Русской человек собирает в лесу мед.
(Фрагмент панели из церкви Николая в Штральзунде, Померания. 1360-1380-е гг.)
Сделано по заказу немецких купцов, торговавших с Ригой. В Ригу, как понимаете, везли тогда все нужное, и в том числе воск, из Великого Новгорода и Смоленска.
У нас в это время - совершеннейший трэш и угар. Дмитрий Иванович, оказавшись у власти ребенком, пошел ва-банк, да так и делал все время своего правления. Неслучайно на его деньгах изображался задиристый петух. В результате - тридцать лет все на волоске, набеги и походы, к концу - великое княжение прочно укрепилось за его детьми ценою спокойствия жителей Московского княжества, многократно протраленного всеми врагами. Мы воспринимаем Дмитрия Донского как борца с татарами, хотя уж это-то точно не было для него важным делом. Распад Орды, начавшийся в 1360-х гг., он с толком использовал для расширения своей личной власти, а так - законного хана слушался и дань платил.
Случалось, князь грабил и митрополита Киприана, и своего двоюродного брата Владимира Андреевича, героя Куликовской битвы, но, оказавшись в безвыходной ситуации, - шел навстречу и извинялся забывал о случившемся.
Эпоха Дмитрия (когда были заложены основы личного статуса и благосостояния) осталась в памяти московского боярства как героическая. Помнить о том, что она была наполнена ожесточенными схватками русских княжеств между собой и подавлением слабых, не хотелось, и скоро все заслонила собой Куликовская битва.
Ну а по поводу благословения Дмитрия перед битвой Сергием Радонежским, воинов-иноков Пересвета и Осляби, поединка Пересвета с Челубеем и прочих красивых мифических сюжетов я вот что скажу:
Верить «Сказанию о Мамаевом побоище» - все равно что изучать историю Второй мировой войны по тарантиновским «Бесславным ублюдкам». А для немецких купцов сложные внутренние расклады в Москве еще не стали тогда головной болью.
На востоке живут бородатые люди, которые тихо добывают в лесах меха и мед.
Медведок за колодой и впрямь хорош. Медведям лучше опасаться людей.
больше фото у
schwarzze