Страх перед стоматологами кажется настолько повсеместным, что вроде бы даже не нуждается в детализации. Это уже так обыденно - один говорит: "Мне надо к стоматологу!", а второй отвечает: "Как я тебе сочувствую!" Причем оба понимают, что это сочувствие чаще всего про сложные переживания, с которыми ему придется столкнуться, чем, например, про деньги, которые, к слову, тоже довольно немалые.
Но все же - что именно случается с душой человека, который садится в кресло стоматолога?
Практически у всех есть прошлый плачевный опыт посещения, который и проецируется на последующие лечения, окрашивая чувства в минорные тона.
Но только ли? Даже если предыдущее лечение было бережным и безболезненным, то все равно есть много сложных психических процессов, с которыми сталкивается пациент стоматолога.
Прежде всего это необходимость сознательно и добровольно отдать контроль абсолютно незнакомому человеку, только исходя из того, что он принадлежит к официальному медицинскому учреждению, а значит (подсказывает логика) получил соответствующие знания и имеет практический опыт. Но все же он - незнакомец, которого надо пускать в свои интимные закрома тела. Это не уникально для посещения именно стоматолога, но все же важно об этом упомянуть.
В то же время взаимодействие врача и пациента в подавляющем большинстве происходят на уровне интеллекта и тела. С происходящим же по поводу в эмоциональной сфере пациенту приходится справляться самому в реальном времени. И если нет навыка идентифицировать свои чувства и варьировать способы с ними обходиться, то возникающие переживания довольно быстро могут стать нарастающим хаосом.
Если попытаться эти переживания разделить на потоки, то можно рассмотреть, с чем же именно приходится сталкиваться в этот момент. Прежде всего это доверие авансом, а значит нужно выдерживать сильную тревогу и как-то с ней обходиться внутри. Удерживать пугающие картинки, которые норовят затопить сознание. Пытаться продолжать оставаться в реальности и реагировать именно на нее, а не на то, что идёт изнутри, подкрепляясь прошлым опытом.
Ещё одна сложнейшая для психики задача - это расслабиться и сидеть смирно, понимая, что в любой момент может стать больно. Необходимость делать это так сложна именно тем, что это вообще идёт вопреки природе и инстинкту самосохранения. Потому что бежать и защищаться при угрозе боли - это нормально.
И ещё, конечно же, открытый рот. Это очень мощное обезоруживающее средство - невозможность воспользоваться речью. На то мы и высшие существа, что многие ситуации можем решать разговором, объяснением, прояснением и договариванием о чем-то с другим. И тогда эта ситуация уникальна сама по себе - оставаясь в ясном уме и твердой памяти, приходится в речевой сфере вынужденно регрессировать до уровня мычания и нечленораздельных возгласов. И надеяться на понимание. На то, что врач правильно расшифрует бессловесную попытку что-то важное сказать о себе и адекватно отреагирует. И при этом продолжать не совершать резких движений, удерживать буйное воображение и сдерживать, сдерживать, сдерживать свою тревогу (и страх, а иногда и ужас).
Но что же делать, чтобы стоматология не становилась душевной травматологией?
Для начала, если нет острой боли, можно взять себе время освоиться в клинике. Посидеть, походить, присмотреться и уже только потом садиться в кресло.
Следующее, что очень важно, - возвращать себе субъективное чувство контроля. Для этого перед началом лечения (и пока есть возможность говорить) расспросить врача о том, что он будет делать. И спрашивать до тех пор, пока тревога в этом месте не снизится до переносимости. Договориться о системе знаков, как минимум о самом главном - "стоп, мне нужна передышка".
Ещё большое значение имеет возможность оставаться субъектом отношений, даже лёжа с открытым ртом и будучи испуганным. Это ощущение лучше всего воссоздается внутри, когда во время лечения врач продолжает разговаривать с пациентом. А ещё лучше - обращается к нему по имени. Интересуется, как он, в порядке ли. И делает это не тогда, когда сидящий в кресле уже как-то маякует о чем-то, а просто с какой-то периодичностью. Такой себе профилактический "пинг". Об этом тоже можно просто попросить.
Иногда может помочь что-то взять в руки. Лучше, если не очень маленькое, а, скорее, средних размеров. Например, бутылку с водой. Или даже принесенную с собой игрушку. Чтобы сохранить телесное ощущение, что "это мое и я за него держусь". Важно именно "мое", потому что за подлокотник кресла тоже можно держаться, но субъективно это может стать меньшей поддержкой, чем свой собственный предмет.
А вообще - ищите свои способы поддерживаться в сложном и исследуйте все вокруг, что ещё хоть на немного улучшит качество жизни прямо в этот момент.