Долго не мог сформулировать одной фразой свое отношение к творчеству Терри Гиллиама. Звучала бы эта фраза примерно так: я с Гиллиамом на одной волне, но его язык мне не совсем понятен. Мне очень близок юмор Монти Пайтон, я балдею от «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», а «12 обезьян» вообще считаю шедевром, пересматриваю это кино очень часто. Но некоторые месседжи до меня не доходят. Почти все фильмы Гиллиама в моем восприятии это такая труба «калейдоскоп» из советского детства - смотришь туда, прищурившись, а там стекляшки разноцветные, надо трубу потрясти, покрутить, и тогда вместо радужного мельтешения можно увидеть замысловатую картинку, а можно и не увидеть…
Замысловатая картинка - шифр, разгадаешь - откроешь смысл. У меня не всегда получается. Я, например, совсем не понял «Король-рыбак» и «Воображариум доктора Парнаса». Картинка классная, завораживающая, будто сон, а что хочет донести художник хз.
Теорема Зеро - это теорема, которую по заданию руководства Компании должен доказать главный герой фильма Коэн Лет. Теорема утверждает, что все сущее произошло в результате взрыва, и так же - в результате взрыва - все сущее исчезнет. Нет создателя, демиурга, некоего высшего существа, которое может что-то изменить, помочь, спасти. Одновременно с этим Лет почти ёбнулся на мысли о том, что ему должен кто-то позвонить. Он ждет звонка всю жизнь, он даже работает дома, чтобы не пропустить звонок. Ждет потому, что уверен, будто там, на другом конце провода, некто ответит на все его вопросы, скажет, для чего Лет родился и для чего живет, объяснит смысл существования, назовет цель, укажет путь. Чтобы сумасбродные мысли не отвлекали Коэна от доказательства теоремы, руководство Компании пытается направить его на путь истинный: то установят систему видеонаблюдения, то наймут виртуального психолога, то начальник отдела в гости зайдет, то сын самого директора Компании с визитом))), то влюбит в себя интернет-проститутка (по заданию руководства Компании, естественно).
Кино завораживающее. Картинка мира будущего (да, там все в недалеком будущем происходит, хотя телефоны проводные) чем-то напоминает «Бегущего по лезвию». Много зашифрованных посланий (или это мне так просто показалось): например, Коэн живет в давно заброшенной христианской церкви (в будущем будет много других религий, церковь Бэтмана-искупителя, например), его рабочее место находится у полуразрушенного распятия, а камера видеонаблюдения вмонтирована в крест в том месте, где должна была быть голова скульптуры Иисуса. И таких «подмигиваний» Гиллиама в фильме довольно много.
Все персонажи чуть сумасшедшие - понятно, это ведь аллегория, там все должны быть немного не в себе, как у Кэролла в «Алиса в стране чудес».
Актеры классные. Коэна играет Кристоф Вальц - стопроцентное попадание в образ!
Но что хотел сказать Гиллиам? Коэн Лет ждет звонка от бога, но сам пытается доказать Теоремой Зеро, что бога нет? А интернет-проститутка, которой, кстати, уделено очень много экранного времени, - это возможно олицетворение веры в сознании современного человека? Или чо? Ты уж, будь добр, выбери время, посмотри и объясни, ок?