Поскольку мои слова передергиваются удивительнейшим образом, и я уже выгляжу полным монстром в комментариях под рядом постов в журнале уважаемого мной человека, позволю себе пояснить свою позицию про бумагу для детского рисования более развернуто.
Да, я повторюсь, мне странно видеть, когда ребенок растущий в доме, где рисует кто-то из взрослых, рисует хорошими красками в тетрадке В КЛЕТОЧКУ.
Странно.
Да, для меня странно, когда ребенку отдается для рисования то, что не нужно взрослому.
Не понятно не с позиции материальной (от бедности) или физической (из-за неподходящего качества бумаги). А непонятно именно с психологической стороны, так как, на мой взгляд, ребенок понимает (чувствует, считывает по пространству, видит, называйте как хотите, но точно ощущает), что ему отдали что-то ненужное.
И это не может не повлиять на него маленького или уже взрослого, когда он с пеной у рта вдруг кинется на ровном месте доказывать, что он -- профессионал, он - разбирается, он - сам выстроил прекрасный дом, хотя никому и в голову не приходило в этом хоть на секунду усомниться.
Кроме того, я продолжаю придерживаться той точки зрения, что человек ПРИВЫКШИЙ с детства рисовать на хорошей бумаге (не дорогой, а именно подходящей для того, что он делает), никогда не будет бояться материала, просто потому, что он с детства привык с ним обращаться. Ну, как человек, с детства выросший с собаками, потом всегда будет помнить, как с ними нужно общаться. Он уже не будет бояться, так как просто будет знать, как к ним подойти. А когда подходить не стоит.
Да, я считаю, что ребенку, растущему «в среде» и рисующему, стоит с детства рисовать на хорошей и разной бумаге. На той, которая более подходит к материалу.
И это не вопрос создания «шедевров», а простой вопрос знания материала и уважения к своему труду.
Из серии: «не станет же портной шить гнилыми нитками» / «масло на туалетной бумаге будет смотреться несколько иначе, чем масло на картоне или холсте»
Возможно, эта позиция связана с тем, что ни в семье моих родителей, ни моего деда, прадеда и прапрадеда иконописцев рисование никогда не было «творчеством». Это была работа. Ремесло. Со своими хитростями. С секретами, которые передавались из поколения в поколение ТОЛЬКО членам семьи.
Но именно работа.
А для работы нужны только ХОРОШИЕ материалы.
Кроме того, я изначально не понимаю понятия «создание шедевра» или «творчества» ко всему, что делаю я или мои дети или члены моей семьи.
Я всего лишь занимаюсь тем ремеслом, которым занимался ряд моих предков, более или менее удачно содержа свои семьи.
И рисование детей в таком доме - это, на мой взгляд, всего лишь -- овладение профессией. Да, овладение профессией с раннего детства, так как велика вероятность, что ребенок станет продолжать династию. И он просто будет сразу знать для чего подходит та или иная бумага, не грузясь какими-то еще понятиями.
И это отнюдь не «мещанство», когда выбор бумаги предполагает (по мнению моего невольного оппонента), что «все нужно в рамочку». Это не оправдывание чьих-то надежд. Это простое знание о средствах для работы, как, полагаю, в среде плотников - знания о том, какими бывают пилы, стамески, рубанки и прочее, в среде актеров - какие-то знания о том, как лучше прочесть вслух стихотворение и что-то запомнить, в среде медиков - какие-то известные с детства знания об анатомии, физиологии и лекарствах.
На мой взгляд «полчища талантливых взрослых людей, которые закопали свой талант в угоду перфекционизму» вырастают как раз от того, что внутренние возможности ребенка не совпали с активно навязываемыми ему его родителями какими-то установками и надеждами. Ребенок чувствует, что «не попадает» под них. Не вписывается. Не соответствует. Он изначально перегружен какими-то дикими установками про шедевры и не шедевры, которые либо могут получиться «на чем угодно», или не на чем угодно, или вообще не получиться.
Но как только человек начинает мыслить категориями, где есть само слово «шедевр» -- это, на мой вгляд, самая засада и есть.
И тут уже абсолютно не важно на какой бумаге будет с детсва рисовать ребенок, так как забиваются не его физические возможности, а душевные, что ли (не знаю, как точнее выразить)
А еще я не считаю, что «нужно творить в первую очередь для себя», так как глобально не считаю понятие «творчество» применимым к рисованию.
Рисование, на мой взгляд, это всего лишь пожизненное освоение материалов, развитие, труд, практика, выход энергии, возможность передать то, что видишь и чувствуешь. Просто ремесло и работа. И меня страшно удивляет, когда кто-то пишет про это "мое творчество" или «свободный творческий полет».
Ну так меня воспитывали.
И так я это чувствую сама.
Простите, если кого-то невольно обидела.
PS: ссылка на пост, с которым я спорю:
http://conjure.livejournal.com/576848.htmlУточню, как мне сегодня кажется, это уже не вопрос "хороших или плохих" материалов. Это, скорее, просто глобальное отношение к тому, чем мы обе занимаемся всю жизнь.