Прелесть наших тихих городков, как известно, в том, что время в них будто остановилось. Посмотришь налево - кончается XIX век,
посмотришь направо - на пять веков старше:
На плите над входом выбито:
"Владелец этого здания Шах Али Хан, сын шейх Аулиар Султана.
В рамадан месяц двадцать первого, год девятьсот шестьдесят второй".
А в темноте мавзолея тихо покоятся надгробия. Надписи арабской вязью на обломках древних камней многозначительны:
"Земной мир должен рушиться по моему мнению. И не останется он вечно по моему указу. Мы увидим, что мир погибнет весь. Навсегда остаться он не может, нет прочности в нём..."
"Сказал Аллах Преблагословенный и Всевышний: "Не знает душа, на какой земле она умрёт".
В усыпальницу ведет заросшая травой забвения лесенка. Мы спускались и туда, там покойная и темная пустота вечности.
Тут завершили свой путь прямые потомки Чингиз-хана, хана волею Вечного неба. Они жили здесь еще тогда, когда к югу от Оки начиналось Дикое поле - и не кончалось до моря или до Средней Азии и Китая. Им не раз приходилось вести за собой конное войско, внимательно вглядываясь в далекий горизонт - так же, как и их предкам, когда-то поднявшимся от Волги по зимним равнинам в сторону Рязани.
Пусть могилы разрушены, но место впечатляет не меньше, чем гробница Теодориха, к которой в первый раз я прибежал на мгновение в вечерних равеннских сумерках, уже опаздывая на поезд, ибо как же не не побывать там, где почиет в мире, не мечтая о буре жизни, сын Теодемира и Эрелеувы. Или усыпальница Сен-Дени, хоть и разграбленная в 1793-м, с ее королями франков, окруженная сейчас пестрым и шумным арабским миром, который лежащий там же Карл Мартелл когда-то остановил при Пуатье.
Но все ж по порядку.
Касимов (а это, как некоторые уже догадались, именно он) позволяет очень точно почувствовать, как близко от Москвы, на самом деле, кончается просто русское. Соседняя область - и вот уже татары, мещеряки, мордва. Идешь себе по совершенно кустодиевской улочке, вдруг на глаза попадается рыжехвостый Размытый Зверь:
Поднимаешь глаза - и вот оно:
Всматриваешься - да, точно. В сердце России - страшный сон для ходоков на Русские марши.
Причем, что особенно мерзостно для защитников Русского духа, все друг другу и тебе рады, никакого напряжения.
В старой ханской мечети музей, посвященный татарской этнографии, но молитвенный зал в полном порядке и местная мусульманская община не отбирает здание.
Хотя, возможно, русский дух проявляется сам собою:
Виды с белокаменного минарета - это то, ради чего стоит ехать. Свобода, покой, счастье. Уверен, любой из здешних ханов поднимался сюда не раз и не два.
Впрочем, в ханском дворце, кроме мечети, мавзолея, двухэтажных каменных и деревянных палат, бани и конюшни, была и сторожевая башня, возможно, они смотрели на Оку и заречные леса оттуда.
Нам кажется, что в то время тут была совершенная глушь и древнерусская тоска. Но это не так. Касимовские ханы, которым кровь Чингиза позволяла претендовать на многие троны, были в центре международного внимания. По словам Павла Алеппского, спутника патриарха Антиохии, его собеседник касимовский царевич Сеит-Бурхан бен Арслан знал арабский, турецкий и персидский (кроме татарского и русского), ну и философию, не без того. В 1602 году Кадыр-Али-бек написал в Касимове сборник летописей об истории ханов - от Чингиза до тогдашнего касимовского царя Ураз-Мухаммеда. В 1960-х гг. в городе и окрестностях учеными собрана коллекция старинных рукописей - сотни книг в списках XIV-XVII вв. - богословие и философия, история, даже медицина интересовали касимовцев, читавших на татарском, турецком, староузбекском и арабо-персидских языках и наречиях.
Дворец, оставшийся без своих владык, разбирали в конце XVIII века, Петер Симон Паллас видел его каменные ворота, "украшенные многими Готскими фигурами и Арапскими надписями, кровельными резными подзорами и теремками": похоже, не только мусульманская архитектура, но и барокко XVII века отразилось в сердце Касимовского юрта.
Русские (?) дали, скрывающие татарские и мордовские деревни. А это, собственно, мавзолей Шах-Али-хана сверху:
Архитектура, как и любое искусство, это всегда встреча идей: думали ли античные ионийцы, что их ордерные находки так украсят мусульманское крылечко на берегу Оки? А вот.
Трогательный приступок для муллы, чтобы он мог поучать собравшихся в садике у мечети. Напротив - лавочки.
Мечеть, построенную в том же XVI веке, Петр I, без особых успехов пытавшийся превратить Россию в Европу, повелел разобрать. А Екатерина II, которая в этом действительно преуспела, с присущей ей толерантностью позволила восстановить мечеть рядом с сохранившимся минаретом к радости всех касимовцев.
Все налицо: минарет и фундамент мечети - сер. XVI в., первый этаж - втор. пол. XVIII в., второй - 1835 г.
Внутри, как видите, микраб с теми же ионическими колоннами, искусственный мрамор 1900-х годов на стенах и дощатые полы.
В музее - роскошные платья татарских женщин. Эти, шелковые - начало XX в. Модерн, что ж вы хотите? Особенно они хороши с крупными украшениями, соответствующими и моде того времени, и татарским обычаям одновременно. Кстати говоря, у "забитых и диких восточных женщин" до революции было свое училище, где преподавали не только основы ислама и домоводство, но и русский с литературой, физику и географию. А еще был театр. "Чулпан". "Звезда" то есть.
Очень нужная для конного воина вещь: чаша в кожаном футляре для привешивания к поясу. Подобных чаш немало в Крыму и в Эрмитаже - драгоценных, XIII-XIV веков, но только здесь я понял, как их носили ордынцы.
Город на высоком берегу Оки рассечен оврагами, заросшими, как джунгли:
Все провинциальные красивости налицо.
Дворики порою полны контрастов, цветовых и содержательных:
XVIII век, сочный и выразительный, со сложной фактурой разновременной кирпичной стены:
Хорош поясок? Ведь как ста годами раньше!
Более ранние наличники навечно отпечатались на плоскости стен.
И время, вроде бы и не такое уж древнее, выглядит мощной и всепобеждающей силой.
В XIX веке общим местом была мысль, что культурное наследие России бедно, это Скифия, голое заснеженное поле по сравнению с богатой своим античным прошлым Европой. Думали ли просвещенные помещики, что когда-нибудь Россия тоже станет страной руин?
Обратите внимание на колонну, когда-то поддерживавшую крышу крыльца.
Хотя в результате возникают уголки, способные сделать честь хорошему английскому садику.
Такой вот Касимов, он же Хан-Кирмен, он же - Царевичев городок, он же - Городец Мещерский.
Тут вот еще тож написал про Касимов (ежели кто в Facebook: всякие лайки и рекомендации - всяко приветствуются:)):
Одесса на ОкеПроисхождение Касимова - дело темное. Чтобы быть не хуже других, касимовцы считают, что их город основал Юрий Долгорукий, но доводы в пользу этой версии сводятся к обезоруживающему «а почему бы и нет?».
Читать полностью на Strana.ru