АДАТЫ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ (XVIII В. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)
Видные русские ученые М.М. Ковалевский , Ф.И. Леонтович, изучая адаты ингушей, пришли к выводу о преемственности в адатах норм древнегерманского и русского обычного права. Адаты «нередко целиком напоминают многие институты древнего германского и славянского права, - институты, о каких говорят еще древние историки и бытописатели славян и германцев и какие сохранились, например, в «Русской правде»
НА РУСИ:
На Богоявление изгоняли бесов не только из «душ и телес», но и из домов. Для этого стреляли из ружей.
У ИНГУШЕЙ:
Традиционно в Ингушетии, как и во многих других регионах Кавказа, на свадьбах стреляют в воздух. Считается ,что этот обычай связан с верой в то, что злые духи могут навредить невесте и свадьбе и их надо отогнать.
НА РУСИ:
Подолы подшивали холстом и втыкали в них иголки - такой оберег, по поверьям, защищал женщину. В повседневной жизни носили амулеты: считалось, что они охраняют от укусов животных и сглаза.
У ИНГУШЕЙ:
У реки невеста вытаскивала иголку из своего свадебного платья, которым ей прокалывала подол девушка в день свадьбы. Она должна была проткнуть яйцо данной иголкой и кинуть его в текущую воду.
Игла - широко распространенный атрибут символических действий, который выступает в ингушских обрядах, как средство порчи, так и оберег. Иглы, воткнутые в одежду, защищали от всякого зла и нечистой силы: не только на свадебной одежде, но и в обычные дни ингушские женщины втыкали иголки или булавки в свою одежду, в одежду детей.
НА РУСИ:
Мужчины и женщины носили традиционную одежду с поясами: ходить без них считалось так же неприлично, как и без головного убора
. Появилось дажеслово «распоясаться», что значит утратить сдержанность, вести себя неподобающе. Поясом подвязывали нижнюю рубаху, сарафан, юбку-поневу и штаны. Верхнюю одежду удерживал широкий кушак, его дважды оборачивали вокруг туловища. Русские мужчины ткали, плели и вязали пояса из шерсти, конопли или льна. К поясу подвешивали небольшие нужные в быту предметы - ножи, кошельки и сумки.
У ИНГУШЕЙ:
Пояс во все времена считался обязательным элементом мужского одеяния горцев. Ношение кожаных поясов и ремней с металлическими пряжками и накладками - древняя традиция ингушей.
Неподпоясанному мужчине неприлично было выйти на улицу, показаться старику или человеку, бывшему статусом выше его. Не носили пояса очень глубокие старики и мальчики. И только во время траура мужчина мог ходить распоясанным.
Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными, бляшками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска не была надета), а иногда и на шубе. У ингушей пояс изредка надевали и на рубаху.
Узкие ремни с железным или медным набором найдены в склепах ингушей. Е.Н. Студенецкая приводит определение Е.И. Крупнова: «Каждый покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом».
НА РУСИ:
В русскую традицию входил обычай накормить гостя всем лучшим, что было в доме, и как можно большим количеством блюд.
У ИНГУШЕЙ:
Вековые традиции ингушского народа закрепили обычай гостеприимства как священный закон, обязательный к исполнению. В одной из народных песен запечатлено древнее предание, как нельзя лучше раскрывающее суть этой национальной традиции. Ее главный герой поставлен перед сложным выбором между необходимостью как должно принять под своей крышей кунаков погибшего отца, возможностью рассчитаться с его убийцей и спасением собственного личного счастья: ведь его невесту в ту самую ночь должны были выдать за другого. Молодой человек внял совету матери, убедившей его, что чему суждено сбыться, то обязательно сбудется, невзирая на преграды. Лишь выполнив свой долг по отношению к гостям и уложив их спать, отправился молодой ингуш осуществлять кровную месть и отвоевывать невесту. И враг был повержен, и любимая стала его женой, и все дела были улажены миром.
У ИНГУШЕЙ:
Образ Древа символизирует два измерения. В одном измерении древо - это время: прошлое (корни) - настоящее (ствол) - будущее (крона с плодами и семенами). Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без прошлого. Поэтому в старину для ингушей крайне важно было знать имена 14 своих предков. Сегодня ингушскому мужчине достаточно знать своих предков до 7-го колена. Ствол - это настоящее. По нему течет сок - жизнь. Он питает будущее - плоды и семена, которыми оно будет размножаться. В другом измерении Мировое древо - это три параллельных мира, взаимодействующих друг с другом: подземный мир Эл - царство мертвых, где умершие живут полноценной жизнью и в курсе всех событий, происходящих в царстве живых; мир, в котором живем мы с вами; и «небесный мир», в котором обитают Верховный бог Дяла и все его помощники - патроны, а также одушевленные Солнце, Луна и звезды. Среди людей лишь избранные могли перемещаться в тот или иной мир.
У ингушей в древности было множество правил поведения в лесу - своего рода «Лесной кодекс».
Лес, как и все остальная природа, считался одушевлённым. После появления первых почек он просыпался, оживал, и людям запрещалось ходить по лесу с топором, чтобы не нагонять страх на деревья.
У ингушей было множество «священных рощ», или «запретных лесов», где проводились религиозные обряды. Люди верили, что даже вырубка кустарника и собирание хвороста там будут жестоко наказаны высшими силами. Единственное, что можно было вынести, - палку, чтобы изготовить новый посох для жреца.
НА РУСИ:
Считалось, что мировое древо - самая важная точка пространства, поэтому находится оно в центре всего мироздания и выполняет роль оси. Само дерево состоит из трех ярусов, каждый из которых ассоциируется с частью мира: ветви простираются до самого неба и символизируют небесный престол, ствол - это земной мир, а корни уходят глубоко и связаны с подземным царством.
К каждой части относились существа, обитающие на древе или у его подножия. В ветвях, согласно верованиям, сидели мифологические или реальные птицы - чаще всего орлы, реже упоминались души предков в птичьем обличии.
Концепция мирового древа связана не только с пространством, но и со временем. Корни символизировали прошлое, ствол - настоящее, а крона - будущее. Они были взаимосвязаны, подобно всем частям дерева, и не могли существовать по отдельности. По другим представлениям, части мирового древа олицетворяли три поколения: предков, ныне живущих людей и потомков. Кроме того, древо связывали со светом и тьмой. В некоторых поверьях упоминалось, что в его ветвях живут солнце и луна, а в корнях царит вечный мрак.
НА РУСИ:
Месяц считали вторым по значимости светилом после солнца. В народе его традиционно представляли младшим братом, освещавшим землю ночью, когда старший отдыхает.
У ИНГУШЕЙ:
Ингуши верили, что у Солнца есть мать по имени Аза, и в дни летнего и зимнего солнцестояния Солнце прячется и выходит из чрева своей матери. В одном из мифов Солнце и Луна представлены как брат и сестра, у них есть злая сестра Моаж, которая все время хочет их поглотить и гоняется за ними по небосклону. Иногда она их догоняет, и тогда происходит затмение.
НА РУСИ:
Звезды в народе считали душами праведников и младенцев, наблюдающими с небосвода за родными.
В старину верили, что с рождением ребенка звезда зажигается, а после смерти человека гаснет или падает на землю.
У ИНГУШЕЙ:
Каждая звезда на небе, согласно ингушским поверьям, - это душа человека. Люди умирают ровно через год после падения своей звезды.
Ингуш.язык Кхинч: мать Луны: богиня загробного мира, покровительница мертвых
НА РУСИ:
Проводы человека в мир иной чтились на Руси не меньше, чем его появление на свет.
На кладбище в могилу, которую обязательно выкапывали чужие люди, перед опусканием гроба бросали монетки - «откупливали» место. Здесь же устраивали поминальную трапезу, постелив на могилу небольшое полотенце - постельку - и скатерть, которые затем уносили домой. До наступления 40-го дня после смерти скатерть нельзя было стирать
У ИНГУШЕЙ:
У ингушей было особое отношение к загробному миру. Умерший человек по их представлениям продолжал жить в Эле. Хоронили в склепе, т.к похоронить в земле означало оставить его на том свете без крова. Обязательно вместе с телом в склеп складывали предметы необходимые в хозяйстве, еду, оружие и т. д.
А на вторых поминках проводился обряд посвящения лошади. После его проведения считалось, что у покойника появлялась лошадь и возможность перемещаться в любое место.
Iэл (Эл) - подземный мир бога Эштра создан его отцом, демиургом Дэла за три дня.
Дяла - верховный бог, за 10 дней создал два мира. Мир живых (Малхи) и мир мёртвых (Iэл, Эл). Элом управляет его сын Эштр.
Медные врата в Iэл охраняет неуязвимое существо Ешап. Ешап у врат Iэла является великаншей, которая имеет по ДЕВЯТЬ РУК, ног и глаз. Убить ее не смог даже нарт Сеска Солса. Также в легендах можно заметить, что в Iэле находится множество и других хтонических существ. Например в одной из легенд гIам (ведьма) закинула зирака(знахаря/лекаря) в подземный мир.В 19 веке с приходом ислама, вера в Iэл стала изменяться.
3. ВХОД в мир мёртвых представляет собой ОТВЕРСТИЕ в ЗЕМЛЕ или лестницу на краю земли.
НА РУСИ:
Славяне верили в магическую силу украшений из-за их особой формы, цвета и материала. Например, бусы из раковин и янтаря считали оберегами из-за их «потустороннего», подводного происхождения. На одном ожерелье могли соседствовать разные амулеты - рядом с христианскими крестами подвешивали зубы и кости животных.
У ИНГУШЕЙ:
Так, камни с естественными отверстиями использовались в качестве амулетов. Считалось, что сердолик предохраняет от опасности, и потому, вырезав на нем имя, камень носили в качестве перстня. Этим минералом на Кавказе лечили и раны, полученные от холодного оружия, по свидетельству исследователя Г. Чурсина.
Считалось также, что богатые серебряные нагрудники, сердолик и агат оберегали женщин от воздействия вредоносных сил. Бусы и украшения из разных камней обладали охранительными свойствами.
Часто в склепах и гробницах горной Ингушетии обнаруживаются «глазные бусы».Эти бусы, по поверьям, ограждали от дурного глаза. Горцы верили, что камень «акик»(разновидность сердолика) предохраняет от козней врагов, он же способствует легкому разрешению при родах; агат, растолченный и разбавленный в воде, дезинфицирует больные участки тела и излечивает раны от укуса животных и ядовитых насекомых; бирюза лечит глазные болезни; янтарные бусы излечивают эндокринное заболевание - зоб.
КОНСКИЕ ЧЕРЕПА долгое время устанавливались у ингушей на изгородях, на пасеках для «защиты от дурного глаза»
НА РУСИ:
У славян известно верование, согласно которому души умерших отправляются на Месяц. Сербы по ЛУНЕ-Месяцу узнавали, жив или погиб кто-то из близких, кто ушёл на войну или вообще находится вдали от родного дома. Для этого нужно было взять человеческий череп, трижды окунуть его в ключевую воду и в полночь во время Полнолуния посмотреть сквозь него на Месяц. Так гадали жёны о своих мужьях: считалось, что если муж жив, то жена увидит его перед собой, если же он погиб, она увидит его на Месяце.
У ИНГУШЕЙ:
Когда луна была в солнечном мире, то в подземном светило солнце. Люди на том свете также работали, женились и жили обычной жизни. Также по поверьям люди могли отправлять вещи из одного мира в другой.
Если Солнце - светило для живых, но Луна - для умерших. И у нее тоже есть мать - Кинча, покровительница мертвых, уже не нуждающихся в солнечном тепле.
Cуществуют две версии об устройстве Эла, записанные со слов ингуш.жрецов:
1. Когда на этом свете светит солнце и люди работают, на том свете ночь.
2. Светилом в мире мёртвых служит луна.
НА РУСИ:
Дуб был главным деревом славян. Он ассоциировался с богом-громовержцем Перуном и считался воплощением мирового древа. Из дуба выпиливали крест на могилу и саму колоду, служившую гробом. Отсюда пошло выражение «дать дуба», то есть умереть.
В славянском фольклоре дуб был мужским деревом, дающим силу, здоровье и плодовитость. В белорусских селах воду после купания новорожденного мальчика выплескивали под дуб, чтобы малыш рос таким же крепким, как дерево. «Протаскиванием через дуб» лечили больных детей: родители должны были трижды передать друг другу ребенка через щель, оставленную на дереве молнией или под выступающими корнями.
До середины XIXвека елки в российских домах не украшали и даже не ставили. Со времен Петра I в некоторые, чаще католические, дома приносили елочные ветви. Первые елки продавали обрусевшие немцы и швейцарцы.
У ИНГУШЕЙ:
Ингуши занимались земледелием, поэтому все праздники у них были связаны с зимним и летним солнцестоянием, осенним и весенним равноденствием. Они называли Новый год Наджг1ой ц1ей или праздник священного дуба. Именно это дерево было одним из символов торжества».
НА РУСИ:
Дьявол, по поверьям, сотворил нечистых животных: сычей, сов, филинов, мышей и ворон, жаб и лягушек, которые якобы были связаны с подземным миром.
У ИНГУШЕЙ:
ПРИТЧА Звероподобные
Слепили из глины человека. Бог-Даьла вложил ее в человека. Дьявол,тоже решил создать человека и слепил не одного, а с десяток. А где взять души? Делать нечего, и Дьявол стал брать души разных зверей: медведя, волка, лисы, кабана, осла, змеи и других - и вкладывать их в свои творения. Вот почему настоящих людей мало, но зато много по облику человекоподобных, а по нутру - звероподобных.
НА РУСИ:
В Череповецком уезде Вологодской губернии молодые люди обменивались подарками: юноши покупали понравившимся девушкам конфеты, а девицы вышивали для потенциальных женихов платочки. Повсеместно проходили смотрины.
У ИНГУШЕЙ:
Девушка в Ингушетии никогда не скажет напрямую мужчине о своей симпатии, тем более об этом нельзя сообщать отцу или матери. Обычно все вопросы по этому поводу обсуждаются через двоюродных сестёр или близких подруг.
- Важный знак. Чтобы сообщить парню о своих чувствах, девушка имеет право подарить возлюбленному платок с вышивкой собственного производства.
- Знакомство. Познакомиться со своей второй половинкой возможно только у реки или на равнине и обязательно в присутствии свидетеля, иначе такое знакомство может закончиться грязными слухами или даже кровопролитием.
.
НА РУСИ:
Земля и небо из бездны океана
Мотив сотворения космоса и земли из мирового океана встречается в разных мифологиях, но в фольклорном переложении апокрифов на Руси появлялись свои сюжеты и персонажи. По легенде, мир был сотворен из ила, песка или земли, а создало его существо божественной космической природы - иногда его представляли в виде птицы, животного, или же темной силы. Оно якобы ныряло в бездну первородного океана и доставало оттуда землю.
У ИНГУШЕЙ:
Задавая схему развертывания всего, что есть в пространстве и времени, ингушские мифы описывают создание мира из пустоты, рассказывают о строении Вселенной и о великих силах, участвовавших в ее создании. Так, например, в 1875 году одним из первых ингушских просветителей Ч. Ахриевым был записан миф «Земля, человек, горы», в котором прямо указывается, что «Земля образовалась прежде Бога; она имеет вид яйца и стоит на доске, доска - на море, а море - на какой-то “темноте”».99
Стоит выделить тот факт, что Ч. Ахриев, записывая тексты на русском языке во второй половине XIX в., был предельно добросовестным в научном плане, что отмечает, например, Г. Вертепов: «Наибольшую достоверность имеют предания, записанные местным уроженцем, ингушом по происхождению, Ч. Ахриевым.»100 Так, применительно к выделенному фрагменту сказания Ч. Ахриев использует понятие «темнота» в кавычках. В ингушском языке «темнота / мрак» (инг. боадо) имеет такое же смысловое наполнение, что и «пустота», понимаемые, как отсутствие чего бы то ни было. Дополнением к сказанному является указание, объясняющее эту пустоту: «прежде на Земле не было ни тумана, ни дождя, ни грома, ни молнии, ни землетрясения, ни ветра». 101 Таким образом, учитывая, что такие дефиниции, как пустота/темнота/мрак, определяют онтологический смысл хаоса, можно говорить о его изначальности в мифологических представлениях ингушей.
ИЗ ВОДЫ:
В ингушской космогонии мир также рождается из воды: «Когда-то очень и очень давно в мире было только кипящее море...»,102 «в самом начале было только море».103 Эманацией хаоса/водной стихии стала небесная сфера: «в те времена на свете ничего не было, кроме неба и моря».104 Причем вода и небо мыслились некой единой субстанцией.
Космическая упорядоченность рождается с первым космогоническим актом - выделением суши из воды. В ингушском мифе «Центр Земли» говорится: «.в мире было только кипящее море. На нем стала образовываться пена. Она стала сгущаться, и образовался клочок земли.» Процесс создания земли был не единовременным актом: «море многие годы взбивало пену, и из нее со временем образовалась земля».106 Или в другом мифологическом варианте упоминается, что «из сгущавшейся морской пены постепенно образовывалась земля».
НА РУСИ:
Чтобы малыш хорошо спал, в зыбку клали осиновую кору или камешек. Иногда в новую кроватку пускали спать кота - главного персонажа многих колыбельных песен.
Однако коту приписывалось «нечистое» происхождение, он ассоциировался с колдунами и неприкаянными душами, которые за грехи не попали в рай. Ласка же была «чистым» животным, хотя и наделенным опасными качествами. Например, ее укус считался ядовитым, как у змеи, она спутывала гривы коням и душила человека, как домовой. Во многих селах полагали, что ласка и есть домовой.
У ИНГУШЕЙ:
С одной стороны, считалось, что кошка в доме необходима: она защищает его от невидимых злых духов. Кошка, которая сама пришла в дом, приносила счастье, особенно трехцветная
Выгонять котов и выбрасывать котят запрещалось.
Спальное место в доме устраивали там, где любила дремать кошка. Ее мурлыканье считалось целебным. Почти в каждой колыбельной песне есть слова про кошку или про котенка. Их зовут, просят рассказать ребенку сказку или спеть песенку. Если кошка уснула на одежде, ингуши рекомендовали скорее отрезать подол, чем потревожить ее.
Но, с другой стороны, в ингушских сказках злые оборотни и ведьмы могут превращаться в кошек и вредить человеку. Кошек не пускали в помещение, где лежит умерший: считалось, что они отгрызают носы покойникам.
ЛАСКА У ИНГУШЕЙ
Ингуши очень почитали ласку, думая, что она умеет перемещаться между мирами мертвых и живых. Если ласка поселилась во дворе, это воспринималось как большая удача.
Ширткъа - в переводе с ингушского языка означает ласка.
НА РУСИ:
Люди испытывали перед этим зверем такой трепет, что не называли его по имени, а лишь иносказательно. Слово «медведь», то есть «поедатель меда», было таким же описательным прозвищем, как «косолапый», «топтыгин», «хозяин». Сегодня доподлинно неизвестно, как называлось это животное на праславянском языке.
У ИНГУШЕЙ:
В тотемическом осмыслении медведь олицетворял силу и свирепость. Его имя было табуировано. В настоящее время его называют словом ча (чо) - «волос». В иррациональном способе лечебной магии нашли свое применение когти медведя, их считают до сих пор очень действенным амулетом. Медвежье мясо и сало употребляли как лечебное средство против туберкулеза и при простудных заболеваниях. Поэтому мясо добытого медведя не съедали.
НА РУСИ:
Но во многих домах почитали змею-хранительницу, покровительницу хозяйства. Эта роль отводилась домашнему ужу, живущему в хлеву, поле или на винограднике.
У ИНГУШЕЙ:
Человек, стремившийся стать хорошим врачевателем, раньше, весною, в первую среду после новолуния, брал в руки змеиную шкуру и тер ее в ладонях. При этом он приговаривал: «Великий Бог Дяла, пусть мои руки будут целебными». Все это повторялось дважды в последующие две пятницы. Все народные врачеватели проводили такой обряд ежегодно. Мой отец был лекарем и еще мальчиком заставлял меня тереть в руках змеиную шкуру»;
1«Змея красного цвета» - медянка. Встреча с такой змеею считалось хорошим предзнаменованием и отмечалось небольшим торжеством.
НА РУСИ:
Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. В России его перенесли и на детские коляски.
У ИНГУШЕЙ:
Представления, связанные непосредственно с самой люлькой, известны: запрещалось раскачивать пустую люльку, так как в доме больше не будут рождаться дети, переносить ребенка через перекладину, иначе он рисковал остаться без здорового потомства, нельзя было завязывать свивальники пустой колыбели, не переносить что-либо над ребенком в колыбели и т.д. Так или иначе, нарушение всех перечисленных запретов, связанных с колыбелью, приводило к прекращению потомства.
НА РУСИ:
Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) - но только в том случае, когда жених не устраивал категорически.
У ИНГУШЕЙ:
Перед порогом дома жениха, при встрече невесты, проводился обряд - «нув-ферт тассар». Под ноги невесте стелили войлок (ковер) и клали веник, которые невеста должна была аккуратно свернуть и отложить в сторону. Обычно это делала девочка 6-14 лет. Б. Далгат описал этот обряд следующим образом: «Невесте при выходе из повозки под ноги бросали куз (коврик) или веник, которые она должна была поднять и отложить в сторону» 12 (С. 325).
Затем одна из женщин осыпала ее сладостями, ячменем, орехами, разменной денежной монетой, что символизировало пожелание невесте успеха и достатка в жизни.
Под общие благопожелания к невесте подходит свекровь. Свекровь в процессе знакомства угощает невесту медом (в прошлом с медом давали и масло). Символически этот обряд означал: «Модз мо мерза, даьтта мо хьана хилда вай» (Будем мягки, как масло и сладкими, как мед друг для друга).
НА РУСИ:
Свадебный поезд. Дорогу жениху!
Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным - с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.
Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области
У ИНГУШЕЙ:
В назначенный день за нареченной выдвигается целый кортеж. Раньше это были лихие наездники во главе с отцом жениха. Родные невесты встречают «поезд» национальной музыкой и обильным угощением, а сама девушка после прибытия кортежа начинает облачаться в свадебный наряд.
Затем невеста принимает у себя гостей из кортежа, дарящих ей платок и прикалывающих иглу к ее подолу.
Как только прибывал свадебный поезд, невесту приводил за руку один из ближайших родственников (не член семьи) - юноша и заводили ее в одну из предназначенных для нее комнат. Если гостей бывало много и в доме тесно, ее помещали в комнату, где находились женщины. Участники свадьбы направлялись в эту комнату, чтобы увидеть невесту и оценить ее внешний облик. Через не которое время после оценки женщин к ней направлялись молодые люди: братья жениха, друзья, чтобы познакомиться, поговорить с невестой.
Украин.язык заміжжя: замужество
НА РУСИ:
В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах
: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» - помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу - это олицетворяло будущее богатство.
У ИНГУШЕЙ:
Согласно обычаю, стричь ребенка, как правило, начинали очень рано, ибо считалось, что ребенок плохо растет и не при¬бавляет без этого в весе. Первую стрижку или бритье волос на голове должен был проводить здоровый, сильный и высокий юноша, с красивыми волосами (им обычно бывал родственник, сосед или гость). Сбритые при этом волосы не выбрасывались, а взвешивались и, согласно весу, «парикмахер» награждался деньгами. Кроме того, должны были приготовить какое-либо заказанное им блюдо. Мать хранила первые волосы ребенка, пока он не начинал говорить
НА РУСИ:
Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.
У ИНГУШЕЙ:
Физическое воспитание начинается с люлечного возраста с закаливания детей, упражнений для рук и ног, массажей. В возрасте от 1 до 3-5 лет физическое воспитание детей ограничивалось детскими играми и забавами. Взрослея, дети посещали спортивные соревнования, помогали ухаживать за лошадьми, скотом. В эти же годы нередко детей учили верховой езде. Физические упражнения усложнялись для детей постепенно. После 7-летнего возраста мальчики начинали владеть ножом, клинком их учили стрелять из лука, ружья. Они взбегали на крутые горы и быстро спускались с них. Дети бегали, метали камни, боролись, переходили горные реки по брёвнам, привыкали к перепадам температуры воздуха. 8-10 летние мальчики участвовали в соревнованиях по конским скачкам. Мальчики привыкали к большим физическим нагрузкам и молча переносили их. К 10-12 годам мальчика считали достаточно взрослым. Он уже нёс ответственность за свои поступки.
По этому поводу Е.Покровский пишет: «Дикие горцы с самых малых лет приучают своих мальчиков к жизни воина, к стрельбе, к долгим странствиям по горам, к верховой езде или, лучше сказать, к скаканию, сломя голову».
Учёный-кавказовед Ф.И.Леонтович в своей рукописи «Быт и воспитание горцев» приводит интересные сведения о состоянии физического воспитания ингушей, указывая на сложные элементы своего рода спортивных состязаний. Это могло быть метание камня в цель, толкание на дальнее расстояние, проверка гибкости рук при подъёме камня. О камне из храма Маго-Ерды, который употреблялся для испытания зрелости и совершеннолетия мальчиков-подростков во время празднеств, писали Ф.И.Горепекин, Л.Семёнов.
Народная педагогика ингушей резко осуждала себялюбие, самовосхваление, зазнайство, хвастовство, зависть, ложь и другие пороки. Большое внимание уделялось воспитанию у детей таких нравственных категорий, как дисциплинированность, чувство коллективизма, послушание, уважение к родителям и ^старшим вплоть до беспрекословного повиновения, верность в | дружбе, любовь к родине. В мальчиках воспитывали храбрость, стойкость, самоотверженность, в девочках - терпеливость, верность, безропотность и покорность старшим.
НА РУСИ:
Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.
после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо - это называлось «опростоволоситься» и считалось позором.
Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.
Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.
НА РУСИ:
Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей - своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.
Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности - вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».
Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать - так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.
Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом».
Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.
Вся семья вместе, так и душа на месте», «русский человек без родни не живет», «тот мне и сват, кто мне рад» - гласит народная мудрость.
У ИНГУШЕЙ:
Семи-восьми лет воспитание мальчиков обычно переходило в руки мужчин, приобщавших их к чисто мужским профессиям с 12-14 лет помогал-отцу в полевых работах, ухаживал за скотом, косил и возил сено, заготавливал топливо на зиму, выполнял и другие работы.
Сугубо «мужским» занятиям учили его старший брат, дядя, отец (сажал на подводу и качестве возчика, по¬ручал выполнять несложные работы, приучал к са-мостоятель-ности и т. д.).
Когда мальчику исполнялось 15-16 лет, он шел с подарком к своему дяде по материнской линии, а тот в свою очередь должен был одарить его конем или другими дарами. Этот древний обычай (.«барч»), восходящий, видимо, своими кор¬нями к эпохе матриархата, считался своего рода «признанием» совершеннолетия молодого человека
Взрослым мальчик считается с 14-15 лет, когда впервые берет в руки оружие.
Труду мальчиков в детском возрасте прида¬вался порой увлекательный игровой характер, который облег¬чал выполнение всевозможных поручений взрослых.
Включаясь в работу, мальчики выполняли различные обя¬занности, закрепленные за ними трудовым распорядком. По¬стоянное участие в труде воспитывало в них трудолюбие, при¬вычку к трудовой деятельности, помогало осваивать и закреп¬лять за ними на длительное время приобретенные навыки.
Готовя своих детей к трудовой жизни, родители разъясня¬ли им, что «лучше сделать хотя бы что-нибудь, чем ничего не делать», что «кто не научится в детстве работать, будет му¬читься всю жизнь», что «только труд приносит счастье в жиз¬ни», и т. д. Подрастающему поколению, вступающему в само¬стоятельную жизнь, давались советы и наставления, напоми¬нающие о необходимости жить своим трудом.
В фольклоре ингушей глубокое обобщение по¬лучила мысль, что только в труде человек обретает счастье, что полезен обществу тот, который трудится, что труд является важнейшим средством формирования в человеке лучших нрав¬ственных качеств («Человек хорошеет только в труде», «Чело век почитается по результатам работы его рук», «Цена чело¬века - его работа» и др.)
В трудовой семье воспитывались и такие высокие нрав¬ственные качества, как честность и правдивость, скромность и вежливость, гостеприимство и др. С понятием честности и правдивости у ингушей связывалось и представление об общественной силе человека («Если честен, то силен»). Культивировалась бескомпромиссность и постоянная предпочти¬тельность этих позиций («Если даже горько, говори правду», «Сидеть можешь криво, но говори прямо», «Сумей сдержать слово» и др.). У детей вырабатывались сдержанность («самое лучшее в нраве - сдержанность»), выдержка, разумное тер¬пение («у разумного есть терпение»). Их учили быть скромны¬ми ('«не хвали себя, если ты хорош, тебя и так заметят»).
Народная педагогика вайнахов резко осуждала себялюбие, самовосхваление, зазнайство, хвастовство, зависть, ложь и другие пороки. Большое внимание уделялось воспитанию у де-| тей таких нравственных категорий, как дисциплинированность, I чувство коллективизма, послушание, уважение к родителям и ^старшим вплоть до беспрекословного повиновения, верность в | дружбе, любовь к родине. В мальчиках воспитывали храб-I рость, стойкость, самоотверженность.
Все это соответствовало идеалу нравственного совершенства той эпохи, так как критерии воспитания подрастающего поко¬ления у вайнахов 'были тесно связаны с историческими усло¬виями их жизни.
Борьба против иноземных поработителей, специфика внут¬реннего ранне-классового устройства требовали физически сильных людей. Именно поэтому, наряду с трудовым и об-; щественно-нраветвенным воспитанием, ингуши уделяли много внимания физическому и военному воспитанию. Ф. И. Леонтович в своей рукописи «Быт и воспитание горцев», приводил интересные сведения о состоянии физического воспитания детей ингушей и чеченцев с давних времен до конца XIX в., и указывал, в частности, что в ранний период встречаются аналогичные древнегреческим элементы физических упражнений и состязаний
В содержание военно-физического воспитания входили: верховая езда, борьба, метание камня, копья, прыжки с ше¬стом, плавание и др. Обучение мальчика верховой езде начи¬налось с того момента, как только он мог держаться в седле. Тренируя коней, мальчики развивали у себя сноровку и лов¬кость.
Популярны были «скачки с обрыва», которые вырабатывали решительность, смелость и умение в совершенстве управлять своим конем.
Характерной чертой семейно-бытовых отношений чеченцев и ингушей с древнейших времен являлся обычай глубокого по¬читания родителей и уважения старости. Обычно во всех слу¬чаях старший по возрасту говорил первым, молодой человек уступал ему свое место, слушал советы, не садился при стар¬ших и т. д. Это положение неоднократно подтверждается мно¬гими дореволюционными авторами54. В высшей степени счита¬лось неприличным вмешиваться в разговор старших, громко смеяться в их присутствии, говорить то, что непристойно полу и возрасту, совершить какой-либо невежливый поступок в при¬сутствии родителей (особенно стариков), курить, оговари-ваться и т. д.