Савроматы были тюркоязычными.

Mar 28, 2020 19:16


Апокалипсис - время откровений.

Савроматы участвовали в формировании башкирского народа. На сегодня это уже считается доказанным. Точная этимология слова савромат является дискуссионной и существует несколько версий:, но наиболее популярна ящероголовые., от греч. σαῦρος "ящер", восходит к общему sour созначением "древний, старый"...

Остается прояснить язык, ведь савроматы близкие по языку к скифам народы. По Геродоту "...савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном...". Поэтому относить савроматов к ираноязычным нет абсолютно никаких предпосылок. По легенде, приводимой Геродотом ".. кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войной со стороны массагетов ...удалились в киммерийскую землю…". Теперь читаем, что об этом поведал Аристей из Проконнеса "...аримаспы изгнали исседонов из их страны, те, в свою очередь изгнали скифов, а те киммерийцев....". Скифы "удалились в киммерийскую землю" и "скифы изгнали киммерийцев" означает, что скифы заняли земли последних или же поселились по соседству. И вполне могли впоследствии объединиться, слиться в единый более крупный этнос, народ. Но "скифов изгнали исседоны" и фраза "теснимы войной со стороны массагетов" дает возможность провести параллель между исседонами и массагетами.



Об обычаях исседонов известно, что их женщины имели равные права с мужчинами. Античные авторы оставили многочисленные свидетельства о высокой социальной роли женщин у савроматов, что сближает их с исседонами, по крайней мере в культурном плане. Интересен иной обряд, сообщает все тот же Геродот:"Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом все мясо смешивают и устраивают пиршество...". Обычай тем интересен, что напоминает, как варяги в голодные зимы съедали своего конунга. Этот обряд также весьма схож с башкирской "Легендой о Тавильяре", который в суровую зиму скормил сам себя волкам (белый волк). Зимы особо пугали греков "столь сурова, что восемь месяцев стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет...". Снег Геродот называл перьями и писал "ведь снежные хлопья похожи на перья".

Дальнейшая путаница связана именно в передаче слов Геродота, в их переводе. В шведском или латинском языках перо "penna", в англ. pen, но в рус. пена и есть пена, мусс, греч. αφρός (афрос), фр. mousse, далее mulsum "мед", "бал", muslum, эль и проч... Здесь же сыр, кислый, скис, sour, curd, творог и т.д.. Все слова сводятся к значению старый, old, ҡарт, αρχαίος и далее старший, главный. И далее mas "мужчина", как и гет, тогда массагет "мужчина из мужчин", что-то типа звания архегет. Читаем "...теснимы войной со стороны массагетов...(скифы) удалились в киммерийскую землю..". Продолжим про перо - снег, затем вернемся к киммерийцам.

Перо в башкирском языке ҡауырһын. Имея изоглоссу сатем-кентум получаем форму "сауыр" и далее сауромат/савромат - перья на голове или снег на голове. Cледует сравнить греч. φίδι (фиди) "змея" и англ. feather "перо, гребень". Отсюда имеем не "снег на голове", но "змееголовый". Более того, снег на голове означает "белоголовый, беловолосый". И далее "белоглазый", т.к. mati "глаз". Стоит вспомнить чудь белоглазую, где чудь искаженное шведами куд (кудесник, күҙәй, Ҡудай, Gott, God...). Белый, седой в греч. áspros (аспрос). Сравн. с термином аримаспы возможна трактовка "седая голова", но также "змееголовая". Прослеживается общая семантика - седина и змеи символизируют мудрость. Любопытна близость терминов λευκός "седой" и λύκος "волк". И "νους λευκός" (седая голова) может искажаться до "волчья голова", баш һоро и баш ҡурт.

Вернемся к Аристею с его "..аримаспы изгнали исседонов из их страны...". Аримаспы означает "коронованная змея" либо "клубок змей" от англ. rim "обод, край,, кромка" и asp "змея". В греческом языке глаз "mati", σαῦρος "ящерица", поэтому термин савромат часто толковали как ящероголовые, также возможно толкование змееголовые, те же аримаспы. При этом надо учесть обычай деформировать черепа у сарматов, которых отождествляют с савроматами, поэтому остроголовые вполне могли быть названы ящероголовыми.

Таким образом аримаспы и савроматы один и тот же народ и возможно прочтение вместо "...аримаспы изгнали исседонов из их страны, те, в свою очередь изгнали скифов, а те киммерийцев...." - "...савроматы изгнали массагетов из их страны, те, в свою очередь изгнали скифов, а те киммерийцев....". Но, выходит, никто никого не изгонял. Происходила смена имени. Так киммери означает всего лишь "земля мужей" - ki mari. Вероятная трактовка "муж земли" это глава земли. То же самое, что аримаспы, где змеи и черви олицетворяют землю - арим "корона, верх, глава" и асп - земля, червь, змея. Это же наблюдаем в термине массагеты, где mas "муж", γη "земля". Как видим, вариантов толкования может быть много. Особо следует отметить то, что киммерийцы сыграли главную роль в распространении железа. И божество Кудай также распространял искусство железоделательного ремесла. Исследуя современные этнонимы, очевидно, что наиболее близки к савроматам башкиры. Общая семантика в ряде значений: глава земли, змееголовые, голова - земля, голова - черви, голова - старость. Савроматы то же, что башҡорт - глава земли. Богини тьмы и мрака изображались змееволосыми. Территориально это северный регион:

«Судно дошло до пределов глубокой реки Океана;
Там находится город народа мужей киммерийских,
Вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнце
Там никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом,
Путь ли когда от земли совершает по звездному небу,
С неба ль на землю обратно когда возвращается снова:
Тьма простирается там над жалкими смертными вечно.»
Перевод Шуйского.

Теперь о языке савроматов. По Геродоту "..савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном...". Поскольку скифский язык бесписьменный, то судят о нем лишь по сохранившимся именам богов и родоначальников. Из самых известных это Таргитай и имена его сыновей Арпоксай, Липоксай, Колаксай. Имя Таргитай при "издревле искаженном" языке имеет форму Тәүге-атай, что означает "первый отец", что полностью соответствует значению имени Таргитай "первочеловек". Далее богиня мать-земля Апи ( Апа) и бог отец Папай обозначены с оглушением согласного: Аби (Әби) и Бабай (хранитель врат). К тому же "апа" в современном башкирском языке тетя, сестра. Далее добрые духи леса якши, Арес или Арей бог войны, Фаһим - асад бог рек и моря, Табити или Табути отвечает за сжигание усопших, за прах, жертвенный огонь,. Геродот пишет "прежде всего скифы почитают Гестию" (Табити).....др.-греч. Ἱστια (Иҫтия), соответствует др.римской Весте.

Previous post Next post
Up