ИГИЛ на грани краха

Mar 26, 2016 00:39

В такое нелегкое время я думаю не помешает немножко хороших новостей.
Вашингтон Пост опубликовал статью, описывающую ситуацию в Сирии и Ираке очень обоснованно и объективно, без особых интерпретаций, что встречается не так часто как хотелось бы.

Надеюсь что автор статьи не очень на меня обидится, но я просто должен перевести ее на русский и опубликовать,
потому что наше восприятие от всех этих новостей настолько искажено, что многим уже мерещится мировая война с ИГИЛом в роли главного врага. На самом же деле силы несоизмеримы и у них нет шансов, кроме одного - напугать нас так, что мы сами себя уничтожим идиотскими поступками, начиная разумеется с избрания идиотских лидеров. Если эта статья вернет к реальности хоть одного человека, то мой труд можно считать не напрасным:

В Сирии и Ираке ИГИЛ отступает на многих фронтах.

Автор: Лиз Слай

В то время как европейские власти мобилизуются для сдерживания растущей угрозы терроризма со стороны Исламского Государства, на полях боев в Ираке и Сирии  силы этой группировки стремительно тают.

В четверг боевики ИГИЛа испытали очередные неудачи, когда сирийские правительственные войска подошли к вплотную к исторической Пальмире после многонедельных боев при поддержке российских бомбардировщиков, а американские бомбардировки помогли иракской армии отвоевать цепочку деревень в северном Ираке, которые угрожали близлежащей военной базе США.
Это всего лишь два из многих фронтов, на которых боевиков сдавливают, растягивают и оттесняют. Они нигде не наступают. Они не смогли провести ни одной успешной атаки за последние 9 месяцев. Их лидеры погибают в американских бомбежках в среднем по одному каждые три дня, что парализует их возможности к атакам, согласно военным представителям США.

Командиры на передовой уже не говорят об ИГИЛе как о страшном и могучем противнике. Они рассказывают про линии обороны, которые распадаются в течение дней, и о бойцах, которые убегают при первых же признаках того что их атакуют.
"Они не воюют. Они просто запускают заминированные автомобили и убегают. А когда мы их окружаем, они или сдаются или пытаются раствориться среди мирных жителей", говорит генерал-лейтенант Абдул Гани аль-Ассади, начальник иракских контр-террористических сил, который командует иракской операцией по захвату города Хит в провинции Анбар.
"Их боевой дух трещит по швам. Мы слышим как они переговариваются по рациям. Их лидеры умоляют продолжать борьбу, а они отвечают, что всё пропало. Они отказываются выполнять приказы и убегают."

ИГИЛ по-прежнему контролирует большую территорию и даже в поражении может оказаться не менее смертоносным, чем он был в те времена когда он еще наступал. Правоохранительные органы опасаются, что теракты в Бельгии, Турции и Франции демонстрируют только верхушку айсберга возможностей террористической сети, которая проникла в Европу.
Трудно сказать, являются ли последние теракты ответом на бомбежки, как утверждают некоторые представители США, или же это следствие глобального "джихада", вызванного восхождением экстремистов. В последние недели произошло возрождение волны терактов в Сирии и Ираке, которая не помогает террористам захватить территорию, но несет смерть людям за пределами обычной досягаемости боевиков. Десятки людей погибли от террористов-самоубийц в Дамаске и Багдаде с начала этого года.

Но военные представители США говорят, что после 18 месяцев военная кампания набрала ход.
"С течением времени наши системы совершенствуются и мы становимся более эффективными", говорит полковник Стив Уоррен, американский военный представитель кампании в Багдаде. "У нас всё лучше получается их отслеживать. Каждый раз когда они пытаются сдвинуться с мечта, мы их находим и уничтожаем. Они уже не могут передвигаться, не могут выиграть ни одну битву, и контроля у них никакого, потому что мы наносим удары по их лидерам".

Не только американская поддержка набирает силу. Российские авиаудары помогли сирийской армии подойти к Пальмире, которая была захвачена Исламским Государством почти год назад, во время их последнего наступательного порыва.

Сирийские войска также добились успеха вокруг города Баб, оплота ИГИЛ к востоку от Алеппо, и уже проникают в юго-западные окраины провинции Ракка. Возможно, пусть и не очень вероятно, что сирийская армия дойдет до города Ракка даже раньше чем силы поддерживаемые США, считают американские представители.

Но большинство наступлений осуществляется множеством разрозненных сил, поддерживаемых США в той или иной степени, расположенными по всему огромному периметру Исламского государства. Они включают в себя курдские народные защитные отряды в северо-восточной Сирии, курдские "пешмерга" в северном Ираке, иракскую армию (которая сильно востановилась после своего коллапса в 2014) и шиитские милиции в Ираке (которые не связаны с США, но воюют на той же стороне).

Армия США подсчитала, что к началу этого года ИГИЛ потерял 40 процентов территории, которую он контролировал в 2014, и это без учета последних наступлений.
В провинции Анбар, возрожденная иракская армия продвигается по Евфратской долине к городу Хит, и заняла территорию глубиной в 40 километров только за последнюю неделю.
В восточной Сирии в прошлом месяце, захват города Шадади курдами, при поддержке спец-подразделений США, привел к освобождению почти 2500 квадратных километров территории. Хотя этот город не считался оплотом ИГИЛа, он был известен в Сирии как эпицентр экстремизма и главный источник сирийских боевиков-джихадистов, воюющих против армии США во время оккупации Ирака. В последнее время он служил ключевым опорным пунктом для фронтов в Сирии и Ираке, и именно там недавно был убит во время американской бомбежки Омар аль-Шишани, один из самых влиятельных лидеров Исламского Государства.
Операция по захвату Шадади была расчитана на несколько недель. В действительности же, он пал за несколько дней, сообщает старший представитель американской администрации, пожелавший остаться неизвестным, чтобы говорить открыто.
"Операция в Шадади должны была продолжаться 6 недель", сказал он. "Бойцы ИГИЛ вырыли окопы и все такое. Но потом очень быстро сломались. И так город за городом".

На данный момент, самое большое препятствие на пути продвижения войск скорее политическое чем военное, говорят представители США. Прогрессы на политических фронтах, включая примирение между иракцами и окончание войны в Сирии, не успевают за военными победами, что приводит к откладыванию планов по захвату главных оплотов ИГИЛ.

План по захвату Ракки, де-факто столицы самопровозглашенного халифата, не приводится в действие, из-за спора между арабами и курдами о том кто и как будет контролировать город после его захвата. Курды уже очертили для себя федеральный регион, который не включает Ракку, но американский план по снаряжению арабского войска для захвата города еще не готов.

Аналогично, атака на Мосул, самый большой город под контролем ИГИЛ, откладывается из-за спора о том кто и как будет контролировать этот северный город. Сильные шиитские милиции, которые способствовали многим ранним победам, требуют часть контроля, против которого возражают курды и американская армия.
"Мы бы наверняка могли освободить Мосул завтра, но тогда получился бы хаос", сказал Майкл Найтс из Вашингтонского института Ближнего Востока. "Надо хорошо поработать, чтобы обеспечить организованную передачу власти в Мосуле".

Иракская армия утверждает, что операция возле города Макмур на севере провинции Ниневе в прошлый четверг является началом операции по захвату Мосула. Но курдские и американские источники заявляют, что речь идет о менее значительной операции по изгнанию ИГИЛ из цепочки деревень, которые угрожали американским, курдским и иракским войскам в Макмуре. Американский десантник погиб под ракетным обстрелом Макмура в субботу.

Офицер иракской армии в Макмуре, пожелавший остаться неизвестным, потому что ему нельзя общаться с прессой, сказал что войска не встретили сильного сопротивления, захватив пять почти пустых деревень, пока боевики отступали.

Исламское Государство продолжает защищаться и пока что не теряет целостности в своих центральных регионах, но уже можно предвидеть их окончательное поражение, сказал Найтс, утверждая что это может наступить к концу следующего года.
"Они уже распадаются", сказал он. "Это небольшая организация. Если на них надавить одновременно в полдюжине разных мест, они с этим не справятся".

(В подготовке статьи участвовал Мустафа Салим из Багдада)
Previous post Next post
Up