«Сотни черкесов, в основном из Турции и Иордании, а также из России, получили грузинские паспорта. Для черкесов Диаспоры это реальная возможность вернуться на Кавказ, поклониться родным горам, пусть и с другой стороны хребта. Для российских черкесов, в связи с ожиданием введения безвизового режима между Грузией и Евросоюзом, грузинское гражданство стало надеждой на окно в большой мир. «Второй паспорт» может оказаться отнюдь не лишним, с учетом безрадостной ситуации с правами человека и безопасностью на российском Кавказе, широким распространением в России кавказофобских настроений и связанных с этим дискриминационных практик.
Если процесс выдачи грузинского гражданства будет продолжен и расширен, если в него будет широко вовлечена черкесская Диаспора, прежде всего на Ближнем Востоке, в той же Сирии, это может иметь весьма значительные последствия не только для грузино-черкесских отношений, но и для судеб всего Восточно-Черноморского региона, открывая перед Тбилиси заманчивые перспективы»
Андзор Кабард. Черкесский активист. (Россия) Исходя из этой точки зрения, «окно в большой мир» для российских черкесов (в первую очередь являющихся гражданами России и проживающих на своей исторической родине) начинается с надежды на получение грузинского гражданства. При этом совершенно неясно, каким образом российские черкесы могут стать гражданами Грузии, сохранив при этом российское гражданство? Соглашения о двойном гражданстве между Россией и Грузией не существует. Более того, в ст.12 п.2 конституции Грузии сказано, что «гражданин Грузии не может одновременно являться гражданином другого государства». Однако, в органическом законе Грузии о гражданстве указано, что в исключительных случаях президент может предоставить гражданство иностранному гражданину (который имеет особые заслуги перед страной, либо возможно предоставление гражданства из государственных интересов).
По всей видимости, легальное предоставление грузинского гражданства всем желающим оного черкесам возможно только в случае, если президент Грузии сочтет, что это соответствует государственным интересом страны. То есть получается, что надежды на большой мир у российских черкесов должны совпадать с государственными интересами Грузии?