1-2009. Наблюдая за полётом OTV-2…

Jul 20, 2011 15:19



Аппарат OTV-2 или X-37B-2 был запущен с мыса Канаверал на околоземную орбиту 5-го марта. Факт сей, как и полёт собственно 2-го лётного образца орбитального беспилотника X-37B, оказались не широко освещаемыми событиями. Видимо, СМИ решили, что есть более интересные космические темы, а общественность уже насытилась информацией от полёта 1-го аппарата, и ажиотаж спал естественным образом. Теперь это дело лишь соответствующих специалистов да экспертов. Ну, и ещё, пожалуй, особо заинтересованной публики, и астрономов-любителей, оттачивающих своё наблюдательское мастерство. Следует заметить, что к миссии 2-го мини-шаттла астрономы-любители замечательно подготовились. Если для обнаружения X-37B им понадобился почти месяц, то X-37B-2 был найден в космосе уже через 4 дня после запуска.

Как сообщили в USAF, программа испытательного полёта OTV-2 практически не будет отличаться от программы выполненной OTV-1. Учитывая, что в ходе испытания OTV-1 никаких аномалий замечено не было, то полёт 2-го прототипа “распланирован с учётом данных, которые удалось получить во время миссии X-37B”. Какие данные были получены в ходе той 1-й миссии, в USAF рассказать, естественно, отказались. Не раскрывается информация и о том, какой груз находится на борту X-37B-2, а также в секрете держится и объём средств, выделяемых на программу создания орбитального беспилотника в целом. Представители USAF заявили лишь, что в программу полёта X-37B-2 будет добавлена проверка работы электромеханических систем и более тщательное слежение за работой алгоритмов автономной посадки. И ещё один момент: инженеры снизили на 15% давление в колёсах OTV-2, чтобы постараться предотвратить разрушение покрышек при касании ВПП, кое постигло 1-й аппарат.



Как и полагается военным, а американские военные здесь не исключение, назначение платформы мини-шаттла окутано завесой тайны. Версии продолжают муссироваться самые разные. Всплыла даже древняя версия, гласящая, что X-37B способен приблизиться к спутнику противника, отключить его и поместить в свой транспортный отсек, дабы затем доставить на Землю для изучения специалистами. Но разведывательная миссия беспилотника уже очевидна, наверное, для всех. Хотя и в этом плане есть над чем поразмышлять. Типичный спутник-шпион имеет полярную орбиту, которая “накрывает” всю Землю и позволяет проходить над одним и тем же местом под одним и тем же углом солнечного освещения. Однако X-37B-2 вращается по экватору планеты, наблюдая за Африкой, Ближним Востоком и Китаем. При этом аппарат движется по орбите высотой ~330 км, что чуть ниже орбиты МКС, и делает 1 виток вокруг планеты за ~90 минут. По утверждению специалистов, это может означать, что американские военные отказались от глобального охвата и предсказуемой длины солнечной тени в пользу частых проходов над участками земной поверхности, очень их интересующими. Кроме того, низкая высота орбиты позволяет получить снимки поверхности более высокого разрешения. Правда, летя так низко, беспилотник рискует быть наблюдаемым сообществом астрономов-любителей, которые отслеживают OTV-2 не по-любительски профессионально (иллюстрация 12014), но военных этот факт, надо полагать, волнует совсем мало.




12014. Слежение за орбитой и местоположением X-37B-2.

Что касается системы автоматизированного захода на посадку и автономной посадки OTV, нельзя не сказать о дальнейшей отработке на OTV-2 технологии военной модификации JPALS (“Joint Precision Approach and Landing System”), которая недавно вновь получила финансирование от Пентагона. Такая JPALS представляет собой семейство систем, обеспечивающих точный заход на посадку и приземление, для всех военных ЛА. Она будет работать на постоянных и оперативных авиабазах, а также на море. В виде мобильного спецварианта, носимого в рюкзаке, её предполагается применять даже при проведении спецопераций. JPALS, как полностью совместимую систему, позже планируется использовать не только во всех видах войск, но и в гражданской авиации. Считается, что ЛА смогут гарантированно и безопасно садиться на любую ВПП, при этом возможность инструментальной посадки будет сохраняться вплоть до касания полосы. ВМС США уже используют системы семейства “JPALS” на авианесущих кораблях, ВВС же только собираются принять систему на вооружение.

Военная модификация технологии JPALS использует зашифрованный канал передачи данных и безопасный код GPS, защищённый от помех. Однако в системе планируется обеспечить взаимодействие с аналогичным гражданским оборудованием. В перспективе Пентагон предполагает применять JPALS и для управления беспилотными ЛА, что позволит таким машинам совершать автоматическую посадку на любом аэродроме. По стойкому убеждению военных, это должно существенно расширить возможности применения беспилотной авиации.

----

Проект “X-37B” показал свою живучесть. ► ©

Для справки: демомашина X-40A. ► ©

проекты, орбита

Previous post Next post
Up