КОНЦА IV И III ТЫС. ДО Н.Э. (ОТ МЕСОПОТАМИИ ДО ДОЛИНЫ ИНДА)
Попытки прямой колонизации из районов большей культурной интеграции, этнически отличных от районов меньшей культурной интеграции, развитие дальней торговли в поисках новых ресурсов и контроля над ними, изобретение новых элементов или систем в сфере социальной технологии, то есть развитие письма, печати, стандартизированных систем, мер и веса для того чтобы повысить авторитет правящей бюрократии и перенапряжения, вызванное принудительными попытками инкорпорировать чужие земли, за которым следует гибель всей структуры, - таковы предполагаемые причины, которые привели к разным культурным процессам, особенно взаимодействие и обмен между древними цивилизациями Востока на протяжении рассматриваемого периода (конец IV и III тыс. до н.э.).
В настоящей статье речь идет об обширном районе от Месопотамии на западе до долины Инда на востоке, от советских среднеазиатских республик на севере до юга Иранского плато и побережья Арабского/Персидского залива. Эти разные регионы оказались тесно связаны в результате последних археологических раскопок, проведенных на этой территории. Я на основе археологических данных попытаюсь объяснить формы взаимодействия и их влияния на изменение материальной культуры (керамики, печати, каменных сосудов) этого периода.
Месопотамское воздействие конца IV тыс. до н.э.
В конце IV-III тыс. до н.э. шумерские города-государства достигли высокого уровня административного и социального развития, что привело к возникновению первых государств на юге Месопотамии. С таким развитым социальным ландшафтом шумерские города-государства начали колонизовать чужие земли с меньшей культурной интеграцией. Эта колонизация известна под названием «Урукская экспансия»
[i] . Так как около 3300 г. до н.э. месопотамские атрибуты распространяются в других отдаленных друг от друга районах, которые имели различные культуры. Таким образом Хабуба-Кабира на Евфрате в Северной Сирии, Сузиана
[ii] в Западном Иране, Годин-Тепе (слой V) в горах Загроса на северо-западе Ирана, Тепе-Сиалк
1 в центральной части Иранского плато были колонизованными шумерийцами. Во всех этих поселениях появились изменения в материальной культуре, например, в Сузиане появились новые постройки со строительными украшениями урукского типа. Также распространяются керамическая посуда, таблички и печати урукского типа. Такие же изменения были отмечены и в других поселениях, имевших остатки материальной культуры типа позднего урука со своими местными культурами.
Урукскую экспансию можно объяснить как результат потребности обществ Месопотамии, находившихся в специфических природных условиях на этапе формирования государств, так как месопотамские населения, занимавшиеся земледелием, нуждались в источниках сырья и редких готовых изделий для изготовления культурных и престижных вещей, храмов. В противоположность иранские поселения, находившиеся в горных районах бедного земледелия, имевшие месторождения разных полезных ископаемых, густые леса и богатый животный мир (особенно лошадей), и нуждались в продуктах, выращиваемых на равнинах (зерно, ткани и т.д.). Таким образом, ядром этих связей был различный географический характер. Такие связи осуществлялись путем взаимодополняемости.
Такая месопотамская колонизация продолжалась около 100 лет, а затем прекратилась. Причина ее конца вероятно лежит во внутренних изменениях крепнущих раннегосударственных образованиях Месопотамии. Надо отметить, что в результате месопотамской колонизации модели социальной, политической и экономической организации, которых до этого не было в этих краях, были представлены этим местным культурам, и привели к возникновению поселений и развитию не только материальной культуры, но и социальной структуры и самой идеологии.
Протоэламское воздействие
Протоэламский период существовал 5 веков с 3300 по 2800 гг. до н.э. Таким образом, он включает поздний Урук, Джемдет-Насар и Р.Д.-1
2 в Месопотамии, и характеризуется возникновением протоэламской письменности на глиняных табличках. Протоэламские предметы (особенно экономические таблички) были найдены от Суз на западе до Шахр-и-Сохта на востоке Ирана, также в Сиалке (слой IV), Годен-Тепе (слой VI), Тель-Газир и Тепе-Яхья (V-А). Хотя распространение протоэламских предметов не пересекало границы Ирана, но влияло на развитие культур и в Афганистане на востоке, и в Сирии на западе. Предположительно протоэламские знаки на глиняных фигурках и керамике встречаются еще дальше, в Средней Азии (Намазга III). Объяснение протоэламской колонизации заключается в том, что после существования шумерской колонизации в Сузах местная культура восприняла некоторые атрибуты шумерской культуры, что позволило осуществлять контроль и объединить окружающие земли. Так в стратеграфических слоях 25-22 в Сузах представлена своеобразная местная культура первой половины IV тысячелетия до н.э., затем следуют слои 21-18, в которых очень ясно отмечено шумерское влияние и следы прямой шумерской колонизации. За ними идут слои 18-17В?, где исчезает влияние шумерийцев. И наконец, слои 16-14, которые считаются характерными протоэламской культуре. Так протоэламиты колонизовали обширную территорию, повторяя то, что раньше сделали шумерийцы. И еще надо отметить, что в этих поселениях протоэламские предметы существовали вместе с местными отличительными культурными традициями.
Тепе-Яхья и Шахр-и-Сохта и взаимодействие Востока и Запада
середины III тыс. до н.э.
Тепе-Яхья
1 - поселение на юге Ирана находится в долине реки Согун между Керманом и портом Бандр-Аббас, является очень важным поселением в связи с объяснением культурного взаимодействия на Востоке середины III тыс. до н.э. Поскольку период IVВ1 (2600 - 2500 гг. до н.э.) характеризуется сильными связями с Востоком, а не с Западом, и изготовлением идентичных хлоритовых украшенных чашек, которые отмечаются от Мари на северном Евфрате до островов Тарут в Арабском/Персидском заливе и от Мохенджо-Даро в долине Инда до Ферганы в Средней Азии. Таким образом, эти хлоритовые сосуды являются самым распространенным предметов в III тыс. до н.э. на Ближнем и Среднем Востоке. Анализ методом нейтронной активации показал, что хлорид, шедший на выдувку этих чашек, добывался в хлоритовых копях в 25 км от Тепе-Яхья. Поэтому стало ясно, что именно изделия, изготавливающиеся в Тепе-Яхья, экспортировались в такие отдаленные районы, которые находились в разных направлениях. Изготовление хлоритовых изделий было ориентировано на экспорт, поскольку они отсутствуют в соседних иранских поселениях. Такие изделия не только доказывают экономическую связь с Месопотамией, но также подтверждают существование общих для шумерских равнин и иранских нагорий мировоззренческих черт. Это еще подтверждается эпосом «Энмеркар и верховный жрец Арраты»
[iii] , который является доказательством существования одной религии и на Иранском плато, и в Месопотамии. Ремесленники, которые изготавливали эти сосуды, понимали и знали религиозные традиции шумерийцев, несмотря на огромное расстояние между ними.
Шахр-и-Сохта
2 - поселение на востоке Ирана в иранском Систане, в котором обрабатывался лазурит, привозимый с востока, и который переправлялся дальше на запад. В основном лазурит попал в Шахр-и-Сохта из Бадахшана (Бактрия). Там же изготавливались изделия из алебастра на экспорт. Доказательств связей с западом в Шахр-и-Сохта не мало. Но самой важной находкой является игральная доска, сделанная из дерева и обнаруженная в одной из гробниц. Эта доска имеет общую форму с досками царского Некрополя Ура и ее фишки указывают на контакты с Востоком (Хараппская цивилизация). Но связи Месопотамии с Шахр-и-Сохта прерываются после 2300 г. до н.э. поскольку Месопотамия нашла ей другого партнера - Индская цивилизация, с которой она связалась через море - Бахрейн, а не через Иранское плато.
Месопотамские - иранские - индские взаимодействия
Сэр Мортимер Уилер - один из выдающихся ученых, занимавшихся изучением индской цивилизации, полагал, что более древняя цивилизация Месопотамии дала обитателям долины Инда саму идею цивилизации. Ламберг-Карловски отклоняет идею о существовании прямых контактов между Месопотамии и индской цивилизации, хотя индские изделия попали в Месопотамию и существовали в нескольких поселениях (Ур, Тал-Асмар, Киш, Умма). Он предполагает, что контакты Месопотамии с индской цивилизацией лучше объясняются теорией «центральный торговый пункт». По его мнению оба Тепе-Яхья и Бахрейн-«легендарный Дельмун» являются центральными торговыми пунктами.
Тепе-Яхья - существование Нал-керамики в период (3200 - 3400 гг. до н.э.), которую долго использовали населения пре-Хараппской цивилизации, и существование остатка хлоритовых чашек в DK и Мохенджо-Даро доказывает связи Тепе-Яхья с индской цивилизацией, и как важный центральный торговый пункт, объединяющий индскую цивилизацию с Месопотамией.
Бахрейн - индские весы в Бахрейне и печати типа Арабского/Персидского залива в долине Инда подтверждают роль Бахрейна как центрального торгового пункта, но и в этом случае как морского пункта.
Населения этих пунктов играли роль посредников в перевозке и пересадке материалов с Востока на Запад и наоборот. Кроме того, надо отметить, что враждебные отношения Месопотамии с Эламом на протяжении всего III тыс. до н.э. усилили контакты Месопотамии с индской цивилизацией и дали возможность осуществления морской торговли между ними через Бахрейн. Еще надо сказать, что индская цивилизация сама испытала воздействие на другие районы в виде колонизации (Шуртогай на севере Афганистана) или в виде торговли, с помощью которой индская цивилизация охватывала широкую территорию - Среднюю Азию, Белуджистан, Арабский/Персидский залив, Месопотамию и, конечно, Иранское плато.
Средняя Азия и северный Иран
По последним советским археологическим работам
1 этот район имел свою местную культуру, кроме того испытал взаимодействие, так как оба города Альтын-Депе и Намазга V, VI, распространяли свои материалы на северной Блежустан, на саму инкскую цивилизацию и на районы Маргланы и Бактрии(где обнаружили материалы типа Намазга V, VI).
Осталось сказать, что если мы сначала заметили, что воздействие было с одной стороны, в одно направление, то есть со стороны Месопотамии или Элама, с Запада на Восток, то мы видим, что в конце III тыс. до н.э. воздействие было со всех сторон и в разные направления на древнем востоке. К концу III тыс. до н.э. различные регионы Ближнего и Среднего Востока, отдаленные от друг друга, оказываются связанными на прямую между собой.
Абуаль Хассан М.Б.