Во-первых, о самой игре. Игра была великолепна. На мой взгляд, качество ролевой игры определяется двумя основными факторами - антуражем и вживанием. Всё прочее - правила, оргвопросы и т.д. вторично и в той или иной мере служит обеспечением первых двух. К сожалению, в современных ролевых играх наблюдается парадоксальная тенденция противоборства этих факторов: игроки или полностью погружаются в персонажа и мир, замотавшись в условные "занавески" среди стен из киперной ленты, либо, напротив, наряжаются в неимоверно дорогие и великолепные костюмы, что бы в них на задворках неделю строившегося трехэтажного дворца потрепаться у костра за жизнь. Разумеется, я утрирую - это примеры крайностей. Но в целом тенденция такова. Не то было на "1905". Костюмы были на высоте, мастерский антураж местами просто поражал воображение - вагон поезда на Николаевском Вокзале, Зимний Дворец и многое другое... И при этом - люди играли! Играли постоянно, много и вовсе не утомлялись от этого на второй день, как сейчас принято. Пожизневых разговоров почти не было слышно, все были при делах и переживали за судьбу Отечества. Полное погружение. Результат - определенно, лучшая игра, которую я видел за 10 лет в ролевом движении.
Во-вторых, о том, как я поиграл. Начать с того, что я ехал не играть. Я практически не готовился, да что там - я окончательно определился, что еду, едва ли не за неделю до игры. Но у меня был челленж. Я хотел сделать игровую газету. Не набранный таймс-нью-романом листок, где коряво и коверкано изложены игровые события, а именно ГАЗЕТУ. Что бы она выглядела так, будто вышла из газетной типографии начала XX века, и имела соответствующее содержание. Забегая вперед скажу, что мне посчастливилось попасть в великолепную команду, которой, на мой взгляд, эта задача вполне удалась. Разумеется, можно сделать лучше. Но это будут делать уже другие - надеюсь, учтя полученный нами за эти три дня бесценный опыт. А пока - без ложной скромности скажу, что наши газеты получились отчетливо лучше всех, что мне доводилось держать в руках на играх. Так вот, я ехал работать, и работать много. А много работы, как показывает моя практика, вовсе не способствует отыгрышу. Это постоянная беготня, постоянные пожизневые проблемы - не до вроливания. Не тут-то было! Получилось полное погружение в атмосферу почти круглосуточно работающей типографии. Грохот станков, срочно требующие гонорара за статью корреспонденты, поиск замены для материалов, не пропущенных цензурой, паника выпускающего редактора, обнаружившего, что вышедший из-под станка тираж перед запуском не прошел вычитку, верстка утреннего номера до рассвета и сон прямо в редакции... Если вы читали "Псмит-Журналист" Вудхауза, то примерно поймете, о чем я. Если нет - беспременно почитайте! В общем, несмотря на то, что я совершенно не продумывал персонажа, не имел квестов и загрузов и мое участие в социальной жизни ограничилось голосованием на выборах во вновьсформированную Думу - мне удалось поиграть так, как не удавалось уже очень давно. В первую очередь я благодарен за это Ивану Ивановичу Почачуеву и господам Прохоровым, создавшим в Издательском Доме бесподобную игровую атмосферу. И разумеется, всем тем, с кем мне довелось работать и просто иметь дело по типографским делам.
В-третьих, о технических моментах. Читать далее имеет смысл, только если вы планируете когда-либо имитировать старую газету и владеете Photoshop на определенном уровне. Сперва подберите шрифты. Забудьте популярные Times New Roman, Arial и пр. Да, наверняка в истории можно найти примеры подобных типографских шрифтов. Но в наше время каждый знает их до мельчайшей закорючки, и они сразу ассоциируются с цифровым текстом. Я использовал для основного типографского шрифта Old Standart, если поискать как следует - наверняка можно найти и другие. Шрифты для рекламных объявлений и листовок нужно подбирать, исходя из эпохи, в данном случае очень хорошо шли Art Nouveau 1900 и Capitalist. Обязательно обзаведитесь шрифтом, изображающим машинопись - вам наверняка часто придется печатать те или иные документы. B52 отлично подходит для этой цели. Не играйте с размером шрифта - помните, что в типографии было не так уж много наборов, и обычно весь текст набирался одним и тем же, заголовки - одним более крупным, а часто просто заглавными буквами.
Далее следует инструкция для верстальщика - подразумевается, что тексты статей уже были написаны, отредактированны редактором, распределены в нужной последовательности и отданы на верстку.
Верстать текст можно в Word, а можно сразу в Photoshop - я по техническим причинам пользовался последним методом, хоть это и менее рационально. Так или иначе, необходимо заранее подготовить болванки всех страниц выпуска с шапкой и колонтитулами, куда вписать всю нужную информацию - дату, номер страницы, цену номера и пр. - зависит от конкретного издания, лучше ознакомиться с оригиналами газет нужной эпохи и воссоздать это максимально подробно. Всё это должно быть готово к моменту начала верстки, потому что потом счет пойдет на минуты и будет не до того - в реалиях ролевой игры газеты нужно печатать очень быстро. Получив тексты статей, их нужно логично и рационально распределить по страницам - это самое трудоёмкое. Лучше всего заготовить некоторое количество кратких заметок, которыми можно забивать возникающие между статьями пробелы. Хорошо подходят краткие - на 2-3 строки - описания событий этого времени из Википедии (разумеется, отредактированные. Фотографии также хороши для этих целей, но с ними важно не увлекаться - более 1 на странице смотрится уже странно, если это страница А4.
Сверстав текст, нужно переходить к его финальной графической обработке. Главная беда распечатанного цифрового текста - его неживая ровность. На настоящем типографском станке, где каждый день набирался и отпечатывался тысячами экземпляров новый текст, не могло быть такого качества. Расстояние между строками и колонками едва заметно (а иногда и ощутимо) гуляет, какие-то места не пропечатываются, попавший в станок мелкий мусор или волосок отпечатываются на бумаге. Для создания убедительной печатной продукции всё это нужно имитировать. Поверх всего текста создается новый слой, в котром кистью из набора Dry Media - или другой подходящей - наносятся в разных местах легкие белые и черные пятна. их можно наносить как со 100% прозрачности, так и полупрозрачные. Это лучше сделать на всех заготовках страниц. После окончания набора все слои склеиваются, делается сильное размытие, порог со значением около 190, и опять легкое размытие. После этого нужно посмотреть, не пропал ли какой-нибудь значимый кусок текста. Если это так - отменить последние действия, стереть часть слоя с техническим браком и повторить. Для удобства вся эта обработка может (и должна) быть сведена в алгоритм.
Технология обработки фотографий для такой печати - отдельная тема, которую мне пришлось осваивать уже в процессе. Думаю, здесь существую особые специальные фильтры для подобных целей, но из стандартного подходить Poster Edges после чего подправляются уровни и делается порог с нужным в данном случае значением. Фотографии для такой обработки требуются четкие и контрастные.
И крайне рекомендую заготовить рисунков и фотографий нужной эпохи в большом количестве, а ещё лучше - привезти в составе редакции собственного художника, способного рисовать в нужном стиле.