Начну-ка я и здесь собирать свои тексты-заметки. Больше на нашем
сайте, там вы найдете больше о Ловцах снов и традициях индейцев.
Как известно Ловцы снов помогают нам работать со снами. Ловушка для духов сновидений представляет собой каркас с натянутыми на нем нитями (по типу сита). Различные конфигурации узоров, созданные переплетающимися нитями, вызывают, те или иные сновиденческие эффекты. Например, ловушки североамериканских индейцев притягивают «плохих» и «хороших» духов сновидений. А потом отсеивают «плохих» - те запутываются в паутине и растворяются с первыми лучами солнца - а «хорошие», зная правильную дорогу, мягко скользя по перьям, спускаются к спящему, неся ему светлые, безмятежные сны.
Иное предназначение у Ловушек народов Сибири - они являются непосредственным предметом силы у шаманов и служат для работы в сновиденческой практике. Задерживаемые в них духи не делятся на «хороших» и «плохих».
За день они ловятся в паутину, задерживаясь в ворсинках меха, а ночью во время сна спускаются по центральному шнурку к спящему шаману, превращаясь в образы. Это делает сны более яркими, острыми, динамичными и зачастую жесткими - потому что работа с подобным Ловцом снов подразумевает борьбу, где нужно выйти победителем. Образы (и далеко не только приятные), которые являются во снах, способствуют активизации и точном осознании себя внутри сна - это одна из самых распространенных шаманских техник. Однако, неумелое использование ловушки может привести к печальным последствиям, поэтому к работе с ней нужно подходить серьезно.
В чукотском предании «Шаманящий во сне», записанном В. Ятыргыном со слов сказителя Ваальгыргына, рассказывается об одном шамане-сновидце, который был настолько сильным, что взялся за оживление умершего юноши.
Шаман попросил у отца юноши бусы, лег рядом с умершим и уснул на три дня. Во сне он поднялся на дальнюю звезду и увидел двух волков, охранявших дверь. Он дал волкам бусы и зашел в ярангу. Умерший юноша был прибит гвоздями к задней стенке полога (спальная часть яранги). Шаман попросил хозяина яранги отпустить душу юноши, но получил отказ. Тогда он вновь дал волкам бусы и приказал им спустить ярангу вниз, на землю. Хозяин испугался и отдал шаману душу. Через три дня шаман проснулся. Вместе с ним поднялся и юноша.
Работая с такой ловушкой, человек учится бороться и побеждать. Насыщенность сновидения различными образами (иногда пугающего содержания) способствует осознанию себя внутри сна, то есть такому состоянию, когда спящий точно знает, что он спит. Достижение осознания себя во сне является одной из самых распространенных техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить разумно.
В мансийском сказании «Сонный человек» приводится пример неумелого использования сновиденческой ловушки.
Герой рассказа, желая избавиться то сонливости, вешает в изголовье слопец (силок) и ложится спать. Ночью в его силок попадает пестрая тетерка ─ его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о происшедшем и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.
О. Диксон, И. Ядне «Шаманские практики» (М. - Киев, 2001)
А вот и сам текст сказания:
"Два человека в лес пошли. В лес пришли, из веток балаган сделали, промышлять начали. Один человек все время спит. Настолько сон его крепок, что даже когда другой человек еду варит, то не слышит. Другой человек сердиться стал:
- Тебе во время промысла поменьше спать надо!
Сонный человек раздумывать начал: "Что делать? А может, душа моя в слопец попадает?"
Однажды днем вместе на охоту ушли. Сонный человек раньше вернулся. Торопясь, в изголовье своем слопец насторожил. После этого поели и спать легли. Другой человек ничего не знал. Сонный человек рано проснулся, пищу готовит, товарищ его все еще спит. Котел поспел, решил слопец посмотреть. Пестрая тетеря попалась. Тогда он тетерю свою в огне сжег. Товарищ его поднялся, есть стали.
- Ты как так рано встал? - один человек спрашивает.
- Я, - говорит, - слопец в изголовье насторожил, тетеря попала.
Тогда товарищ его говорит:
- Какая из себя, давай посмотрим!
- Я, - сонный человек говорит, - в огне ее сжег, огнем съедена.
- В огне жечь нельзя было, - товарищ его говорит. - Эту тетерю тебе съесть надо было. Тогда душа твоя к тебе пришла бы. Теперь ты скоро умрешь.
- Почему же я умру без болезни? - говорит.
Жить стали. Теперь сонный человек больше непокидаем (Т. е. не засыпает.). Домой пошли, бессильным стал. Более непокидаем. Когда домой пришли, отец его говорит:
- Весна если бы была, душу твою спасли бы, теперь же душа не появится. Весна если бы была, тетеревиное яйцо поискали бы, тетеревиное яйцо сырым выпил бы, тогда душа твоя восстановлена была бы.
- Ты как это дело знаешь? - сын говорит.
- А так знаю, - говорит, - тетеревиное яйцо когда съел бы, тогда внутри тебя тетеревенок вырос бы, тогда душой сделался бы.
Те слова чуть вырвались, сын его умер. Он это дело ради пробы сделал, ему поменьше спать хотелось."