Про го. Новый учебный год.

Sep 09, 2012 03:11

Сегодня после долгого перерыва я первый раз сыграла на КГС, заодно вернула себе 6к. Не то чтобы я совсем не играла всё это время. Как раз наоборот - я играла очень много блицев. Конечно же, в первой же "нормальной" игре это сказалось: я не размышляла вообще, сразу ставила камни на доску.
Ощущение странное. После Конгресса мне категорически не хотелось играть на КГС. Парадокс в том, что именно поэтому я снова подсела на блицы: вроде го, а думать вроде не надо.
Зато сформировалось (хе-хе, в очередной раз) понимание, что я хочу.

Помнится, прошлый "учебный" год я начинала с того, что решила, что платные индивидуальные уроки меня спасут: так как кто-то будет мне последовательно рассказывать материал и поправлять мои индивидуальные ошибки. Спустя год могу сказать, что всё же это не мой формат - в том плане, что нет таких преподавателей, которые "ведут" ученика. Развиваться можно только самостоятельно. Таков мой путь. Впрочем, так было всю мою жизнь, так что - не привыкать. Это никак не умаляет индивидуальных уроков - они полезны и интересны.

Про уроки Алексея я писала здесь очень много. Они, действительно, классные, и очень сильно повышают чувство го, чувство игры. Может быть, если бы мы продолжили в том же режиме, что и прошлой осенью, то результаты были бы лучше, но, видимо, начиная с февраля Алексей был перегружен - и дановые лекции, и в тот же день лекции для младших кю, к тому же началась воскресная школа. И я тоже "перегрузилась" - так как я добросовестно старалась успеть везде. В итоге, рост очень замедлился, так как поступающая информация была сложная и хаотичная, а времени на партии и разборы - не оставалось.

Мне очень хотелось "подрасти" к Конгрессу, и в мае мы решили устроить эксперимент: под специальным аккаунтом играть вдвоём - то есть играла я сама, но по скайпу мы обсуждали все мои идеи и если я видела ситуацию неправильно, то Алексей рассказывал своё видение (даже не конкретные точки, а саму идею - как проникнуть в мойо, где сейчас срочные ходы и т.д.). Была задумка после 3-4 таких игр сделать выводы, но на четвёртой игре эксперимент по техническим причинам сорвался и скомкался, после чего я решила не продолжать его. Впрочем, наступило лето и мы совсем прекратили уроки.

Так как мне всё же казалось, что есть волшебное средство резко улучшить игру, то я обратилась за уроками к другому преподавателю (с Алексеем это тоже было согласовано, так как я до сих пор не понимаю все этические заморочки - можно ли заниматься сразу у разных преподавателей). Да, а обратилась я - к Игорю, к Хэппи. С Игорем отзанимались достаточно много - два-три раза в неделю - до Конгресса получилось штук восемь уроков.
Сначала было непривычно. Занятия у Игоря очень техничные, по строгому распорядку: сначала обучающая игра - совершенно новая для меня активность. На первых занятиях было сложно: ясно, что 5 дану на равных, да ещё и белыми - проиграешь с большим отставанием. Но потом я начала понимать, как играть обучающие игры: стараться сыграть наиболее классические варианты и коллекционировать вопросы, кроме того, я повторяла позиции, чтобы лучше их усвоить, ну а Игорь вносил что-то новое в игру, что ставило меня в тупик. Потом разбор этой игры, затем разборы моих партий - основные ошибки, а потом - задачи.

Я уже писала, что решение задач - было своего рода прорывом для меня. Потому что я за два года игры так и не научилась их решать и даже не понимала, с какой стороны к этому подходить. Потому что мне нужна была логика, нужен был алгоритм. Мне не хотелось играть в угадайку, так как это невозможно для моего мышления. И вот потихоньку-потихоньку что-то начало выстраиваться у меня в голове. Задачки перестали казаться непонятным злом.

На Конгрессе всё это безусловно помогло. Потому что благодаря большому контролю времени я впервые начала считать и думать. Считать всё: варианты в фусеки, искать тесудзи, считать баланс. Да, не очень удачно, но важно, что этот процесс был запущен. И именно поэтому сложно вернуться на КГС - я понимаю, что не могу заставить себя думать при игре по интернету, не могу заставить себя погрузиться в анализ вариантов, я банально отвлекаюсь и тороплюсь.

И ещё один интересный момент. Как-то раз на КГС я попала на англоязычную лекцию в комнате ASR. И это был прорыв. Я, наконец-то, поняла что-то про хасами!!! Я всегда всех доставала вопросами: как и в каком случае играют хасами, зачем это нужно, как себя вести. Я не любила хасами с обеих сторон: и сама не играла, и когда на меня играли.
Лектор объяснил предельно просто: если вам нужна сторона, то выгоднее играть хасами, особенно, если есть поддерживающий камень на той же стороне в углу. Как же это просто! Я настолько была сосредоточена всегда на углах, что считала сторону чем-то неважным и незначительным. А тут хасами сразу перестало казаться ужасом-ужасом. И я сама начала его играть, хочу распробовать.

Ещё прониклась книжкой, которую мы дружно закупили на Конгрессе - Jump Level Up. Счастливые корейские дети! Им так понятно и последовательно объясняют го. Эта книжка - именно то, что я искала пару лет назад. Все пособия по го в России можно разделить на два вида: 1 - совсем для начинающих (введение в го), 2 - специализированные книжки по темам (формы, семеай, жизнь и смерть). Либо книжки японских авторов, где много слов и надёргано очень много разной теории - что полезно для общего развития, но не сказывается на игре здесь и сейчас.
В этом же учебнике - всё последовательно: очень понятные объяснения, упражнения и главное - они последовательны и при этом на разную деятельность: на счёт, на семеай, на жизнь и смерть, отдельно "на чувство пространства", отдельно - распространнённые дзёсеки с разбором вариантов, почему именно так играется, отдельно - партии профессионалов, которые предлагается заучить с пониманием, зачем играются те или иные ходы.

Вот эти партии очень сильно помогли мне: я по-другому начала видеть логику развития игры.

Нууу, не то, чтобы я много занималась - всего пару вечеров. Надеюсь, теперь времени будет побольше, и можно будет вернуться к штудированию этой книжки. Эту книжку я читала вперемешку с задачником Бозулича на йосе. Классный задачник, так как в нём разбираются мои неправильные варианты) Причем иногда я знаю правильный ответ, но не могу объяснить, почему нельзя по-другому, а там - всё видно.

Вот такой бэкграунд. Ещё спасибо Владу за то, что посоветовал книжку Сакаты Эйо. Я пытаюсь разобраться с углами, так как сейчас это очень слабое место в моей игре.

Резюме:
- турниров никаких не хочу. В прошлом году я участвовала в каждом турнире с определённой целью: в Кубке Посла Японии - я выяснила "что такое турнир" (странно было бы ехать на Европейский турнир, не участвуя ни в одном российском турнире), в Кубке Консула - просто хотела поправить рейтинг, в Твери - интересно было сыграть в командном турнире.
- хочется изучать теорию и понимать партии сильных игроков.
На наставничество в этом году я уже не надеюсь, но индивидуальные уроки продолжать буду. Они вдохновляют. Впрочем, вдруг и наставничество получится - это вообще был бы идеал.
Да, и очень хочется в Польшу в следующем году. Всё-таки - европейский конгресс произвёл более сильное впечатление, чем мне казалось вначале: удивительная атмосфера там была.
Хочу до Конгресса поймать это ощущение - анализа во время игры.

И ещё: всё же, надеюсь в России появится учебник или методика для взрослых - с последовательным обучением и проверкой усвоенного материала. Не знаю, может в Питере так и учат. Потому что многое из теории - можно изучать на гораздо более раннем этапе освоения игры. Немного жаль упущенного времени.

наставники, обучение го, моя игра

Previous post Next post
Up