыновление Антоном Красовским и удочерение Егором Холмогоровым - так прям манна небесная, и в то, что Сталин с Жуковым ходили к св. Матронушке и потом на самолете вокруг Москвы икону возили, и в то, что русское державное ГПУ спасало священников и профессоров от диаволова гнева.
Я что-то не верю, у нас в деревне были блаженные, но не было дураков.

Россия, русский образ, российская история

Previous post Next post
Up