Лучшее исполнение Страстей по Матфею, которое я слышала - это не "аутентичники", а Отто Клемперер, запись 1960-1961 года.
Я потом слушала в магазине аутентичников, прежде чем купить диск Herreweghe...
Предистория: у меня ещё с советских времён были советские репринты выпущенные фирмой "мелодия", грампластинки "Мессы Си Минор" Баха, дирижёр Клемперер, и страсти по Матфею (не помню дирижёра, надо будет посмотреть на полке - компакт диск я такой не нашла). Клемперер очень хорош. Поэтому как только появились компакт-диски, я заказала и Мессу Си Минор и Страсти по Матфею именно под руководством Клемперера.
Владелец магазинчика компакт-дисков пренебрежительно несколько отзывался о Клемперере, дескать, у него не аутентичное исполнение.
Ну ладно, в магазинчике у него были другие исполнители, "аутентичные" (типа), он мне любезно распечатал целлофан обложек, и дал послушать диски.
Ну, исполнение диржёра Попугаева (Parrot) оказалось именно таким, "попугайским". Помойка а не исполнение. Я его просто слушать не могла, особенно после классического исполнения Клемперера. Разорванная фразировка, артисты не думают о том что поют, а "выделываются".
Другие были получше. Арнонкур вроде бы "почти" - но всё равно не то, ну, на мой вкус. После Клемперера.
Лучшее из "новых аутентичников" оказалось у Эрвега (Herreweghe).
Его я и купила, когда денежек поднакопила в новом месяце (дело было в ранних 2000-х, диски стоили около 20 долларов, а тогда для меня 20 долларов были довольно серьёзной суммой)
Краткий вывод про аутентичников:
- Некоторые из этих ребятишек, "прославленных дирижёров современности" сначала перестали быть христианами, и, следовательно, перестали понимать музыку Баха как художественное отражение в душе композитора переживаний службы литургии (Месса Си Минор - очень хорошо её слушать с текстом Литургии на русском - начиная с Иже Херувимы). Или художественное переживание Баха по поводу чтения Евангелия, Страстей Христовых, в храме читается на Страстной Седьмице.
Так вот, когда "дирижёры-аутентичники" перестали понимать духовный смысл музыки, тогда родилось новое увлечение: а давайте на все виолончели-скрипки-контрабасы натянем натуральные воловьи жилы, настроим оркестр так как во времена Баха - и будет "аутентично".
ОТВЕТ, им от меня (
akhceloo):
Да нифига у вас не будет аутентично, потому что вы за деревьями скрипок не видите леса - духовный смысл музыки и текста, который и есть суть великих произведений Иоганна Себастьяна Баха.
У вас будет пиликанье на аутентичных скрипках, и "выделывание"-"выкаблучивание" как бы получше выпендриться.
Если вы перестали быть Христианами, и перестали понимать СМЫСЛ.
А ещё - претензия у меня. Что женскую арию альта (например, Магдалина у креста) - у некоторых "аутентичников" исполняет мужчина, "контр-тенор".
Ребята, какая же тут нафиг аутентичность? Христиане "голубизну", тем более во времена Баха, не одобряли. И мужчина петь женскую арию не должен.
Нет, я знаю, что итальянцы практиковали кастрацию, делали мальчиков-кастратов. Но это для опер, а не для духовной музыки.
К Эревегу, кстати, эта претензия моя тоже относится. Поэтому Эрвегу я за контр-тенора поставлю жирный "минус".
Но не все аутентичники плохи.
Есть ислючения счастливые. Вот про Эрвега (Herreweghe) можно сказать что он всё-таки понимает духовный смысл произведения, и страется его воспроизвести. А не "выделывается" подобно многим другим "аутентичникам"-любителям "звука" вместо музыки.
Арнонкура я тоже ругать не буду (давно не слушала, надо переслушать). А вот дирижёра Попугаева-Parrot'а - обругаю попугаем, и за дело.
Про Купмана - не сейчас. Про Купмана - и про ещё других аутентичников я ещё видела хорошее высказывание на одной из конференций. Но сегодня не буду искать ссылку.
Теперь про Клемперера. Его слушатели, те которые "заражённые вирусом аутенто-филии" не ценят. Видите ли, {А вот у Клемперера - у него, "не кошерный" с точки зрения аутентичников Большой Симфонический Оркестр. Современные скрипки.}
ЗАТО, ребята, Клемперер - он ещё старой школы. Он привык МУЗЫКУ понимать, а не воловьи жилы из виолончелей и музыкантов вытягивать.
Рекомендую к прослушиванию.
Он на голову выше большинства аутентичников - ну, кроме Эрвега, Эрвег тоже неплох.
Итого: у меня есть компакт диски, но сейчас мне быстрее было скачать из интернета, чем рыться на полке и организовывать вычитывание компакт дисков заново с сидюка.
Вот что я нашла:
Matthaus Passion Cd2 Herreweghe | Download mp3 (https://biffhard.top/a/2876625489-matthaus_passion_cd2_herreweghe/) Matthaus Passion Cd1 Herreweghe | Download mp3 (https://biffhard.top/a/3706388641-matthaus_passion_cd1_herreweghe/) До кучи: случайно нашлось - хорошее исполнение, кстати. Орган нормальный, классический, мощный:
Download Karl Richter - J.S. Bach: Toccata and Fugue in D minor, BWV 565 (https://biffhard.top/track/10224630601893278621-karl_richter_j_s_bach_toccata_and_fugue_in_d_minor_bwv_565/) Karl Richter Organ (всё что нашлось на слова Карл Рихтер, орган)(https://biffhard.top/a/2773852617-karl_richter_organ/) -------
А вот Клемперер, искала FLAC, ещё не проверяла, там качается или нет:
Иоганн Себастиан Бах. "Страсти по Матфею" BWV 244. Дирижёр - Отто Клемперер - 3 Июля 2021 - Погружение в классикуИоганн Себастиан Бах, "Страсти по Матфею" BWV 244, Philharmonia Choir and orchestra, дирижер: Отто Клемперер, 1960/1961 год записи.
Солисты: - Дитрих Фишер-Дискау // Элизабет Шварцкопф // Вальтер Берри // Николай Гедда // Криста Людвиг
Время звучания: CD 1-74.27; CD 2-76.36; CD 3-72.56
на том же сайте сначала нашлось вот это
Иоганн Себастьян Бах «Страсти по Марку» (BWV 247). FLAC. 2 CD. Реконструкция Саймона Хайеса. - 3 Апреля 2010 - Погружение в классику(ссылку оставляю чтобы потом вернуться и изучить, кто это и что это)
------------------
Ещё в тему: про аутентичников, в том числе Эрвега
https://yasko.livejournal.com/1818698.html - со ссылкой на
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=535&page=2 - оттуда ссылка на
Сравнение интерпретаций Евгений Добрушкин:Страсти по Матфею (http://www.audiomusic.ru/music/music.php?sect=interpolations&id=9) - но оригинал уже не открывается у меня, ссылка не рабочая)
ну, я это сейчас не имела времени читать (ночь, а мне лечь спать надо немножко).
Боюсь, там аутентичников безбожно хвалят, надо будет потом прочитать и возразить... Или не надо возражать. Короче, я это ещё полностью не читала, только начало посмотрела.
А, вот почитала немного. Напомнили мне, ещё Леонхардта исполнение хвалят, там по ссылке.
У меня нет Леонхардта, поэтому про него я забыла упомянуть. Надо будет достать запись и послушать.
Ещё немного видео ютюба с Эрвегом:
Ещё: - видео исполнения: -
https://www.youtube.com/watch?v=G2skVF_9RlA - канал "Ciaran Goyvaerts", выложено 4 мар. 2014 г. Длительность 2:41:03, но по сравнению с "DzjiTFnsVns" (следующим)- у них в начале аплодисменты и выход артистов до появления дирижёра. Непонятно пока мне, почему они начали "раньше" чем следующая запись (строкой ниже - "DzjiTFnsVns") - а видео у них короче на 29 секунд, чем следующее. Надо бы сравнить концовку, но некогда мне.
Ещё: - видео исполнения: -
https://www.youtube.com/watch?v=DzjiTFnsVns - канал"Felices Cantus Bach", выложено 15 апр. 2020 г. Длительность 2:41:32, там действительно видео оркестра.
Ещё - (статичное изображение обложки комакт-диска): -
https://www.youtube.com/watch?v=UT8DFLjWdC8 - Bach - Matthäus-Passion, BWV244 | Philippe Herreweghe Collegium Vocale Gent, канал "Essential Classical", выложено 5 янв. 2017 г. Длительно 2:41:18, это компакт-диск, а изображения нет.
Можете туда сходить, нормально, только можно mp3 скачать, оно проще и файлы меньше, а звук тот же.
Ещё: -
https://www.youtube.com/watch?v=2ax43f6QExw - канал "AuthenticSound" выложил видео, где крутится грампластинка. Не ходите туда. (выложил он это 1 дек. 2017 г., длительность 2:55:10 - вначале амбициозное видео-предисловие хозяина канала).
Видео с Клемперером нет. Что Вы хотите, 1960-1961 год.
(Кстати. Если верно помню, то уровень помехи 50 Гц в записи 1961 года меньше, чем у Эрвега спустя 20 с лишним лет. Звукорежиссёры были тогда более умелые, тоже...)