Apr 22, 2010 17:12
Собрался я тут снова в кино, уважаемые, но с некоторой долей сомнения. Словно опасался какого-то подвоха от Хотиненко после разных "72 метров" и шовинистически-псевдопатриотического лубка "1612" за двадцать миллионов долларов продюсером которого, к слову, выступил Никита Михалков. Но пошёл, всё-таки, так как за "Зеркало для героя" автору можно простить всё, или - почти всё.
Про что кино? Сложный вопрос. Про Войну? Вы уж извините за орфографию, но слово "Война" в контексте Великой Отечественной я всегда буду писать с заглавной буквы. Нет, не про Войну. И не про религию. И даже не про веру. Кино это, как я понял, про выбор. Про тот выбор, который каждый делает ежедневно по многу раз и единожды - за всю жизнь. Фактическая канва происходящего такова: приходскому православному священнику из маленькой латвийской деревни предлагают в августе 1941го принять участие в работе Псковской православной (духовной) миссии, которая призвана возрождать православие на оккупированных территориях Северо-запада России, под контролем немецких властей, естественно. Возглавляет миссию Митрополит Сергий (Воскресенский), который, собственно, и делает предложение главному герою. Вот и выбор. Сотрудничать или нет? Что важнее: нести слово Божие людям или мужественно отказаться от такой возможности, как от явного коллаборационизма? На самом деле, в русскоязычных эмигрантских кругах с началом Войны очень быстро произошёл раскол на тех, кто безусловно поддержал СССР и тех, кто встал на сторону Гитлера под лозунгом: "Мы - не против России, мы - против большевиков". Наш герой, в исполнении Сергея Маковецкого, соглашается и едет в село Закаты Псковской области. И продолжает делать свой выбор каждый день - разговаривая с партизаном, и с немецким офицером, и с полицейским, который признаётся ему в участии в карательных акциях и убийствах мирных людей. И выбор этот - любовь. Всё просто до невозможности. Ничего, кроме любви. На этом всё и построено. Весь мир. И вся жизнь Отца Александра. В самом начале повествования он разговаривает с мухой, обыкновенной мухой и это невольно отсылает к Франциску Ассизскому, к его проповедям перед животными. Любовь, как непосредственное проявление высшей силы и лучшее из чувств, доступных человеку. Совершенно великолепно на экране воплотила образ попадьи Нина Усатова, которая, без преувеличения, просто прожила эту роль. Отдельно упоминания, безусловно, заслуживает Анатолий Лобоцкий, который многим запомнился по блистательной работе у Владимира Меньшова в "Зависти богов" 2000 года. Его фашистский офицер Фрайгаузен выглядит совершенно иначе, чем мы привыкли видеть и ощущать, он - такой живой и настоящий, иначе не сказать. Тут, наверное, нужно отметить и прекрасную работу оператора Ильи Дёмина, и участие в съёмках с самолётов и вертолётов легендарного Астахова, и музыку Алексея Рыбникова, и грамотный монтаж... тут всё сложилось в единую картину именно так, как должно было. В фильме совсем не упоминается факт, что в распоряжении миссии находилась Тихвинская икона Божией Матери, но это в указанном контексте и не имеет большого значения, как мне представляется. Также практически не озвучена судьба сотрудников миссии, за исключением главного героя фильма и Митрополита Сергия, а между тем, все они, после окончания работы миссии и отхода фашистских войск на запад в 1944 году оказались в концлагерях.
Особо хотелось бы отметить совершенно неожиданную и фееричную концовку киноповествования, когда Отец Александр, после отбытия положенного срока в сталинских лагерях, подвизался в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре и встречает, уже в брежневском 1979 году группу "золотой молодёжи", явных оболтусов на "Жигулях" первой модели и вступает с ними в диалог, воспринимая их как собственных неразумных детей и оставляя их в полном недоумении, и всё это под жизнерадостную композицию группы Boney M. Такой вот финал.
Идите в кино, господа.
кино