О новом грузинском горнолыжном курорте
Тетнульди довольно мало информации в этих ваших интернетах, не говоря уже об
официальном сайте курорта. Поэтому мы решили заехать и посмотреть своими глазами. Заодно и сфотографировать, и немного рассказать.
Итак, по порядку.
1. Транспорт
Cпособов добраться до Местии много, на официальном сайте курорта они есть. Не ясен только вопрос с тем, можно ли доехать на личном автомобиле зимой. Мы доехали на обычной переднеприводной легковушке (на фото).
В багажнике были цепи (не пригодились), резина - зимняя нешипованая (Goodyear Ultra Grip Ice+ с пробегом около 20 тысяч км.) Как видно из фотографии, мы поднялись на машине прямо к Тетнульди и Хацвали (дважды). Однако это не означает, что все так радужно. Из собственного опыта и опроса местных выяснилось следующее:
- дорогу Зугдиди-Местия регулярно чистят;
- проехать на полноприводном кроссовере и высокой легковушке с цепями можно почти всегда;
- основные возможные проблемы это глубокая колея, неровный лед в тоннелях, камни и небольшие снежные завалы на дороге.
Уверенным в своих навыках езды по снегу и бездорожью бояться нечего. Половина маршруток ездит на цепях, половина без.
Зато прямо в Местии я видел, как Кукурузер на ровном месте на простой дороге чуть не убрался в глубокий кювет. Да и нашу машину пришлось вытаскивать из снега трижды. Первый раз я утонул в сугробе на парковке рядом с Хацвали. Второй - провалился в промоину глубиной более полуметра, слегка присыпанную снегом прямо посередине дороги в Местии. И третий - прямо во дворе отеля, машина соскользнула с накатанной колеи в рыхлый снег.
До Хацвали сейчас дорога хорошая, легковушка проходит без проблем. До Тетульди первые 12 км. дорога хорошая, последние 3 - колея и значительно более крутые подъемы. Сейчас только начало зимы и сравнительно немного снега. Что будет дальше, и как хорошо дорогу к подъемникам будут чистить - неизвестно.
Если вы приехали не на своей машине, вам нужен трансфер от Местии к подъемникам, так как в Тетнульди жилья пока нет.
Варианты следующие:
- попутка "за так", если повезет, договоритесь, звезды удачно расположатся и т.п.;
- трансфер из отеля, который якобы входит в стоимость проживания (сомнительно, уточняйте);
- такси.
Последний вариант довольно разнообразный по цене и сложности поиска, но обычно укладывается в диапазон от 80 до 150 лари за 6-местную машину, которая отвезет вас к подъемнику и после катания вернет назад.
Какого-то организованного трансфера, как принято в горнолыжных регионах с развитой инфраструктурой тут нет. Есть машина, которая возит сотрудников на гору. Если знать время и место, и она не окажется заполненной, то можно доехать бесплатно на ней.
2. Подъемники
На момент 25.12.2016 установлены и работают
4 подъемника:
T1 и T2 - это быстрые 8-местные кресельные подъемники с защитным экраном.
T3 и TH - это медленные 4-х местные кресельные подъемники.
В хорошую погоду со стороны все выглядит очень красиво, даже лучше чем на проектной 3д визуализации.
Есть и ложка дегтя.
Во-первых, кресла реально грязные. Два неполных дня катания - и одежду надо стирать. Не знаю, насколько сложно отмыть кресла после строительства, но делать это с помощью одежды клиентов явно не стоит.
Во вторых, зона выгрузки с медленных креселок сделана так, что нужно быть очень в тонусе, чтобы не убиться, слезая с подъемника. Такое ощущение, что здесь ни разу не видели, как должно быть. Или лень взять в руки лопату и поработать ей 2-3 часа.
Картинки нет, но если говорить словами, то зона выгрузки очень короткая и заканчивается... подъемом(!!!) как раз в том месте, где кресло начинает разворачиваться в обратную сторону. Не успел отбежать - лежи, отдыхай.
3. Трассы
На сегодняшний момент размечены 4 трассы, по одной под каждый подъемник. Если сравнивать с другими регионами подобного размера, то я бы сказал, что трасса на Тетнульди пока одна, синяя, под подъемником TH. Есть еще 3 спусковые тропы, которые имеют несколько коротких крутых участков и длинные широкие пологие участки, на которых можно учиться совсем начинающим.
Подготовка трасс пока тоже хромает, в отличие, например, от Гудаури. На третий день после открытия трассы не подготовили совсем. Был такой незапланированный фрирайд по 10 сантиметрам свежего снега поверх вчерашних трасс.
На следующий день (как и в два предыдущих, по рассказам очевидцев), вельвет был почти идеальным, если не брать в расчет камни, выдернутые ратраком с краев трассы и с перегибов. Таких мест в целом немного, но царапать лыжи на идеальном снегу Сванетии немного обидно.
Впрочем, если ваше все - фрирайд, вам точно уже сейчас можно сюда. Не заскучаете )
4. Инфраструктура и персонал
Сопутствующая инфраструктура Тетнульди пока представлена 4 объектами:
- главное здание, где можно погреться стоя и есть туалет;
- просторный и теплый ресторан в том же здании;
- палатка с едой у подъемника;
- каморка проката в главном здании.
Последним пользоваться не рекомендую - владелец похоже пока не в курсе как вообще работат прокат горнолыжного снаряжения. С нас пытались взять денег за ремонт пластика лыж, поцарапанных камнями. Ну ладно бы еще мы их поцарапали, везде бывают свои порядки. Но выдать поцарапанные лыжи и потом собирать консилиум из 10 человек, утверждая что они были новые ни разу не катаные - такой цыганщины я еще нигде не встречал. Да, кстати, лыжи пришлось брать потому, что трасс в тот день... не было. Денег мы, конечно, никому не дали, поржали немного над горе-бизнесменом, но полчаса все-таки потеряли.
Как альтернатива, в Местии есть прокат с адекватным отношением и более низкими ценами.
Те самые злополучные лыжы на фото. Евгения указывает направление развития прокатного бизнеса на горе )
Вот про кого хочется сказать отдельно - так это про спасателей. Пока народу мало, подъемники работают по погоде, создается ощущение, что к каждому приставлен персональный спасатель ). То есть подъехать предупредить, что подъемник скоро закроется и туда ехать не надо - в порядке вещей. Или сопроводить в плохую погоду спускающихся по невидимой трассе тошнотов, чтобы убедиться, что все приехали вниз. Пустячок, казалось бы, но приятно.
5. Резюме
Я специально ни слова ни сказал про Сванетию - она отдельно. Тут круто, и стоит побывать отдельно от лыж. Ну или вместе.
Что касается курорта Тетнульди, то место тут очень перспективное. Снег, горы, рельеф, климат. Подъемники уже есть и запланированы еще. Посмотрим, как подтянется инфраструктура и уровень сервиса. Мы планируем через пару лет приехать посмотреть на изменения. Пока до заявленного (в перспективе) курорта мирового уровня еще предстоит много работы.