Вся _история_ конфликта в одной картинке

Jun 22, 2016 01:52

Извините за опоздание, но этому есть достойная причина - все это время я напряженно работал, превращая свою диаграмму в интерактивную аппликацию. Попробуйте, интересная штучка получилась, по-моему :-)

Итак, основная претензия на мой предыдущий пост про диаграмму конфликта заключается в том, что мол все попытки уладить конфликт на основе формулы "два государства для двух народов" закончились ничем, или даже привели к "кровавой бойне" (насчет последнего я напишу отдельно).
Но почему же тогда подавляющее большинство тех, кто по долгу службы во всем этом разбирается, включая сотни генералов, глав Шабака и Моссада, министров, премьер-министров, дипломатов и т.д. и т.п. по-прежнему считают эту формулу лучшим, если не единственно возможным вариантом? Даже Либерман пришел к тому же выводу. Даже Нетаниягу с этим согласен (правда только на словах, да и то не всегда). И это - постоянный тренд за всю историю Израиля (об этом тоже напишу отдельно).

Неужто они все "наивные дурачки", "левые фанатики" (что бы это ни значило) или "шпионы Обамы"?
Или же все-таки они просто лучше разбираются в ситуации?
Чтобы это понять, я нарисовал новый график (на этот раз и на русском тоже), который суммирует историю развития идеи разделения на два государства начиная со времен британского мандата:


Никакой политики - одни исторические факты, проверенные по разным источникам, если что.
Конечно, любая попытка вместить такой сложный вопрос в одну картинку приводит к потере информации, но надеюсь что она все-же дает достаточное представление и общее понимание динамики процесса.
Тем не менее, рекомендую пройти под кат и ознакомиться с любопытными подробностями этой истории.

График начинается в 1920 году, когда только что сформированная Лига Наций передает Британии контроль над Палестиной (она же Эрец Исраэль) с целью создания независимых государств. Это одно из упрощений - на самом деле это был длительный процесс, начавшийся с Декларации Бальфура в 1917 году о создании в Палестине "еврейского национального дома" (что евреи интерпретировали как еврейское государство) и закончившейся в 1923 году, когда границы подмандатной Палестины были окончательно определены и Палестина была отрезана от остального арабского мира (что стало исходной точкой процесса, превратившего палестинских арабов в отдельный народ, но это отдельная история):



Вообще-то поначалу британцы не очень то и собирались создавать здесь какое-либо независимое государство, а надеялись оставить все себе, и уж о создании еврейского государства вообще не хотели и слышать. Как, разумеется, и арабы, которым британцы вообще понаобещали весь Ближний Восток во время войны. Евреи же, наоборот, хотели получить в полное владение не только 100% Эрец Исраэль, но и такую же территорию за ее пределами, как показывает вот эта карта 1919 года:


То есть, строго говоря, синяя линия на моем графике должна начинаться не с 100%, а с 200%.

Естественно, что такое разногласие не способствовало мирному сосуществованию. Британцы надеялиль, что со временем все устаканится, но к середине 30-х ситуация полностью вышла из под контроля и началась самая настоящая война, в которой погибло 400 евреев, 200 британцев и 5000 арабов. Палестинские арабы были разгромлены и их руководство было почти полностью уничтожено (что сыграло роль позже), но британцы поняли, что два народа не смогут ужиться в одном государстве, и тогда идея разделения на два государства (которая до этого только робко упоминалась там и тут) стала мейнстримной.
В 1937 году британская комиссия под началом лорда Пила предложила разделить Палестину следующим образом:


Евреям отводилось примерно 17% (голубым), а британцы оставляли за собой район Иерусалима с выходом к морю (серым). Любопытно, что этот план предполагал также переселение арабов и евреев таким образом, чтобы каждое государство практически не имело нац. меньшинства. Но и этот план остался на бумаге. Арабы (все, не только палестинские) его отвергли напрочь, Еврейский Конгресс тоже. Только руководство Йешува, включая Бен-Гуриона и Вайцмана как бы согласилась с принципом разделения вообще, но не с самими границами. В какой-то момент ходило встречное предложение о 34%, что указано в графике, но соответвтующей карты я пока не нашел. В любом случае, это предложение не было серьезным - сам Бен Гурион указал в письме к сыну, что он согласен на раздел только для виду, чтобы потом постепенно дойти до 100%. Так что 34% на графике это спорная вещь, что впрочем не играет большой роли, потому что вскоре после этого началась Вторая Мировая и всем стало как-то не до этого.

После войны вопрос о разделе стал особо острым, в том числе и потому что Британия, находящаяся в жуткой послевоенной разрухе, не имела уже ни сил ни желания содержать остатки империи. В 1946 году Моррисон и Грэйди, опираясь на доклад англо-американской комиссии, предложили вместо раздела федерализацию под британским патронажем, при котором Негев и Иерусалим остаются британскими, евреи получают автономию согласно карте Пила (17%), а остальное отдается арабской автономии. Это предложение было затоптано моментально со всех сторон, после чего Британия отказалась вообще иметь дело со всем этим цуресом и сдала мандат в ООН, которая уже в следующем году вынесла резолюцию 181 о разделе Палестины на еврейское и арабское независимые государства, с международным контролем Иерусалима:


А дело в том, что за 10 лет после Пила, евреи успешно (и целенаправлено) заселили практически пустой Негев и в ООН это учли, как и то, что еврейское государство будет вынуждено принять сотни тысяч евреев, переживших Холокост, которые не могли оставаться в Европе, так что будущему Израилю выделили максимально возможную территорию, на которой евреи еще составляли большинство, хоть и с трудом. То есть, на помеченных голубым 55% территории проживало 55% евреев и 45% арабов.
Естественно, что арабы, которые вообще были против еврейского государства, не говоря уже о таком непропорционально большом (арабов в Палестине почти 70%, а им дают едва ли 45% территории), встретили это предложение в штыки, но другого выхода просто не было и резолюция была принята, при полном понимании, что это означает войну. К счастью для евреев, палестинское руководство еще не восстановилось после 37 года и разобщенные палестинцы (к тому времени их уже так называли кое-где) были совершенно не готовы к войне, у них даже не было армии, только автономные боевые отряды в каждой деревне, половина из которых так никогда и не приняла участие в боях. Евреи же подготовились к войне основательно, заранее закупив большое количество оружия, которое лежало в трюмах кораблей, стоявших в различных средиземноморских портах, ожидая часа когда британцы уйдут и это оружие можно будет ввезти. Этот час наступил в 1948-м, после провоглашения независимости Израиля, на следующий день после ухода (или скорее панического бегства под огнем) последнего британского гарнизона из Хайфы.
Сразу после этого четыре арабские страны (включая новоиспеченные Сирию и Трансиорданию) вторглись в Палестину, якобы с целью защитить палестинцев, но, как показали дальнейшие события, скорее для того, чтобы захапать себе территорию несостоявшегося палестинского государства. Трансиордания настолько этого не скрывала, что захватив западный берег Иордана переименовала себя в Иорданию, чтобы подчеркнуть этот факт. Но большую часть этой территории (почти 60%) все-таки захватил Израиль. В результате, к 1949-му 55% выросли до 78%, а план о международном статусе Иерусалима канул в лету. Так появились знаменитые границы 67 года (т.е. де-факто границы Израиля с 49-го по 67-й):


Но главное, даже на этой увеличенной территории новосозданного Израиля, евреев стало 85% из-за того что 90% арабов, проживавших на этой территории, убежали, в основном на не захваченную Израилем территорию Иудеи, Самарии и Газы, а также в соседние страны, все еще слишком слабые, чтобы противостоять такому наплыву.
Но где-то одновременно с этим, Бен-Гурион изменил свое мнение и отказался от "Большого Израиля" на всю Палестину, потому что это вернуло бы так удачно решенную демографическую проблему.

Тем не менее, в 67-м году Израиль все-таки захватил эти территории (и не только) в процессе Шестидневной Войны, и демографическая проблема вернулась. Говорят, что Бен-Гурион, доживавший свой век на пенсии, сильно ругался по этому поводу.
Шестидневная Война привела к очень значительным изменениям в позициях всех сторон.
Во-первых, международное сообщество признало захваченную Израилем в 47-49 годах территорию частью Израиля (начиная с известной резолюции 242), т.е. границы 67 года получили международное признание - случай почти что уникальный в послевоенной истории.
Во-вторых, арабы (в итоге) смирились с существованием Израиля, во всяком случае в обозримом будущем, и постепеннно согласились с идеей раздела.
С другой стороны, у израильтян от такой победы голова пошла кругом и Израиль отказался от раздела вообще. На графике это обозначено как 100%, но на самом деле должно быть около 500%, потому что израильтяне решили присвоить себе также Синай и Голаны, и даже начали опять поговаривать о Восточном Береге Иордана и южном Ливане (некоторые впрочем никогда и не прекращали).
Но война Судного Дня в 1973-м охладила этот пыл и еще несколько лет спустя Синай был возвращен Египту. Интересно, что это сделало не правительство Рабина (1974-1977), а правительство Бегина (после 1977), того Бегина, который, как и все ревизионисты, предпочитал исходить из той карты 1919 года с 200%. Видимо из-за этого, договор с Египтом не только уменьшил границы Израиля до 105% (Эрец Исраэль + Голаны), но и полностью вывел из мейнстрима идею о захвате Трансиордана.

Но о создании палестинского государства Бегин и говорить не желал, и эта проблема из года в год становилась все сложнее с экономической, демографической, политической и других точек зрения. Одновременно, национальное самосознание палестинцев росло очень быстро, особенно после насильного отделения от Иордании в 67-м. Организация Освобождения Палестины образовалась еще в 64-м, в 74-х получила статус наблюдателя в ООН и так далее. Ситуация достигла критической точки в 1987 году с началом первой интифады (и созданием Хамаса). Вскоре после этого, ООП провозгласила о создании палестинского государства. Эта декларация была очень туманной в отношении границ, хотя упоминалась резолюция 181, что намекало на вариант с 55%. Мировое сообщество, к тому времени однозначно поддерживающее вариант с 78% на основе резолюции 242, осталось недовольно, но уже через месяц Арафат выступил с повторной декларацией, в которой упоминалась резолюция 242 и мировое собщество сочло это доказательством, что ООП признает Израиль с границах 67 года. Впоследствии ООП (а затем ПА) это не раз подтверждала в явном виде.
С этого и начинается долгий мирный процесс, от Мадридской конференции 91-го через договор Осло в 93-м, Промежуточный Договор в 95-м с созданием Палестинской автономии и договор "Вай Ривер" в 98-м. Все эти договоры не занимались вопросом определения окончательных границ, поэтому на графике не указаны, но неофициально Рабин называл разные цифры от 90% до 84%. Впрочем, он видимо вообще был за создание не палестинского государства, а некоей области "больше чем автономии, но меньше чем государства".

Первые серьезные переговоры о постоянной границе начались при Бараке в начале 2000-го, достигли кульминации в Кемп-Дейвиде (июль 2000) и продолжались до конца января 2001-го в Табе. Хотя эти переговоры не завершились окончательным урегулированием, между сторонами произошло серьезное сближение. В этом месте график тоже упрощенный - может показаться, что палестинцы стояли на своем, а только израильтяне уступали. На самом деле палестинцы тоже уступали в других аспектах, но в отношении 22% они отступать не были намерены ни тогда, ни позже.

Вторая (и на сегодняшний день последняя) попытка состоялась при Ольмерте в 2007-2008 годах, сначала в частных переговорах, затем на конференции в Анаполисе осенью 2007-го, и снова в частных переговорах. Опять же не привели к окончательному договору, но позиции сторон сблизились настолько, что практически слились, и не только по территориальному, но и по всем ключевым вопросам.

Итак, спрашивается резонный вопрос: Почему, несмотря на две безрезультатные попытки (2000-2001 и 2007-2008) все их участники со всех трех сторон (как и многие другие) по-прежнему считают, что договор возможен?
Ответ: Потому что в обоих случаях окончательный договор был уже практически в пределах досягаемости и по мнению участников переговоров был только вопросом времени. Это можно видеть на графике - позиции сторон были достаточно близки для этого.
Увы, в обоих случаях время просто напросто закончилось.
Переговоры в Табе были приостановлены 27 января 2001 из-за израильских выборов, состоявшихся через 10 дней, в которых Барак проиграл Шарону. Шарон же был настолько против переговоров, что скорее был готов отдать палестинцам территорию задаром, чем сидеть с ними за одним столом (что он в итоге и сделал), поэтому переговоры возобновились только после того как к Шарону пришел дядя Кондратий, и прекратились когда Ольмерт подал в отставку из-за обвинений в коррупции, после чего состоялись досрочные выборы, на которых победил бессменный Нетаниягу. А что в этом отношении предпочитает Нетаниягу остается загадкой, может даже для него самого. Вот и нет у нас пока мирного урегулирования.

Но, как говорят американцы, third time's a charm. Вопрос только доживем ли мы до этого.

политика

Previous post Next post
Up