Знаменитое полотно Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею". 1889 .
Юный Сергий Радонежский встречает неподалеку от Ростова ангела в образе старца. Святая Русь в чистом виде и в незамутненной глубине. Собственно, ее образ возник и живет в нашем сознании через романтичную призму модерна - кроме Нестерова еще и Васнецовы, Рерих, Билибин.
Обобщенный до крайности образ русского мальчика на фоне осенних стожков, капусты и алтаря деревянной церкви. Спросят: что есть русское? - ответишь - вот же оно.
А вот еще один мальчик:
Аксели Галлен Каллела. "Сирота". 1885. Автор - певец финской народной жизни и природы в духе того же самого романтичного модерна, борец за свободу Финляндии, адъютант Маннергейма, автор финского штык-ножа образца 1919 года.
Сдается мне, между мальчиками немного разницы. Как и между культурами.
Слева - "Защита Сампо" того же Галлен-Каллелы, а справа - Баба-Яга Ивана Билибина. Все время, кстати, задумывался: почему "Яга"? И вот - по-вепсски "jaug" - "нога". Баба-Яга, костяная нога...
И летает она в здоровенной деревянной ступе, в которой в вепсских и северно-финских деревнях Русского Севера - от Белозерья до Карелии, от Новгорода до Архангельска - когда-то толкли при стирке белье.