Сокращение рабочего дня как основание современного экономическогоразвития / под. ред. А. В. Золотова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 198 с.Уж не помню откуда взял этот материал, но ему стоит уделить внимание.
Группа авторов, первыми из которых проф. А. В. Золотов и М. В. Попов. То
есть здесь мы имеем дело с силой влиятельной и даже организованной в
политическую партию.
Беглое чтение аннотации вызвало даже энтузиазм: всё правильно, сокращение
рабочего времени - магистральный путь к коммунизму (хотя авторы говорят
всего лишь об экономическом развитии, но мы-то понимаем). Но при
дальнейшем чтении возникли недоумения, связанные с вечнозелёной
проблематикой УТ-УНТ.
Моя критика такова: авторы, будучи приверженцами УНТ-концепции,
смешивают, отождествляют две большие разницы: разницу между рабочим и
свободным временем, то есть временем для "деятельности, непосредственно
связанной с развитием человеческих способностей" и разницу между трудом в
производственной сфере и трудом в непроизводственной сфере. Труд в (так
называемой) непроизводственной сфере авторы постоянно отождествляют со
свободным временем, отданным человеческому саморазвитию.
Как на мой вгляд (думаю, что все УТ-шники согласятся), различение
производственной сферы и непроизводственной сферы, восходящее ко "второму
различению Адама Смита" между производительным и непроизводительным
трудом, не имеет особого смысла: как сталевар и ткачиха, с одной стороны,
так и медсестра, таксист и школьный учитель с другой, производят
потребительную стоимость, принципиальной разницы нет. Соответственно,
свободное время всех этих персонажей является противоположностью их
рабочего времени.
У авторов же этой книги получается, что свободное время сталевара
(проиводственная сфера) и рабочее время медсестры - по одну сторону
главной раделительной линии.
Вот можете заглянуть на страницы 70 или 132, где размещены таблицы (11 и
40 соответственно) расчёта нормы свободного времени.
В качестве шага вперёд, облегчающего положение масс и способствующего
равитию их человеческого потенциала, авторы предлагают сочетание работы в
производственной и непроизводственной сферах. Действительно, при таком
понимании "норма свободного времени" возрастёт, но как будет чувствовать
себя сталевар вот именно с точки зрения своего развития, если половину
рабочего времени он теперь будет работать медбратом в госпитале или
таксистом? Вопрос риторический.
Итак, мы видим, что УНТ-заблуждение не только существует само по себе,
но и способно встраиваться в качестве элемента в более широкую и в общих
чертах верную картину, создавая в ней искажения. К счастью, абсурдность
этих ходов мысли бросается в глаза.
Вреда, по-видимому, от этого никакого, кроме растраты серого вещества.
Хотя вот, если вдуматься... Авторы призывают к сокращению рабочего
времени в производственной сфере и не выдвигают этого требования к
непроизводственной сфере. Но современная экономика в развитых
капиталистических странах и так сплошь услуги. Не есть ли это тогда некое
сопротивление реальному росту свободного времени под видом защиты оного
роста? Вместо того, чтобы потребовать общего сокращения и там и там,
начинают мудрить о каком-то сочетании. В общем, хвостим какой-то
получается. Ну, и любители всюду видеть происки врагов имеют, увы,
некоторые основания говорить об идеологической диверсии: защите статус-
кво под прикрытием уже неизбежной прогрессивной риторики. Впрочем, не
исключено и то, что авторам книги пришлось напускать туману перед
академической цензурой, на сайте РПР позиция вполне боевая, без этого
бессмысленного разделения сфер:
http://www.r-p-w.ru/za-shestichasovoj-rabochij-den.htmlНо тогда и в теоретических вглядах следовало бы произвести ревизию.
==
Далее иллюстрирующие цитаты с моими небольшими комментариями.
Стр. 7
== ... ВВП включает денежную оценку не только произведенных
вещей, но и оказанных услуг, но поскольку это - денежная оценка,
то в ее рамках различия в результатах предметно-преобразовательной
деятельности и деятельности, непосредственно связанной с развитием
человека, исчезают. ==
Здесь, как мы видим, политэкономический взгляд (товар или не товар?)
получает новый поворот: ситуация уже описывается антропологически, языком
"молодого Маркса". Само по себе это хорошо, но под этим углом зрения
просто заблуждение становится смешным заблуждением.
Глава - Норма свободного времени как показатель общественного
благосостояния
Стр. 13
== ...общественное благосостояние не исчерпывается личным
потреблением. Для оценки его существенно соотношение между
временем, которое общество уделяет труду и временем
непроизводственной социальной деятельности. ==
Сейчас, читатель, вы узнаете, что входит в эту непроизводственную
социальную деятельность.
Стр. 14
== ...производительный труд - это целесообразная деятельность,
основным и непосредственным результатом которой выступают удовлетворяющие
потребности человека вещи, энергия или их перемещение в пространстве.
Непроизводительный труд - это целесообразная деятельность,
основным и непосредственным результатом которой являются
идеи, образы или услуги человеку. ==
Здесь УНТ-Т могли бы разъяснить УНТ-С, что
перемещение по железной дороге цемента - это производительный труд, а
перемещение пассажиров - непроизводительный, да и вообще тут масса
нюансов, способных породить дискуссии, но УТ-сторонникам само это различение
(по тем или иным моментам материального бытия, вещественности)
представляется ложным.
Стр. 15-16
== Прогресс производительного труда, проявляющийся в росте его
производительности, расширяет масштабы его экономии, то есть
высвобождения времени для непроизводственной социальной деятельности.
Регресс, вызванный кризисами, стихийными бедствиями и т.п., ведет к
сокращению масштабов непроизводственной сферы. ==
То есть "непроизводственная социальная деятельность" и
"непроизводственная сфера" - это одно и то же.
Стр. 17
Тут всё подряд можно цитировать, это какое-то царство эльфов. Гимны
творческим видам деятельности, которые отождествляются с услугами.
== Педагогическая деятельность, врачебная помощь - весьма
содержательные виды деятельности, они непосредственно
сопряжены с благодарным откликом учащихся и пациентов. ==
Отсюда следует, что сталевар в отпуске на рыбалке и медсестра на рабочем
месте - это как бы без разницы, это "непроизводственная социальная
деятельность".
Нет, я не могу остановить цитирование, здесь прекрасно всё:
== В более общем плане, выполнение услуги предполагает
контакт ее исполнителя с другим человеком - работу «лицом к
лицу» - реализует потребность в общении, позволяет проявить
индивидуальность.==
Ничё, ребята, что я к вам спиной сижу, спросил таксист. А то вот
профессор Попов пишет "лицом к лицу" надо. И медсестра, делающая
внутриягодичную инъекцию... Или, говоря уже серьёзно, отнюдь не всякий
межличностный контакт есть реализация потребности в общении.
Стр. 19
== Таким образом, жизнедеятельность общества объективно
подразделяется на время производительного труда и время,
высвобожденное из материального производства для
непроизводительного труда и других видов социальной
деятельности, непосредственно направленных на развитие
человеческих способностей. В таком качестве правомерно
разграничение рабочего и свободного времени общества. ==
Стр. 20
== Свободное время, понимаемое как время для свободного
развития человека, когда деятельность человека имеет не только
инструментальную ценность, но и превращается в самоцель,
действительно, не совпадает со временем досуга. Так, например,
труд художника, артиста, преподавателя и т.п. представляет
реализацию и развитие творческих способностей человека и по
такому критерию включается в свободное время общества. ==
Осталось только спросить: как там медсестра и таксист, у них не-
свободного времени вообще нет? А преподавателю отпуск нужен или нет? У
него ведь и так сплошное свободное время.
Стр. 24
== Отсюда следует, что величина свободного времени общества,
суммирующая время труда в непроизводственной сфере, время
общественно регулируемого потребления услуг и время досуга,
дает достаточно точную характеристику масштабов времени для свободного
развития членов общества. ==
В общем, время труда медсестры и таксиста - это их свободное время, как и
время, на которое приходятся их выходные и отпуска, никакой разницы.
Стр. 73
== Строго говоря, в торговле происходят многие процессы,
представляющие собой продолжение производства в сфере
обращения (фасовка, упаковка, приготовление полуфабрикатов и
т.д.). Затраты труда такого рода являются разновидностью затрат
производственного труда. Поскольку же статистика их не выделяет,
будем причислять весь труд в сфере торговле к оказанию услуг
(в действительности, это предположение ведет к завышению нормы
свободного времени общества). ==
Это верно. Чтобы такого завышения не было, лучше отказаться от понятия
непроизводственной сферы и считать рабочее время медсестры, таксиста,
учителя, госчиновника рабочим временем, а не свободным.
Стр. 90
== Величина фондов рабочего времени в общественном
производстве и непроизводственной сфере определяет
продолжительность рабочего времени, в течение которой должны
работать трудоспособные члены общества при данной
общественной производительности труда, чтобы обеспечить
удовлетворение существующих общественных потребностей -
нормальную продолжительность рабочего времени. ==
Не выдерживают своей линии, в этой реплике рабочее время в
непроиводственной сфере уже не относится к свободному.
Стр. 103
== Увеличение продолжительности рабочего времени в
непроизводственной сфере при его сокращении в производстве
означает, что работники все больше занимаются теми видами
деятельности, которые способствуют их свободному развитию. ==
Стр. 117
== Норма свободного времени работников сферы услуг (таблица
30) имеет ту специфику, что при ее расчете продолжительность
рабочего время занятых включается в состав непроизводственной
социальной деятельности, что, естественно, повышает значение
данного показателя по сравнению с аналогичным для производственных
работников. ==
В знаменателе остаётся только домашний труд, который не есть
непроизводственная социальная деятельность, не относится к свободному
времени. Но, спрашивается, почему? Почему бы не отнести домашний труд к
творческой социальной деятельности человеческого саморавития? Ведь он
имеет необходимые для этого признаки: межличностный контакт "лицом к
лицу" и т.д. Вот вспоминаю комментарии к известному посту
blau_kraehe о
домашнем труде
https://blau-kraehe.livejournal.com/640782.html(и более ранние посты на ту же тему).
Юзер
smirnoff_v и другие авторы доказывали, что это вовсе и не труд. Так
что авторы этой бумажной книги ещё больше бы навострились, кабы у наших
сетевых-то поучились.
Да, собственно, и насчёт производственной сферы не так уж всё и ясно. Мы
все помним трогательные рассказы о колонистах Макаренко, которые даже по
ночам приходили в свои свинарники, чтобы выполнить дополнительную работу
по уходу за животными. Низкоотчуждённый труд, то есть свободное время...
куда не глянешь, а рабочего-то времени и нет нигде. Но сокращать его всё равно надо!
Я дошёл до середины реценируемой книги, думаю, что цитат достаточно и
краткое изложение в первой части поста проиллюстрировано.
==