Старая статья. Куда ведут три тропинки?

Sep 09, 2010 20:47

От "Девятой ночной тени"
отсюда

Статья Р.И.Боровиковой о работах трех человек: графика Елены Ходаевой и керамистов Владимира Юделевича и Валерия Кузнецова.

Литературно-художественная антология культурной жизни Сибири

03.07.2003

Куда ведут три тропинки?

Иллюстрации

Групповая выставка под названием "Три тропинки в страну Востока", показанная в Новосибирском краеведческом музее в мае нынешнего года, представила зрителю творчество трех новосибирских художников. Это график Елена Ходаева и керамисты Владимир Юделевич и Валерий Кузнецов. Каждый из них работает в своем ключе, не сообразуясь с другими, что вполне естественно, объединяясь между собой не жанрами, материалом или техникой и даже не точкой зрения на обозначенную тему. Хотя целостность в экспозиции все-таки присутствует, и возникает она на уровне обозначения темы в самом общем смысле, поскольку авторы используют восточную традицию как точку отсчета, исходный момент, на уровне самой общей ассоциации, далее же их пути расходятся. Подобный подход весьма импонирует нынешнему мироощущению, в частности, множественностью позиций, а потому, глядя на эту выставку, думаешь о том, что настала пора более глубокого и основательного размышления над ролью и значением восточных элементов в нашем сознании.


В данной экспозиции синтез разных точек зрения на одну тему получился весьма органичным, и разные ее интерпретации, взятые вместе, производят цельное впечатление. Одна из сильных сторон выставки заключена в том, что Восток понят и истолкован авторами очень индивидуально, что уже несет в себе элементы противостоящей рационализму западного мышления культуры Востока, которая позволяет человеку вписываться в мир не теряя индивидуальности, найти собственную нишу, избежав клише и стандартов. И в этом смысле выставка современна, своевременна и актуальна. С другой стороны, стилистическое единство экспозиции, общность характера экспозиции во многом обусловлена тем, что два автора, Е. Ходаева и В. Юделевич, имеют общие творческие истоки, одну школу, поскольку свой путь в искусство они начинали в
художественной студии под руководством Н.И. Семенова, являющегося ныне директором Новосибирского государственного художественного училища.

Тема Востока весьма популярна сегодня в нашем сознании, как по причине географического расположения России между Европой и Азией, так и в силу генетической близости искусства Сибири к восточной культуре.

Сегодня, в эпоху тяготения мира к однополярности, уклона в сторону европеизма и американизации, рациональности, восточные взгляды в силу их большего разнообразия являются для многих людей довольно
привлекательными. Происходит это еще и по причине непрерывности мелькающих вокруг апокалиптических постмодернистких картинок окружающей действительности, уверяющих нас в том, что смысл жизни заключен только лишь в движении, которое ценно само по себе и какой-либо цели не имеет.

Естественным следствием подобной ситуации является желание в качестве отдыха от сумбура и спешки бытия, от чехарды шокирующих образов погрузиться в созерцание и размышление. Все это выставка давала в изобилии, и для человека думающего и интеллектуального она стала оазисом отдохновения и отрадой души. Здесь можно было философствуя, находить подтверждение своим мыслям и самому же их опровергать, оттачивая свои мысли и чувства, настраиваясь на волну созвучия с окружающей нас природной стихией.

Еще одна мысль занимает, когда ходишь по выставке. Экспозиция поражает самой возможностью существования столь неспешного искусства в нашем сумбурном, вечно спешащем мире. Поневоле хочется выведать у художников, как они сумели сохранить неторопливость и человечность.

Видимо, одна из причин заключена в том, что два автора из трех живут и творят в Академгородке, вдохновляясь природой, единением с ней, что, кстати, роднит их с японскими мастерами.


Именно природа как постоянное окружение и родной дом, и в то же время как объект пристального изучения и любования определила взгляды на
мир и искусство у графика Елены Ходаевой. При этом сугубо традиционный, вечный, поистине вневременной подход автор органично соединяет с новейшей технологией создания работ, используя для печати не привычный
для графиков станок, а современную технику, в частности, цветной лазерный принтер. Сегодня подобные инновационные технологии на языке профессионалов обычно объединяются под названием "принт". Задавая в
процессе печати разные параметры, автор в каждом случае создает вполне оригинальные авторские оттиски, являющие зрителю цветовые варианты одного мотива. Экстравагантное сочетание становится цельным, органично
сочетая глубочайшую культуру, следование восточным традициям в области предмета изображения, поскольку автор задается целью предельно точно увидеть и передать натуру в ее самых мельчайших подробностях, изображая
самые разные растения и цветы, ягоды и травы, архитектурные памятники, осененные птицами, и старые деревянные домики, деревья и облака на небе, с новейшей технологией печати.

Е. Ходаева создает собственную систему изображения, видя главную задачу в выборе объекта и точки зрения на него, сами же изображаемые предметы предпочитая почти не изменять, поскольку мир растений, цветов и
деревьев столь совершенен, что не нуждается в дополнительной деформации, а вмешательство в эту гармонию форм и колорита извне разрушает его цельность. Именно художник, по ее мнению, может помочь увидеть эту
красоту, ее изысканность и неповторимость. В такой точке зрения есть своя правда. Работы оставляют впечатление, что их создатель как бы уходит в тень, за кулисы, а главными действующими лицами становятся
растения. Но это только иллюзия, так как в поэтичности видения изображаемых мотивов и любовном отношении к ним просматривается авторская позиция. Итог такой, возможно несколько неожиданной, перестановки как нельзя более положительный, поскольку зритель имеет возможность восхищаться как совершенством мира растений, так и точностью и внимательностью их воспроизведения, вниманием к деталям, впрочем, не доходящим до натурализма и простого копирования благодаря одухотворенности и эмоциональной окрашенности.



Владимир Юделевич более традиционен в своем понимании восточной темы. В его работах отчасти присутствует стилизация, но сильнее всего проявляется этнографическая, историко-культурная линия понимания японской культуры. Художника более всего интересует художественная интерпретация истории, ее реконструкция средствами традиционного для островной страны искусства керамики. Автор мыслит скорее как ученый и исследователь, но, в дополнение к знаниям, обладающий художественным видением и потому вносящий в свои произведения элементы образного мышления.

Работы, показанные на выставке, делятся на две группы, в каждой из которых нам преподносится интерпретация тех или иных постулатов японского искусства. Значительную часть из показанного составили чашки для чайной церемонии
. Близость к естественной природе в понимании японцев имеет философский смысл, являясь выражением сущности вещи, проникновением в ее душу. Потому самыми драгоценными в чайной церемонии считаются сосуды и посуда, вылепленная от руки, подобная рукотворность представляется наиболее ценным качеством показанных работ. Черепок посуды, хранящий тепло пальцев художника, также как и неровности формы, позволяющие глазу любоваться ими и получать наслаждение - главные достоинства подобных работ.

Идущая от дзэн-буддизма идея эстетизации будничных вещей как средства приобщиться к вечности, увидеть в малом тайну вечно обновляющегося мира, единого с человеческой душой, пробудить фантазию человека, когда он любуется затеками глазури, трещинами и неровностями на поверхности сосудов, ценность ощущения именно данной вещи, хранящей в себе некую тайну, поскольку в сосуде природное начало глины не умирает, а продолжает жизнь в иной, измененной и превращенной форме - все эти моменты, важные для японского искусства активно использованы в работах В. Юделевича
. В его чашках присутствуют столь необходимые для подобной керамики простота и асимметрия формы, шероховатость и необработанность поверхности, что особенно ценится в эпоху технологий и стандартов, делая каждый из предметов уникальным, ведь его невозможно повторить даже самому автору. Растительный по преимуществу декор и орнаментальные мотивы росписи,
их минимализм наряду с тонко понятой и неназойливо преподнесенной идеей непрерывного развития и движения, всем тем, что так привлекает нас в восточном мировоззрении, органично дополняют сосуды, прихотливо и
изысканно оплетая их поверхность, создавая аромат старины и непритязательной красоты.

Все эти свойства керамики переданы автором тактично и со вкусом, он вписывается в традицию естественно и корректно, хорошо чувствуя ее специфику, одновременно прекрасно владея используемыми материалами.
Япония - страна гор и действующих вулканов, и потому не случайно появление в искусстве этой страны композиций, представляющих собой мини-ландшафты местности, имитирующие природные формы. В них соединены
символы трех стихий, трех первоэлементов мира: керамические скалы, живые растения и вода. Здесь каждый элемент имеет ассоциативное значение, являясь знаком мира вокруг нас, одной из его составляющих, при том, как и положено, символика эта имеет свободную, нежесткую форму. Сопоставление сосуществующих в природе начал, их взаимодействие стало сюжетом этих работ. Керамические объекты свободной формы и очертаний, по смыслу увязывается с идеей сада камней. В них заложена идея вечности, незыблемости и в то же время изменчивости мира. Вторая основа мира, дополняющая прихотливость форм и фактуры керамики, - извивающиеся по скалам растения, композиции из растений, что также представляет собой один из важных элементов видения мира по-японски.
Данные объекты вполне органично существуют в интерьере, они объемны, пространственны, неагрессивны и хорошо вписываются в пространство, хотя и несколько контрастируют с сегодняшними офисно-официальными, стереотипными вкусами, активно внедряемыми в сознание.

Керамика Валерия Кузнецова также связана в чайной церемонией, но представляет собой попытку осмыслить условно понятую, вне времени и пространства существующую, традицию чаепития. Конкретно эта идея воплотилась в керамических чайниках причудливых форм и самых различных конструкций. В самом отношении к предметам и их составным элементам при внимательном рассмотрении присутствует скорее не Восток с его утонченностью эмоций, не изменчивость и естественность, а интерес к четкости геометрических элементов и наряду с этим желание перестроить мир вокруг нас, сконструировать его по-своему, в чем сквозят элементы западного, рационального мышления. В частности, если уж говорить о формах, то это ближе всего к принципам конструктивизма, где используются простые по очертаниям объемы в самых многообразных, порой даже изысканных сочетаниях. Хотя в том множестве вариантов чайников, которые были показаны на выставке, несомненно, присутствовали элементы
восточного мировидения, ведь неторопливое созерцание и рассматривание всегда предполагает нахождение множества оттенков и нюансов.

Так куда же нас ведут эти три тропинки? Думается, что в страну мечты - миражную, призрачную и волнующую, которая у каждого своя. На выставке она возникла под названием "Восток", что для русской души всегда было символом идеальных, несбыточных желаний, сказкой и грезой, увидеть которую наяву удается только некоторым. Впрочем, прикоснуться, к этой стране-призраку в интерпретации конкретных авторов может каждый, кто познакомится с экспозицией выставки, что мы вам и предлагаем.



































































(Иллюстраций работ Кузнецова нет)

Новосибирск, выставки, искусство, художники, Академгородок

Previous post Next post
Up