Mar 26, 2010 11:24
Я часто езжу на такси. Так уж получилось - много поездок, много городов, большая страна. А водители всегда разные, и со своими историями и разговорами.
Года два назадя поймал мужчину - за 50 лет, но подятнутого, на дешевой иномарке, на Лачетти, по-моему.
Не то, чтобы он был вначале слишком разговорочив, однако беседа пошла. Он производил впечателние отставного старшины, или прапора - а оказался бывшим комитетчиком, карьеры, впрочем, не сделавшим, и занимавшимся "наружным наблюдением" - топтуном. В застойные годы он служил на Западной Украине, рассказывал, как они подрабатывали, под Новый год приезжая в лесничество за елками, а потом продавая их во Львове. Не злой человечек. Ворюга - не кровопийца. Рассказал с прибаутками как они вычисляли мужика, который на стене стадиона написал ночью "Брежнева - под суд!". Мужика искали больше года, а сдала того теща, перед которой он проговорился по-пьяни.
А потом рассказал, как они следили за диссидентом-националистом. За Чорновилом. За старшим, за Вячеславом. И им нужно было знать, как попадают его рукописи на Запад, и как к нему оттуда приходит информация.
"У него жена была - красавица! Мы все на нее любовались. Ну и начальство решило - подвели к ней парня нашего. Орел! Долго он за ней ухлестывал, ну все же своего добился. Сразу же ей все на блюдечке - либо ты просто будешь присматривать за мужем,и нам сообщать, что, откуда, - ему от этого никакого вреда, да и тебе лучше - лишний раз в ссылку не поедете, либо - сама понимаешь, все ему предъявим."
Вот так вот. И я все это представил. И мне стало очень не по себе. Только от того, что ты что-то думаешь и пишешь, в твою жизнь залезает вот такая добродушная мразь с грязными руками, ковыряется в ней, спокойно и с шуточками ломает что-то, что тебе дорого, ставит твоих близких перед выбором.
Женщина все рассказала мужу.И они остались вместе. Украина стала-таки независимой. А маленькие незаметные человечки по-прежнему вокруг нас - шакалят, кого-то за сто рублей подвезут, кого-то - подставят.
чекисты,
совесть