Обман

Jun 07, 2022 20:37


Привожу только свое личное мнение и никого не собираюсь убеждать. Как вы могли убедиться, все мои статьи носят оригинальный характер и исследую я темы достаточно дотошно, со всей скрупулезностью. Выкладываю к ознакомлению рассмотрение вопроса “дети Чингисхана или просто потомки”. И дочитайте до конца, чтобы узнать куда это меня завело.

Эпизод, связанный со смертью Толуя, младший сын Чингисхана. Когда Угэдэй, третий сын Чингисхана, тяжело заболел, был проведён традиционный обряд выкупа души больного у духов. Шаманы просили духов принять вместо души Угэдэя золото, серебро, скот или съестное в качестве выкупа. Однако выяснилось, что выкупом может послужить только родственник больного. Присутствовавший при этом Толуй со словами “...вместо Угедей-каана возьми меня, ему дай исцеление от этого недуга, а его недуг вложи в меня...” выпил заговорённую шаманами воду. Вскоре Угэдэй поправился, а Толуй, покинувший ставку брата, в дороге заболел и скончался. В этом эпизоде в оригинале шаманы названы “владыки Катайских земель и вод”, т.е. толкование шаман поздняя вставка. Имя Толуя, носившем прозвище Еке Нойон (тойон), что можно трактовать как второй Дракон или великий правитель (дословно больше, чем прежний), стало после его смерти табуированным. И первоисточником является для нас Рашид ад-Дин, иранский энциклопедист, хронист династии хулагуидов. По его словам вместо монгольского обозначения зеркала “тулуй”, до табуирования имени, было использовано тюркское кузгу (башк. көҙгө). В переводе с башкирского тол “вдова” и толуй буквально “дом вдовы” (или улус вдовы). Приведу в качестве доказательства этого довода следующее. В 1226 году после смерти Джучи, кыргызские (хиргис) земли вошли в улус Толуя, но реальная власть оказалась в руках вдовы Толуя, Сорхахтани (Соркуктани), она управляла улусом вплоть до своей кончины в 1252. Рашид ад-Дин называет ее сыновей четырьмя столпами государства (Мункэ, Хубилай, Хулагу, Ариг-Буга) - запад, восток, юг, отчий дом.

Имя Угэдэй или Өгэдэй следует возводить к термину өгөт “уговор, назидание, совет”. На это указывает характеристика личности Угэдэя: “...известен способностью влиять на сомневающихся в любой дискуссии, в которой он участвовал...”. Теперь о “владыках катайских земель и вод”, которые занимались "лечением" Угэдэя. Что это за катайские или китайские владыки? Иероглифы Китай 中国 при буквальном прочтении означают “серединная страна”, “серединная земля” (国государство, исток, край, родина, вся страна, стан, штат) или центральная страна, начальная земля (中центр, главный, середина, урта, zhōng ). Не кажется это слегка странным по отношению к современному Китаю? Я бы перевел это как “Золотая середина” (алтын урта) или “башҡорт” (напомню о легендарной стране Катай и государстве Иоанна Пресвитера). Помните, что Катай это мифическая страна, где царит справедливость, страна, чьим отголоском является родо-племенное объединение ҡатай-ырыу. Неадекватный или, вернее, точный, буквальный перевод на китайский дал норму юэчжи “люди луны” - ҡат ай. Юэчжи по другим источником известны под именем тохары (псевдотохары). Данный термин соответствует башкирскому таҙара, норма таһара “очищать, белеть, светлеть” (см. тахарат "очищение"). Далее известны под именем Yaunâ, ионицы, выходцы из Афин (у нас пусть будет Уфа), Аттики (крыша, чердак), известно, что прибыла группа юношей (числом 900), женившихся на карийских девушках. Но, сейчас это нам неважно. Итак, Катай, легендарная страна, где царит справедливость, сопоставима с таким же мифическим государством Иоанна Пресвитера. Башкирский Катай делился на части: основные три - Оло, Ялан, Бала. И здесь представлю, что одной из наиболее сложных проблем исторической географии Руси является интерпретация встречающегося в сочинениях арабских географов IX - XII вв. текста о трёх центрах русов. Кого или какой народ они именовали русами? Наиболее раннее сообщение о трёх центрах русов содержится у автора X в. Ал-Истахри, сообщающего следующее: "Русы состоят из трёх племен, из коих одно ближайшее к Булгару (или Биляр, уточнить), а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара (Биляра). Другое племя, наиболее отдалённое из них, называется Славия. Ещё племя называется Артания, а царь его живёт в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу; что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их (присоединяться к ним) и вступать в их страну. Из Арты вывозят чёрных соболей и свинец". Это известие затем неоднократно повторялось в других работах арабских географов. Багдадский путешественник ибн Фадлан в своих путевых заметках, которые обнаружил башкирский ученый-тюрколог А. З. Валиди, отзывается о башкирах, как о воинственном, могущественном и, в то же время, крайне жестоком, свирепом народе, которые не пускают никого на свою территорию, а осмелившимся отрезают головы. На русском или башкирском языках “Путешествия Ибн-Фадлана” А,З. Валиди нет, а на немецком в наших библиотеках отсутствует. В “Истории башкир” (Уфа, 1994) А.З. Валиди дал только комментарии сведениям Ибн-Фадлана о башкирах. Из религий башкир ибн Фадлан отметил шаманизм (волхование), а также тотемизм, использование различных оберегов, например, в виде фаллоса, аналог нательного крестика (атрибут Гермеса). По мнению археологов, символ полового члена был тесно связан с военной тематикой, что подтверждает и воинственность башкир. Есть и письменные свидетельства, оставленные Плинием, который полагал, что фаллос является воплощением Фасцина, хранителя младенцев и полководцев. Связь фаллоса с детьми (плодовитостью) упоминает и другой римский автор, Марк Теренций Варрон, который пишет о "непристойном предмете, который вешали на шею мальчикам, чтобы предотвратить несчастья". Представляете взаимодействие башкир с остальным миром? Подобная характеристика дается башкирам в записях, где речь идет об озере Иртяш и городе Касли: "...к началу XVIII в. относится «записка, хранящаяся в «кабинетных делах Петра Великого», в которой сказано, что в горах, между вершинами рек Уфы и Урала… город каменный есть близко Иредяш озера, и оброс тот город большим великим диким лесом. И полати каменные в том городе многия. А в тот город башкирцы съезжаются по вся годы на мольбище. А у всех башкирцев твердость положена, что отнюдь про тоё руду и про город никому не сказывать. И таят крепко, чтоб российские или кызылбашский шах (персидский) не ведал» [9, с. 102]. ...". Таким образом, башкиры вовсе не желали проникновения посольства Багдада на их территорию (выказывали недоверие). Записки ибн Фадлана переиздавались на русском языке в переводах различных авторов, но, нет трудов А. З. Валиди (почему?). Что характерно, в новом переводе В. С. Кулешова под руководством Е. А. Мельниковой, нет уже ни царя славян, ни самих славян, которые присутствуют в “Истории башкир” (Уфа, 1994) А.З. Валиди, в комментариях. Слово славяне (сакалибы) везде заменено на булгар, очевидно, чтобы не смущать неподготовленного читателя явным несоответствием. В оригинале в Багдад прибыло письмо от некоего царя славян (сакалибов) с просьбой прислать исламских проповедников и оказать помощь в постройке крепости для защиты от хазар-иудеев, но, в последней редакции уже не славяне, но, булгары (как дети малые). Сегодня никого не смущает, что Ибн Фадлан многократно повторяет, что посольство прибыло к царю славян (ас-сакалиб). В новом издании все упоминания башкир заменены в этом переводе на финно-угров (и снова ребячество). В коллективной монографии казанских историков “История татар Западного Приуралья” очень большое внимание уделено вопросу первичности этноса татар по отношению к соседям башкирам. Пикантность ситуации оказалась в том, что башкиры прямо упоминаются в тексте Ибн Фадлана, а вот о самих татарах мы можем только гадать, пытаясь разглядеть их в тех же булгарах, которыми в тексте заменили славян. Более того, в оригинале записей иб Фадлана предводитель булгар Алмуш прогнал посольство и отказался принимать ислам и это уже совсем из ряда в то время как татары отмечают принятие ислама, отталкиваясь от посещения посольства ибн Фадлана (попросту от выдуманной даты). Все остальное всего лишь фантазии татарских писателей, художественный вымысел в угоду времени, включая описание потомков Алмуша. По поводу посольства могу также сказать, что, возможно, может иметь место фантазия или же закравшаяся путаница с реальными болгарами и венграми (башкирами), соседями турков, у которых как раз присутствует Алмуш и, о котором могли быть наслышаны в Багдаде. .Не факт, что речь о Волге, атиль ведь любая широкая река и это может относиться и к Днепру. Тогда булгары племена кутригуров и утургуров, составлявшие основу протоболгар. Если перенести события, описанные в записях, на Дунай, практически все сойдется, в том числе и Атил (Атилла). У Ал-Истахримы видим упоминание Куябы, Славии и Артании, которых нет у ибн Фадлана, что кажется странным. В Худуд аль-Алам перечислены три центра: Kuyaba (Kubaba) - это район русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и местопребывание (их) властителя. Он производит различные меха и ценные мечи. Затем Slaba - приятный город из которого, когда царит мир, выходят они для торговли в район славян (булгар). И Urtab (он же Артания) - город, в котором чужеземцев, когда они посещают его, убивают. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам/вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение (сравн.с характеристиками булата). И снова толкование встречающегося в сочинениях арабских географов IX - XII вв. текста о трёх центрах русов приводит нас еще к трем центрам: Московская и Тобольская Тартарии, а также Катайская (Москва, Катай и Тобол).Ранее я рассматривал этот вопрос как стороны Белая "Аҡ", Золотая "Алтын" и Голубая или Синяя "Зәнгәр" (джунгар? күк?). При этом алтын не просто Золотая, но и середина "Урта", что и есть справедливость, справедливая страна, Катай (г-во Иоанна Пресвитера). Помните, что Иероглифы Китай 中国 при буквальном прочтении означают “серединная страна”, Кстати, Египет также делился на Голубой и Белый Нил.

Рашид ад-Дин (XIII-XIV вв) пишет, упоминая башкир: “Точно также народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степях, пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и-Кипчака, руссов, черкесов, башкиров Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары ...”. И добавляет: “...в стране Һитай, Һинд, киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и-Кипчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называют татарами (тартар)...”. Часто татары или тартары упоминаются подданными Великого Катайского Хана (Grand Chan du Cathay).

И, говоря о башкирском языке, для тех, кто пытается говорить об угорском происхождении башкир, Махмуд Кашгари оставил специально для вас запись. Кашгари в своем энциклопедическом “Словаре тюркских языков” (1073-1074 гг.) в рубрике “Об особенностях тюркских языков” перечисляет башкир в числе двадцати «основных» тюркских народов. А язык башкир, пишет он, очень близкий к кипчакскому, огузскому, киргизскому и др., т.е. тюркский (Диван Лугат турк. 1 том. Тошкент. С. 66 б). Понимаете в чем дело? Это венгры изменили свой язык, но, никак не башкиры. О письме. Персидский историк XIII века Фахр ад-дин Мубарак-шах Марварруди: “У хазар есть также письмо, которое происходит от (письма) русов, ветви румийцев, которая находится вблизи них, и употребляет это письмо, и они называют румийцев «русами». Хазары пишут слева направо и буквы не соединяются между собой. У них 21 буква: Б, Дж, Д, h, В, З, Х, Ҙ, Й, К, Л, М, Н, С, Г, Ф, Ҡ, Р, Ш, Т, Ҫ (правда, в оригинале записано арабскими буквами). Та ветвь хазар, которая пользуется этим письмом, исповедует иудейство»(по переводу В. В.Бартольда). Отголоски иудаизма обнаруживаются в виде имен собственных и среди башкир и эпитафиях (числа). Обратите внимание на румийцев, которых называли русами и вообще на термин рум, который стоит сравнить со старым названием Урала - Римн, Рымн (лат. Rhymnus).

С.И. Руденко считал допустимым связывать древних башкир с тиссагетами (по Геродоту) для северо-западной территории Башкирии и с савроматами и иирками для южной и восточной территории. С первых веков н.э. можно рассматривать башкир как единую группу племен с одинаковым бытом. В работе С.И. Руденко очень важно сопоставление с савроматами, которых отождествляют (нет различий) с сарматами. И һармат, скажу я вам, означает роса (сохран. венг. яз.). Так кого называли росами/русами и рум? Ибн Фадлан делает четкое различение между русами и славянами (русы смуглые в одежде кочевников, славяне бледные). В Худуд аль-Алам (982 г.) страна русов и страна славян - это две разные страны, но описываемые как соседние. 
Previous post Next post
Up