Язык.

Jan 14, 2018 18:49

О бедном башкире замолвите слово. Башкиры XVII - XVIII
вв., судя по архивным записям, жили в домах, не в юртах. Исходя из изданных приказов на период восстаний, видим, что у башкир имелось огнестрельное оружие. Иначе зачем издавать приказ о конфискации ружей. Также сохранилось прошение башкирского «старшины» Мякотинской волости (бакатин), с просьбой вернуть ему верблюда, самовар, мисюрку ( шлем с кольчужницей) и мн.др. Просит вернуть разграбленное хозяйство. И это 1736 год. Время правления Анны Иоановны. За сто лет до войны с французами у башкир конфисковали ружья. При этом с французами уже воюют с луками и стрелами. За это названы «северными амурами». Амур бог любви в мифологии, изображался с луком и стрелами в руках. И они должны были выглядеть соответственно. Никто не станет называть «богом любви» народ со звериным лицом, в шкурах. Стало быть башкиры были нарядно, красиво одеты. Любого, кто держит в руках лук не станут именовать Амуром (Купидоном). Со времени правления Анны Иоановны башкиры вдруг переходят к кочевому образу жизни. Империя сжигала дома, не давая строить новые, часто вместе с жителями. Это обычная практика того времени. Людей запросто сжигали на кострах, независимо от принадлежности. Много детей было продано в рабство (холопы). При этом отмечено, что башкиры есть как светловолосые, со светлыми глазами, так и с «калмыковатостью» (так в архиве). Религия ислам, которой придерживались башкиры, не давала возможности забирать их в рабство. По закону помещик не мог не мог иметь в крепостных (по сути хуже раба) некрещеного. Поэтому детей крестили, давали соответствующие имена. За отказ от крещения на костер. Колониальная политика отбросила народы назад во времени на столетия. Отобрав историю, старалась привить чуждую культуру кочевника. И это отчасти удалось. Современные башкиры из батыров помнят только Салавата Юлаева. Но один XVIII век взрастил таких батыров как Алдар, Кусюм, Кильмяк, Акай, Юсуп, Тюлькусура, Бепеней, Аллазиянгул, Юлдаш-мулла, Батырша и, конечно, Салават Юлаев. Тюлькусуре удалось в боях даже осилить имперские войска и только переход Таймаса Шаимова на сторону правительственных войск помешал закрепить победу. Все же восстания помогли сохранить статус башкир, статус вотчинников. Но слишком большой ценой. Кстати, так было не всегда. Сохранилась переписка башкир и Алексея Михайловича. Причем переписка ведется как равный с равным. Удивительно и перечисление народов: жители Казани-Нукрата-Булгара
«все русские». Но башкиры туда не входят, они самостоятельны, равные царю. Каждое из племени "северные тюрки" имел вотчинное право на землю. Т.е. равные с Алексеем Михайловичем. Также сохранилось письмо к иранскому шаху Габбасу все того же Алексея Михайловича, изобилующее фонемой "h". Написано на языке "северных тюрки". Остается загадкой, для чего велась переписка на языке башкир.

Подобно тому, как для Российской империи центром являлся монарх, некоей осью, вокруг которого все держалось, так у башкир данной осью являлась земля. Вотчинное право на землю, которой очень дорожили башкиры. Все управление землями заключалось в йыйыне, собрание, аналог польского сейма или парламента европейских стран. Правда никто над этим не задумывается, полагая, что у башкир не было государственности. Но ведь демократическое общество не нуждается в монархе. В традиционном обществе нет сильных связей между людьми. Оно держится на вертикали власти, которые освящены традиционной церковью. Вне искренней и цельной веры, без разницы католицизм, буддизм, православие, иудаизм, ислам связи между людьми не сохраняются. Только через монарха люди ощущают себя народом. Россия вплоть до 1917 года была традиционным обществом. Связи между сословиями существовали только в рамках общин, все остальное соединялось посредством Монарха и Церкви. Земля для них не являлась удерживающим фактором, не являлась собственностью. Отчего и разбредался народ в поисках лучшей доли. В массе своей люди не имели национального самосознания,
необходимого для формирования социальных отношений. Узкий образованный слой, который считал себя национальной элитой, в действительности был крайне болезненным явлением, поскольку это была «национальная элита» без нации. Такие люди в массе своей не испытывают потребности в вертикали власти. Монарх им попросту не нужен. Более того, он их раздражает (именно поэтому большую часть русской «национальной элиты» так раздражало самодержавие). Т.е. данный контингент не нуждается в оси в виде монарха. Но центром для них является Отчизна, земля. Он знает историю своего народа, какой ценой досталась земля. У него в голове есть ось времени, а на этой «оси» расположены исторические события, причем концептуально. Он человек исторический. Он знает, ощущает свое место на этой оси, он часть непрерывной череды поколений, он продолжатель их дел и ответственен перед ними. Именно это заставляет совершать молитвы за души усопших, поминать предков. У человека с национальным самосознанием обязательно должно быть знание истории своей страны. У подавляющего большинства «русских» людей этой «оси» в голове не было. Именно это и делало их бессознательными монархистами. Ведь у них есть монарх, который все решит за них. Без царя начинается смута в голове: к чему вера в бога, если его никто не видел и т.д. Это хорошо понимали большевики. Очистив страну от монархистов, лишив церквей, прежде чем открыть ликбезы (ликвидация безграмотности), усовершенствовали русский язык. С работами и деятельностью Луначарского желающие могут ознакомиться самостоятельно. Также прежде чем обучить грамоте нужна история народа. Ведь оси в виде монарх уже нет и церкви ликвидированы. Причем церкви народ ликвидировал с большой охотой, видимо от усталости, ждать светлое будущее ведь тоже надоедает. Современное правительство РФ хорошо усвоило урок большевиков. Необходимо удержать "русский народ". Аналогичного "американской нации" не получилось "российской нации". Слишком большую роль играет РПЦ, имеет большое влияние. Тогда было принято решение играть на генетике. Был приглашен из США ученый Клесов, который стал продвигать национальные идеи.Но это не заразило массы. Ведь многие русские вовсе не славяне. К тому же вариант с ариями, скопированный у гитлеровской Германии, активно пропагандируемый в постсоветский период, провалился. Для тех, у кого нет своего "царя в голове", нет оси, есть Путин. Теперь ему пишут челобитные, прошения, он представляется спасителем, освободителем. Но для поддержания необходима угроза из-вне. И она появилась. Не стоит забывать, что Рф многонациональная страна и многоконфессиональная. Насаждаемая идея "старшего брата" в советский период, на сегодня не актуальна. Необходима совершенно новая концепция. Вариант с внешним врагом долго не продержится.

Если Вы хотите обратиться к народу, напомните ему о великих
предках: Александре Невском, Дмитрии Донском, Суворове и Кутузове, от стоянок первобытного человека до последнего съезда КПСС. Вы сначала должны воспитать человека исторического, заложить в его мозг «временную ось», замена монарху. Для этого его надо посадить за парту. И это предшествует национальному самосознанию. Русская нация возникла только в советское время, когда возникла общенациональная школа. Ускоренное формирование нации было единственной возможностью сохранить страну и спасти народ. Среднестатистический русский человек начала ХХ века не был причастен и к двадцатой доле общерусского исторического и культурного наследия, которое стало
доступно среднестатистическому советскому человеку. Русская нация зародилась одновременно с понятием советский народ. И в основном сложилась к началу сороковых годов ХХ века. Рубеж первоначального формирования нации «в общем и целом» всегда характеризуется смягчением противоречий между Церковью и Нацией. Именно в 1939 году были изданы несколько указов Сталина на эту тему. Например, строжайшее запрещение сноса храмов в Москве, указ о возврате священников из мест заключения и, главное, короткий указ: «Указание В.И.Ленина «О борьбе с
религией и попами» от ХХ апреля 1919 года отменить», И.В.Сталин. Именно отсутствие собственной оси прибивает людей к различным сектам. Человек существо социальное, необходима община, общение.

Отказ от духовных ценностей своего общества, не что иное, как деградация. Главным препятствием к пониманию друг друга является склонность каждой из сторон проецировать свои ценности и аргументацию на чужую мировоззренческую систему , в рамках которой такие схемы мышления просто не работают. Современным башкирам необходима ось, центр, вокруг которого будет формироваться нация. Земля таким центром на сегодня не может являться, т.к. вотчинное право отсутствует. В первую очередь нужна история народа. От археологических раскопок первобытных стоянок, последующих городищ, заканчивая современными песнями и народным промыслом и религией. Разрыв во времени между прежними башкирами и сегодняшними существенный. И надо его сократить. Прежде всего надо заняться нравственностью. Посмотрите кто является кумиром сегодняшнего дня. Это люди, не имеющие бога, веры, матершинники, не имеющие ни образования. Т.е. люди напрочь лишенные какой-либо морали, нравственности для сегодняшних националистов кажутся образцом для подражания. Причем касается это всех националистов, любой национальности. Ни в одних источниках не указано, что башкиры тенгрианцы, не было у башкир такого бога Тенгри. Более того, Гете под впечатлением башкир, написал свои строки об исламе. Обнаруживаются отголоски иудаизма, христианства, древний культ фаллоса - символ плодородия (Тор). Религия могла бы стать объединяющим фактором, но очень мало образованных в плане ислама башкир. К тому же мусульманин как идеал нравственности, как это предписывает ислам, отсутствует. Или их число настолько мало, что растворяются в толпе. Либо воспринимаются окружающими как «не умеющие жить» как надо, блаженными. Философия потребителей в выигрыше. К тому же в исламе существуют определенные запреты. Особенно не нравится многим запрет на блуд и на алкоголь. Ведь многие почитав строки Корана, проводив муллу, садятся за этот же стол распивать горячительные напитки, под хорошую закуску. Это не ислам, это пародия. Верхом лицемерия является временный никах. Это перебор. Т.е. на сегодня ислам так слаб, что не может объединить, быть той осью, центром. В этом плане немного лучше дела обстоят у православия, что автоматически предполагает быть «русским», благодаря революции, как ни странно.

Башкирам непременно нужно вспомнить свою историю, историю народа. Но без нажим на нацизм и очернения кого бы то ни было. Нужна простая констатация фактов, обычная хронология. В первую очередь надо определиться для себя с этнонимом: башҡөрт, башкурд, башкорт, башкир, башкарт или башҡырт. Сегодня существует около сорока вариантов происхождения этнонима. В русском языке принято наименование башкир и Башкортостан. Для всех приемлемый вариант. Никаких волков, останутся только пчелы и змеи. Пчелы символизируют башкир. Всем известный бренд “Башкирский мед”. Сегодня объединяющим фактором нации является язык. Вовсе не шежере, как твердят многие. Ведь шежере покажет многих русских (потомков тех же угнанных п рабство) или татар, что их предки были башкирами. К тому же шежере может быть отголоском иудаизма. Они практиковали ведение ежедневника. Раз уж в свое время разделили по языковому признаку, так писал Даль: человек принадлежит к тому народу,на каком языке он думает. Чтобы думать на башкирском языке, надо его знать, т.е преподавать в школах. Для этого башкиры обязаны отмежеваться от остальных тюркоязычных. Найти собственный стержень, свою ось. У башкир не было ханов и царей, потому что не было необходимости. Связующим была земля, даже не язык, поэтому разговаривая на различных, разных родов все считались башкирами - вотчинниками. Именно поэтому какой бы не был президент (глава), он не будет по нраву башкирам. Необходим парламент, йыйын. Лидер нации у башкир не может быть априори. Только в случае войны (не дай Аллаh). Вот язык башкирский со своими фонемами представляет интерес для лингвистов. Множество параллелей с английским языком, как в фонетике (произношение звуков), так в этимологии. Необходимо выстроить систему, пользуясь данными. Но это встречает сопротивление самих башкир. Невежество находится за гранью. Любая инициатива принимается в штыки, с насмешками или злобно. Если параллель с арабским языком предпочитают объяснить принятием ислама, то произношение обходят стороной. При этом мусульманами являются не только башкиры с арабами, но множество других народов, у которых данная фонетика отсутствует. Этому не придают значения, но важным в языке является именно произношение. На этой особенности произошло разделение на башкирский и татарский языки в период становления наций после революции. Например, Codex Cumanicus, так называемый «словарь кыпчакских языков», написан на «Йокоающем» диалекте. Башкиры как раз относятся к таким. На сегодня Кодекс Куманикус частично переведен тюркологом Гаркавцом А.Н. Но присутствуют разночтения (неточности в переводе). Впрочем, никто из носителей языка не заинтересовался Codex Cumanicus. Произношение сохраняется даже если говоришь на другом языке, так называемый акцент.

Еще раз, необходимо восстановить историю.Развитие этнографии было бы большим подспорьем. Этонграфия поможет прежде всего разобраться с наименованиями родов. Катаи не имеют отношения к киданям. Это башкирское слово. Кат - часть, слой, пласт. Аналог казахскому жузу. Поэтому существуют три ката или катаев: оло катай, бала катай и ялан катай. В русской транскрипции это вариант раса или рус: великоросы, малоросы и белоросы. В арабском языке джуз - часть.Воинское подразделение гуз тоже в этом ряду. Все это связано с узами (узы). Также здесь союз - со йуз, где "Й" это вариант "Ж", у йокающих племен. Узы не только узел, но и змей (уж), также уд - фаллос, и даже рукав, шланг, червь. Из китайского знаем Ruǎnguǎn - рукав, шланг; соединительная трубка. В устной речи Ruǎnguǎn звучит так: жуаньжуань. Из этой оперы также шляхта, chlauch - шланг, соединение, т.е все те же узы. Но у многих племен появляется начальная "г" или "h", как элиос - hелиос - гелиос - солнце. Здесь все же вернее будет, что начальная фонема исчезает. Гай Юлий, например, читается Ай Юлай. Ведь июль сохраняет называние джулай (юлай). Ай не только лена, но и свет. В данном контексте Гай Юлай означает - Путь праведника, но еще "светлый путь". Мы привыкли к фонарям, в древности луна это жизнь, это фары, глаза. И еще немного о религии. Все привыкли к имени Иса или Иисус. Мало кто обращает внимания, что его называют еще и Гайса - Гай иса. Иса, ис - быть, существовать, см. англ.яз. is, be,ara, am; варианты ид, из, ит. В русском языке слово Гайса сохраняет вид Яйцо. И мн.др. Возможно это связано с народом змей - наги. Имея переход фонем "н" = "м", получим маги. Ставя звонкую согласную в конце слова получаем "мак". Но Мак улы (или Маугли у Киплинга), волчий сын. В какой-то момент змею сменяет зверь, вынудив народ змей уйти в подполье. При этом зверь использует ту же символику. Змей в мифологиях многих народов символ плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня. По существу это культ фаллоса. К змееголовым можно отнести сарматов. Фаллос - уд, и огонь - ут. Смена в конце слова глухой согласной на звонкую. Уҙ, уҙем - я сам.

Снова к бедным башкирам. Для начала не мешало бы проводить хутбы на башкирском языке. Хотя бы в пределах максимальной концентрации башкир. Хутба - пятничная проповедь в мечети. Без единой религии в любом случае не обойтись. Здесь другая напасть,башкиры сегодня в своей массе безбожники. Даже не безбожники, скорее нет доверия мечетям, имамам. Все исходит из того, что в свое время в муллы устремились совсем даже не праведники. В большинстве случаев это были шарлатаны, с их жаждой наживы. К тому же справедливости не видно. На уровне подсознания, человек считает, что бог непременно не допустил бы несправедливости на земле. Несправедливость чинит сам человек. Бог дал свободу выбора. Не надо никого обвинять, жить обидами, это история. Историю нужно просто помнить. В то же время строить будущее, используя историю как фундамент. Учесть ошибки, недочеты. В любом случае все сводится к материальному достатку. Хлеба и зрелищ. Лозунг на все времена. Обещания светлого будущего должны сбыться. Пора бы. Конец света наступил. Сколько можно его ждать. Не тысячелетиями же.

И на посошок. Все слышали поговорку "Лучше синица в руках, чем журавль в небе". Так вот, в оригинальной версии синица это прах, зола. Журавль - дух либо душа. Рассматривается как связь с предками во времена колумбариев, когда сжигали усопших.Народная этимология переиначила фразу на свой лад.


цивилизации, Россия, Религия, это интересно, башкиры

Previous post Next post
Up