Две сферы и сокращение рабочего дня (производительный труд 033)

Jun 15, 2019 16:02


Сокращение рабочего дня как основание современного экономического
развития / под. ред. А. В. Золотова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 198 с.
Уж не помню откуда взял этот материал, но ему стоит уделить внимание.
Группа авторов, первыми из которых проф. А. В. Золотов и М. В. Попов. То
есть здесь мы имеем дело с силой влиятельной и даже организованной в
политическую партию.
Беглое чтение аннотации вызвало даже энтузиазм: всё правильно, сокращение
рабочего времени - магистральный путь к коммунизму (хотя авторы говорят
всего лишь об экономическом развитии, но мы-то понимаем). Но при
дальнейшем чтении возникли недоумения, связанные с вечнозелёной
проблематикой УТ-УНТ.
Моя критика такова: авторы, будучи приверженцами УНТ-концепции,
смешивают, отождествляют две большие разницы: разницу между рабочим и
свободным временем, то есть временем для "деятельности, непосредственно
связанной с развитием человеческих способностей" и разницу между трудом в
производственной сфере и трудом в непроизводственной сфере. Труд в (так
называемой) непроизводственной сфере авторы постоянно отождествляют со
свободным временем, отданным человеческому саморазвитию.
Как на мой вгляд (думаю, что все УТ-шники согласятся), различение
производственной сферы и непроизводственной сферы, восходящее ко "второму
различению Адама Смита" между производительным и непроизводительным
трудом, не имеет особого смысла: как сталевар и ткачиха, с одной стороны,
так и медсестра, таксист и школьный учитель с другой, производят
потребительную стоимость, принципиальной разницы нет. Соответственно,
свободное время всех этих персонажей является противоположностью их
рабочего времени.
У авторов же этой книги получается, что свободное время сталевара
(проиводственная сфера) и рабочее время медсестры - по одну сторону
главной раделительной линии.
Вот можете заглянуть на страницы 70 или 132, где размещены таблицы (11 и
40 соответственно) расчёта нормы свободного времени.
В качестве шага вперёд, облегчающего положение масс и способствующего
равитию их человеческого потенциала, авторы предлагают сочетание работы в
производственной и непроизводственной сферах. Действительно, при таком
понимании "норма свободного времени" возрастёт, но как будет чувствовать
себя сталевар вот именно с точки зрения своего развития, если половину
рабочего времени он теперь будет работать медбратом в госпитале или
таксистом? Вопрос риторический.
Итак, мы видим, что УНТ-заблуждение не только существует само по себе,
но и способно встраиваться в качестве элемента в более широкую и в общих
чертах верную картину, создавая в ней искажения. К счастью, абсурдность
этих ходов мысли бросается в глаза.
Вреда, по-видимому, от этого никакого, кроме растраты серого вещества.
Хотя вот, если вдуматься... Авторы призывают к сокращению рабочего
времени в производственной сфере и не выдвигают этого требования к
непроизводственной сфере. Но современная экономика в развитых
капиталистических странах и так сплошь услуги. Не есть ли это тогда некое
сопротивление реальному росту свободного времени под видом защиты оного
роста? Вместо того, чтобы потребовать общего сокращения и там и там,
начинают мудрить о каком-то сочетании. В общем, хвостим какой-то
получается. Ну, и любители всюду видеть происки врагов имеют, увы,
некоторые основания говорить об идеологической диверсии: защите статус-
кво под прикрытием уже неизбежной прогрессивной риторики. Впрочем, не
исключено и то, что авторам книги пришлось напускать туману перед
академической цензурой, на сайте РПР позиция вполне боевая, без этого
бессмысленного разделения сфер:
http://www.r-p-w.ru/za-shestichasovoj-rabochij-den.html
Но тогда и в теоретических вглядах следовало бы произвести ревизию.
==
Далее иллюстрирующие цитаты с моими небольшими комментариями.
Стр. 7
== ... ВВП включает денежную оценку не только произведенных
вещей, но и оказанных услуг, но поскольку это  -  денежная оценка,
то  в  ее  рамках  различия  в  результатах  предметно-преобразовательной
деятельности и деятельности, непосредственно связанной  с  развитием 
человека, исчезают. ==
Здесь, как мы видим, политэкономический взгляд (товар или не товар?)
получает новый поворот: ситуация уже описывается антропологически, языком
"молодого Маркса". Само по себе это хорошо, но под этим углом зрения
просто заблуждение становится смешным заблуждением.
Глава - Норма свободного времени как показатель общественного
благосостояния
Стр. 13
== ...общественное благосостояние  не  исчерпывается  личным 
потреблением.  Для оценки  его  существенно  соотношение  между 
временем,  которое общество  уделяет  труду  и  временем 
непроизводственной социальной деятельности. ==
Сейчас, читатель, вы узнаете, что входит в эту непроизводственную
социальную деятельность.
Стр. 14
== ...производительный  труд  -  это  целесообразная деятельность,
основным и непосредственным результатом которой выступают удовлетворяющие
потребности человека  вещи, энергия или их перемещение в пространстве.
Непроизводительный труд -  это целесообразная деятельность,
основным  и  непосредственным  результатом  которой  являются
идеи, образы или услуги человеку. ==
Здесь УНТ-Т могли бы разъяснить УНТ-С, что
перемещение по железной дороге цемента - это производительный труд, а
перемещение пассажиров - непроизводительный, да и вообще тут масса
нюансов, способных породить дискуссии, но УТ-сторонникам само это различение
(по тем или иным моментам материального бытия, вещественности)
представляется ложным.
Стр. 15-16
== Прогресс  производительного труда, проявляющийся в росте его
производительности, расширяет масштабы  его  экономии, то есть 
высвобождения времени для непроизводственной социальной деятельности.
Регресс, вызванный кризисами, стихийными  бедствиями  и  т.п., ведет к
сокращению масштабов непроизводственной сферы. ==
То есть "непроизводственная социальная деятельность" и
"непроизводственная сфера" - это одно и то же.
Стр. 17
Тут всё подряд можно цитировать, это какое-то царство эльфов. Гимны
творческим видам деятельности, которые отождествляются с услугами.
== Педагогическая  деятельность,  врачебная  помощь  -  весьма
содержательные  виды  деятельности,  они  непосредственно
сопряжены с благодарным откликом учащихся и пациентов. ==
Отсюда следует, что сталевар в отпуске на рыбалке и медсестра на рабочем
месте - это как бы без разницы, это "непроизводственная социальная
деятельность".
Нет, я не могу остановить цитирование, здесь прекрасно всё:
== В  более  общем  плане,  выполнение  услуги  предполагает
контакт  ее  исполнителя  с  другим  человеком  -  работу  «лицом  к
лицу»  -  реализует  потребность  в  общении,  позволяет  проявить
индивидуальность.==
Ничё, ребята, что я к вам спиной сижу, спросил таксист. А то вот
профессор Попов пишет "лицом к лицу" надо. И медсестра, делающая
внутриягодичную инъекцию... Или, говоря уже серьёзно, отнюдь не всякий
межличностный контакт есть реализация потребности в общении.
Стр. 19
== Таким  образом,  жизнедеятельность  общества  объективно
подразделяется  на  время  производительного  труда  и  время,
высвобожденное  из  материального производства для
непроизводительного труда и других видов социальной
деятельности, непосредственно направленных на развитие
человеческих способностей. В таком качестве правомерно
разграничение рабочего и свободного времени общества. ==
Стр. 20
== Свободное  время,  понимаемое  как  время  для  свободного
развития  человека,  когда  деятельность  человека  имеет  не  только
инструментальную  ценность,  но  и  превращается  в  самоцель,
действительно, не совпадает со временем досуга. Так, например,
труд художника, артиста, преподавателя и т.п. представляет
реализацию и развитие творческих способностей человека и по
такому критерию включается в свободное время общества. ==
Осталось только спросить: как там медсестра и таксист, у них не-
свободного времени вообще нет? А преподавателю отпуск нужен или нет? У
него ведь и так сплошное свободное время.
Стр. 24
== Отсюда следует, что величина свободного времени общества,
суммирующая  время труда в непроизводственной сфере, время
общественно регулируемого потребления услуг и время досуга,
дает достаточно  точную характеристику масштабов времени для свободного
развития членов общества. ==
В общем, время труда медсестры и таксиста - это их свободное время, как и
время, на которое приходятся их выходные и отпуска, никакой разницы.
Стр. 73
== Строго  говоря,  в  торговле  происходят  многие  процессы,
представляющие  собой  продолжение  производства  в  сфере
обращения  (фасовка, упаковка, приготовление полуфабрикатов и
т.д.). Затраты труда такого рода являются разновидностью затрат
производственного труда. Поскольку же статистика их не выделяет,
будем причислять весь труд в сфере торговле к оказанию услуг
(в действительности, это предположение ведет к завышению нормы
свободного времени общества). ==
Это верно. Чтобы такого завышения не было, лучше отказаться от понятия
непроизводственной сферы и считать рабочее время медсестры, таксиста,
учителя, госчиновника рабочим временем, а не свободным.
Стр. 90
== Величина фондов рабочего времени в общественном
производстве и непроизводственной сфере определяет
продолжительность рабочего времени, в течение которой должны
работать трудоспособные члены общества при данной
общественной производительности труда, чтобы обеспечить
удовлетворение существующих общественных потребностей  -
нормальную продолжительность рабочего времени. ==
Не выдерживают своей линии, в этой реплике рабочее время в
непроиводственной сфере уже не относится к свободному.
Стр. 103
== Увеличение  продолжительности  рабочего  времени  в
непроизводственной  сфере  при  его  сокращении  в  производстве
означает,  что  работники  все  больше  занимаются  теми  видами
деятельности,  которые  способствуют  их  свободному  развитию. ==
Стр. 117
== Норма свободного времени работников сферы услуг  (таблица
30)  имеет  ту  специфику,  что  при  ее  расчете  продолжительность
рабочего  время  занятых  включается  в  состав  непроизводственной
социальной  деятельности,  что,  естественно,  повышает  значение
данного  показателя  по  сравнению  с  аналогичным  для производственных 
работников. ==
В знаменателе остаётся только домашний труд, который не есть
непроизводственная социальная деятельность, не относится к свободному
времени. Но, спрашивается, почему? Почему бы не отнести домашний труд к
творческой социальной деятельности человеческого саморавития? Ведь он
имеет необходимые для этого признаки: межличностный контакт "лицом к
лицу" и т.д. Вот вспоминаю комментарии к известному посту blau_kraehe о
домашнем труде
https://blau-kraehe.livejournal.com/640782.html
(и более ранние посты на ту же тему).
Юзер smirnoff_v и другие авторы доказывали, что это вовсе и не труд. Так
что авторы этой бумажной книги ещё больше бы навострились, кабы у наших
сетевых-то поучились.
Да, собственно, и насчёт производственной сферы не так уж всё и ясно. Мы
все помним трогательные рассказы о колонистах Макаренко, которые даже по
ночам приходили в свои свинарники, чтобы выполнить дополнительную работу
по уходу за животными. Низкоотчуждённый труд, то есть свободное время...
куда не глянешь, а рабочего-то времени и нет нигде.  Но сокращать его всё равно надо!
Я дошёл до середины реценируемой книги, думаю, что цитат достаточно и
краткое изложение в первой части поста проиллюстрировано.
==

производительный труд, отчужденный труд

Previous post Next post
Up