---Техническое превосходство требует массового высококачественного образования, наличия сотен высокотехнологичных заводов, наличия квалифицированного и добросовестного персонала, для которого работа на благо Родины -- не повод для скабрёзных шуток. Всё это было у Советского Союза, начиная с конца 1950 годов, и у нашей страны действительно было много "аналоговнетов".---
Технический уровень стран можно сравнивать, посмотрев, кто у кого копирует. Интересно, какие оригинальные советские разработки легли в основу зарубежных аналогов? Так как их было много, назовите, скажем, штук пять.
Я как фармацевт для почину могу назвать пример из фармакологии противоопухолевых препаратов: фторафур и спиразидин.
Правда, скопировали только японцы и только фторафур. Ну это уж как себе хотят.
>Интересно, какие оригинальные советские разработки легли в основу зарубежных аналогов? Так как их было много, назовите, скажем, штук пять.
- Назову одну, в общую копилку. Ультразвуковой двигатель. Его изобрели в СССР в 1980-х или до 1985 года. Тогда западные журналы писали про это. Изобретатели в СССР предполагали что новый двигатель можно использовать для миниатюрных моторов кассетных магнитофонов. Оказалось, что для магнитофонов это дороговато, зато сегодня ультразвуковые двигатели используются в автофокусе и "авто-зуме" абсолютного большинства современных дорогих оптических объективов (все эти японские Nikon и Canon в том числе). И никто не помнит, что ультразвуковой двигатель для фокуса и "зума" изобрели в СССР.
Вот ещё одна курьёзная советская технология, широко распространившаяся в мире: хирургические скобки. ИЧСХ, статьи на русском языке в Википедии-источнике знаний об этом нет!
А в СССР тем временем Горбачёв сдал страну, односторонне разоружился (все страны запада считают, что выиграли "холодную войну"). Потом Горбачёв позволил без сопротивления со стороны КГБ развалить СССР беловежским предателям Ельцину, Кравчуку и не помню как третьего белоруса звали - развалили СССР.
А в новой России было оккупационное правительство Ельцина, где всё решали американские советники, и их агенты вроде Гайдара и Чубайса. Которые сказали, что свои инженеры не нужны, что "за нефть всё купим", своё производство не нужно. Приватизировали и обанкротили большинство заводов. Сказали что образование не нужно, и что вся проблема реформ Гайдара в том что слишком много советских инженеров слишком умные, и это мешает эффективно дебилизировать население чтобы население, значит, эффективно потребляло импортные шмотки, привозимые с запада в обмен на нефть. В общем, "эффективные менеджеры" гробили всё высокотехноличное, до чего смогли дотянуться.
Мой одноклассник по физ-мат школе, закончивший после МФТИ (знаменитый "Физтех" в Долгопрудном) - в ранние 1990-е был вынужден торговать колясками на рынке, чтобы прокормить себя и семью. Сейчас он директор банка, но .... но страна потеряла талантливого физика или инженера по электронике (он мог в любой области работать благодаря своему образованию).
То, что сейчас приходится возрождать производство и хай-тек, в том числе элементную базу для электроники - благодаря санкциям "импортозамещение" перестало быть словами и стало делом. Но дело это не быстрое.
Чудо при этом, что хотя бы ВКС и ядерные силы сдерживания у России остались свои, их всё-таки возродили, в том числе производство и новые разработки. Но я в эти военные секреты не посвящена.
Правда, пишут, что первый патент на ультразвуковой двигатель был подан в США 3 августа 1961 года (Nicholas Maropis, US Pat. 3,184,842, выдан в 1965 г.).
Я помню в журнале "Electronics Design" или "Electronics" (оба журнала переводили в СССР и печатали на русском тогда) статью "новый двигатель из СССР" - возможно, по следам именно этого патента (U.S. Pat. No. 4,210,837, Vasiliev, et al., 1980) - потому что читала в журнале именно 1980-х годов, не 1960-х, а гораздо позже, в памяти осталось что это был журнал ранее 1985 года - значит, это был 1981 или 1980-й, вероятно, судя по дате патента.
Дополнение. Вики (ru.wikipedia.org/wiki/Ультразвуковой_двигатель) на русском упоминает ещё патенты: США, Патент № 4.453.103, 1982 г. США, Патент № 4.400.641, 1982 г.
Так что возможно я читала статью в журнале от 1982 или 1983 года.
Вы путаете ультразвуковой мотор и пьезоэлектрический мотор. В камерах используется ультразвуковой, всё правильно, но его придумали японцы. А в СССР придумали пьезоэлектрический, в 1965 году (одновременно с американцами), но в фотоаппараты эта штука не пошла.
"Ультразвуково́й дви́гатель (Ультразвуковой мотор, Пьезодвигатель, Пьезомагнитный двигатель, Пьезоэлектрический двигатель), (англ. USM - Ultra Sonic Motor, SWM - Silent Wave Motor, HSM - Hyper Sonic Motor, SDM - Supersonic Direct-drive Motor и др.) - двигатель, в котором рабочим элементом является пьезоэлектрическая керамика, благодаря которой он способен преобразовать электрическую энергию в механическую с очень большим КПД, превышающим у отдельных видов 90 %. Это позволяет получать уникальные приборы, в которых электрические колебания прямо преобразуются во вращательное движение ротора, при этом крутящий момент, развиваемый на валу такого двигателя столь велик, что исключает необходимость применения какого-либо механического редуктора для повышения крутящего момента. Также данный двигатель обладает выпрямительными свойствами гладкого фрикционного контакта. Эти свойства проявляются и на звуковых частотах. Такой контакт является аналогом электрического выпрямительного диода. Поэтому ультразвуковой двигатель можно отнести к фрикционным электромоторам."
---------------- То есть, любой ультразвуковой двигатель по определению является пьезоэлектрическим, и использует пьезоэлектрическую керамику. Которую я видела в изобилии на кафедре акустики МГУ в 1980-х.
Что такого нового внесли японцы? Конкретный диаметр керамических колец для конкретной линзы объектива? В этом их изобретение?
Технический уровень стран можно сравнивать, посмотрев, кто у кого копирует.
Технический уровень стран определяется способностью скопировать. Если вы не можете даже замесить тесто, как смысл вам копировать рецепт моего лучшего пирога? В 19-м веке по всему миру строили железные дороги, но только несколько стран сами могли производить локомотивы: Британия, Бельгия, Штаты, Россия, Германия возможно. Сегодня даже бразильцы собирают самолеты, но производить реактивные двигатели по-прежнему, как и после ВМВ, может лишь четверка-пятерка стран. Китайцы до сих пор не могут, представляете, хотя бьются над этой задачей уже давно.
Технический уровень - это владение ключевыми технологиями.