Так или иначе мы все равно себя сравниваем с другими. Как бы мы ни учились со временем смотреть на себя как отдельного, несравниваемого ни с кем, как на несравненного.
Но все равно, как только в поле зрения появляется другой, который обладает чем-то, что у нас вызывает чувства, так сразу появляется мысль "а вот у меня...". И тут уже будет - лучше или хуже, больше или меньше. И ещё до того, как возникнет зависть, здесь есть зазор, в котором может поместиться ещё одно рассуждение.
Оно о том, с кем именно мы себя сравниваем. Например, в свои 15 я нашла прекрасный способ самостыжения - читать дневники Льва Толстого и сравнивать их со своими. И, конечно же, закапываться под землю от стыда и ужаса, как же я плоха и как сильно недотягиваю.
А вопрос был в том, что я учла далеко не все параметры этого сравнения. Я сравнивала по принципу, что и у него, и у меня это были дневниковые тексты. Но вот упустила из виду (совсем мелочь, да), что он - великий писатель и что его дневники даже удостоены быть изданными.
Но и это ещё не всё. Тогда не было никого рядом, кто обратил бы мое внимание, что эти так впечатляющие меня строки написаны Толстым не в 15 лет. И самое главное - что до этого он много лет упорно писал, писал и писал. А я только начинала тогда.
И сейчас, когда я пишу уже больше 25 лет каждый день, когда мне хочется это делать, когда в этом мое большое удовольствие, то я все меньше в процессе обращаю внимание, как именно я это делаю. И я замечаю, что не только стыд ушел, когда я сейчас не раз уже снова касалась дневников великого Толстого. Но и ушла сама потребность сравнивать. Я понимаю, что то, что я пишу, - оно другое и хорошее само по себе.
Но сегодня я могу читать Толстого и подсматривать у него какие-то очень чувственные моменты в описаниях. И подхватывать их себе, вдохновляясь. А если и сравниваю себя в плане писательства с кем-то, то это, скорее, современные авторы. И это те, которые только начинают, которые не известны на весь мир и не переведены на десятки языков.
Потому понимаю ещё одну важную штуку - сравнение должно быть соразмерным. Потому что выбрать для сравнения кого-то, кому уже поставлен памятник, - это верный способ расшибиться в кровь, подломиться в самой своей основе, стократно усложнить себе свои начинания, снизить свою продуктивность просто до предела.
Потому пусть памятники нас просто очаровывают и манят, но не становятся назиданием и стыжением. Потому что честное соревнование - оно только с равными себе.