«Если мне кто-то снится и я задаю ему вопрос, то, пока мне
не ответят, я не знаю ответа. А ведь приснившийся человек не
существует за пределами моего мозга, он лишь временно обособленная его
часть. Каждый раздваивается почти ежедневно, вернее, еженощно, давая
мимолетно возникающим в мозгу псевдоиндивидуальностям жизнь. Существам
вымышленным или существующим на самом деле. Разве не снятся нам
зачастую мертвые? Разве не разговариваем мы с ними?»
Советское детство оставило неизгладимый отпечаток на моих предпочтениях, в числе которых и любовь к научной фантастике - почти закономерное следствие формирования предпочтений личности в индустриальном обществе. Современное постиндустриальное общество выбрало выхолощенное фэнтези, везде сплошной Гарри Поттер, везде салат из борьбы добра со злом, заправленный изрядной долей магических украшательств. Писатели-современники зачастую предлагают не столько склееный сюжет, сколько ладно склеенную концовку - наши взяли водокачку, и точка.
Мне не нравится ставить точки в хороших книгах. Мне нравится, когда меня приглашают двигаться дальше, и очень нравится, когда эти приглашения снабжены изрядным количеством вопросительных знаков. Станислав Лем - из таких гостеприимных авторов. Он не любит поучать, или, что еще хуже, угождать читателю. Лем привык с читателем порассуждать, задаваясь вопросами на которые, подчас, и у него не всегда находятся однозначные ответы.
Когда-то мне в руки попала книжка с лемовскими «Рассказами о пилоте Пирксе» (и «Маской», но о ней - потом). Я еще не знал, что взяв в руки книгу об «ужасно добропорядочном» пилоте, мне придется много раз с замиранием сердца перечитать один из рассказов о пилоте, снова и снова возвращаясь к невероятному множеству вопросов, уместившихся в небольшой рассказ и вызванных его прочтением. «Терминус» - рассказ о выборе человека, ставшего невольным свидетелем и соучастником агонии давно умерших, но странным образом продолжающих жить существ, (человеческих или нет - еще один вопрос).
Наблюдая страницы давно умерших людей в социальных сетях, сталкиваясь с ожесточенными дискуссиями, в которых наряду с живыми людьми иной раз принимают участие искусственные боты, невольно задаешься вопросом - что будет в тот самый момент, когда техническая среда породит что-то вроде проблемы Терминуса? Религия и психология дают людям минимальную возможность решения проблемы «голосов в голове», конфликта сосуществования Я и НЕ Я, но технологии могут вдруг расширить эту проблему до масштабов бездонной этической пропасти. Какой выбор окажется самым правильным в такой ситуации?
Выбор герой Лема - уничтожение среды, в которой бесконечно умирают наделенные надеждой на спасение (а значит - надеждой жить) и обделенные возможностью жить существа. Но подписавшись под этим выбором именем своего героя, Лем так и не поставил окончательной точки. Там все-таки вопросы, и сегодня я в очередной раз возвратился к ним, сопереживая и размышляя.
В общем, рекомендую к прочтению в эту теплую зимнюю ночь. Прочесть можно тут: [
Рассказы о пилоте Пирксе. Терминус]