К празднику Похвалы Пресвятой Богородицы - три статьи аспиранта МДА Кирилла Воробьёва о богослужении Субботы Акафиста:
Воробьев К. В. Осада Константинополя 626 года и богослужебная память Субботы акафиста // Genesis: исторические исследования. №10, 2017. С. 139 - 151.
Воробьев К. В. Богослужение Субботы акафиста: история изучения // Богословский вестник. Вып. 22 - 23. Сергиев Посад: Изд-во МДА, 2016. С. 321 - 337.
Воробьев К. В. К истории богослужения Акафиста: мартовская Минея из Типографского собрания РГАДА // Богословский вестник. Вып. 24 - 25. Сергиев Посад: Изд-во МДА, 2017. С. 349 - 368.
Одно из основных положений, присутствующее в статьях, - обоснование гипотезы о том, что проимий «Взбранной Воеводе» был написан на столетие позже его традиционной датировки, автором его является свят. Герман, Патр. Константинопольский (†740), а повод к его написанию - избавление Города от осады, только не аварской в 626 году, а арабской в 718 году. Если это так, то гимн находится в теснейшей связи с чудом, весьма важным для всей христианской Европы. Об этом см.
мою статью прошлого года.
От себя же добавлю, что если датировка домом Мишелем Югло древнего латинского перевода Великого Акафиста (не позднее 835 года, вероятно, около 825 года) верна, то это разбивает все построения касаемо того, что автором хайретизмов Великого Акафиста может быть равноап. Патр. Фотий Великий (†891), как это предполагал А. И. Пападопуло-Керамевс. Очевидно, что в таком случае к началу IX века (если не раньше) Великий Акафист уже приобрёл привычную нам форму.
Update: На сайте Московской Духовной Академии выложена диссертация Кирилла Воробьёва (ныне иеромонаха Тихона)
«Акафист Пресвятой Богородице в греческом и славянском богослужении византийского обряда (IX - XV вв.)» (файл в формате PDF, 1,44 МБайт).