Коряковцев А., Вискунов С. Марксизм и полифония разумов.

Feb 11, 2017 22:35


Как известно, сетевые марксистские авторы (ну, не все, но многие) только о том и пишут, что отчужденный труд является причиной существования частной собственности и капитализма, а никак не наоборот - как это ясно изложено в одном месте из ЭФР-1844. В академической же бумажной литературе до сих пор излагалась противоположная точка зрения: отчужденный труд, отчуждение труда - следствие частной собственности, в частности капитализма.
В качестве примеров можно привести книгу Ойзермана о становлении марксизма или недавно выложенную на "Знание - власть" книгу Малыша. Правда, это высказывание Маркса, о котором идёт речь (а это самое важное из всего, написанного Марксом), не игнорировалось в этих работах, но просто повторялось уже после изложения схемы "ЧС ==> ОТ", либо совсем без комментариев, либо в порядке оговорки "но вместе с тем верно и обратное" - как будто никакого читательского вопроса - что же всё-таки причина чего - возникать не должно.
Но, похоже, что, наконец, появилась работа, где это место истолковано и значение его оценено должным образом. О книге Андрея Коряковцева и Сергея Вискунова я узнал из рецензии на "Рабкоре".
http://rabkor.ru/culture/2016/08/16/the-mind-and-marxism/
Для наших целей достаточно предложить читателю по прочтении первой главы перейти сразу к тринадцатой. Для понимания ее содержания не обязательно карабкаться по историко-философским пролегоменам предшествующих глав.
Из всего множества значений выражения "отчуждённый труд" первичное и фундаментальное - труд-как-проклятие, труд тупой, монотонный, неинтересный, подавляющий личность. Именно это свойство труда, его имманентная непривлекательность и является причиной того, что завод или фабрика кому-то принадлежат - и всего  того, что из этого следует. (Точнее даже, следует употреблять выражение "самоотчуждённый труд", "самоотчуждение труда"). Катастрофы раннесоциалистических государств в конечном счете были вызваны непреодолённостью этой исходной причины. Отсюда следует, что замечание об "уничтожении труда" ("Немецкая идеология") следует истолковать более буквально, чем было обычно принято - авторы пишут о "критике труда", этому посвящена последняя, восемнадцатая глава.
О "всеобщей частной собственности" там тоже есть, кому интересно :-)
Это не рецензия, а пиар, поэтому уже зародившиеся заметки на полях оставлю пока при себе.
Коряковцев А., Вискунов С.
Марксизм и полифония разумов: Драма философских идей в 18 главах с эпилогом / Коряковцев А., Вискунов С. - Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. - 682 с.
Оглавление
Б. Ю. Кагарлицкий. Предисловие для тех, кто решится дочитать до конца эту книгу.........................7
Глава 1. Задачи критического марксоведения
и кризис левого движения ............................................13
Глава 2. Феномен ложного сознания...................38
Глава 3. Понятийное мышление и социо-культурные
предпосылки его генезиса ..................................69
Глава 4. Полифония разумов в древности...............103
Глава 5. Полифония разумов в Новое время..........140
Глава 6. Социальные проекты Нового времени
и западно-европейский рационализм ......................174
Глава 7. Немецкая классическая философия
как первый диалектический синтез разумов ...........234
Глава 8. Начало второго диалектического синтеза разумов в философии Фейербаха .............273
Глава 9. Философия второго диалектического синтеза un block... .......315
Глава 10. Проблема метода в философии классического марксизма .................................366
Глава 11. Фейербах и Маркс на rendez-vous..................................... 387
Глава 12. Историческая судьба марксизма в свете
критического марксоведения.......................................399
Глава 13. Категория отчуждения в философии второго
диалектического синтеза ...................................418
Глава 14. Антропо- и социогенез сквозь призму
концепции отчуждения Маркса...........................462
Глава 15. Диалектика самоотчуждения и частной собственности в социальной теории классического марксизма .......490
Глава 16. Перспективы теории самодеятельности в философии второго диалектического синтеза ......529
Глава 17. Проблема непосредственно-всеобщего (общественного) в социальной теории Маркса .....562
Глава 18. Человечество XX и XXI веков сквозь призму
критики труда .................................................................... 600
Эпилог..............................................................................648
Приложения. О внешней критике марксизма..................................... 660

отчужденный труд

Previous post Next post
Up