Про текст и контекст

Oct 10, 2013 23:58

     Итак, «Роль» Константина Лопушанского. Новая работа культового режиссера, снятая по оригинальному сценарию Павла Финна. Кто и как не относился бы к фильмам этого автора, но бесспорно только то, что равнодушными они оставить не могут. Так было в 1986 году с «Письмами мертвого человека», потом с поражающим воображение «Посетителем музея», уже в новой России он снял неоднозначную экранизацию «Гадких лебедей» Стругацких и вот теперь - история из двадцатых годов двадцатого века, такого непростого времени для нашей страны. Павел Финн написал первую версию сценария еще в самом начале восьмидесятых, но, в силу идеологических соображений, в тот момент на экран она перенесена быть не могла. В первом варианте повествование ведется исключительно о красном командире Плотникове, о его воспоминаниях о Гражданской войне и осмыслении пережитого. И только в более поздних вариантах появляется актер и линия его судьбы, которая затем и становится основной.
    1919 год. Талантливый актер Николай Евлахов кочует по Сибири в эшелоне с частями белой армии, откатываясь все дальше на восток под натиском наступающих красных. На небольшой станции Рытва эшелон оказывается захвачен красными и их командир Игнат Плотников должен в одиночку решить судьбу всех пленных. Он медленно идет вдоль выстроенных в две шеренги людей и одним только своим словом определяет - жить человеку или нет. Именно в этот момент взгляды Евлахова и Плотникова встречаются; они с любопытством и ужасом рассматривают друг друга и понимают что похожи просто как две капли воды. Белые захватывают станцию, актер спасен, а командир красных в этом бою погибает. Через несколько лет главный герой находится уже в независимой Финляндии, служит в театре, имеет успех, деньги, семью, поклонниц, прислугу и устроенный быт. Но та встреча на станции не дает ему покоя. Тут смешалось все: и символизм, и система Станиславского и вечное недовольство собой, и стремление к чему-то бесконечно большему. Евлахов узнает о гибели легендарного краскома и понимает что ему чудом выпал удивительный шанс: сыграть чужую жизнь в декорациях реальных. Или прожить ее? Постепенно мысль о гениальном представлении превращается для него в идею-фикс. Она преследует его и он начинает действовать: собирает все доступные материалы о Плотникове, обзаводится необходимой одеждой и документами, и, наконец, переходит, с помощью контрабандистов,  границу. Нищий, голодный и промерзший Петроград - самое начало НЭПа показан в фильме поразительно достоверно, если не считать, конечно, нескольких небольших, некритичных ляпов. Все вокруг кажется Евлахову фантастическим и невозможным. Так или иначе, он постепенно убеждает всех знавших краскома людей в том, что он и есть Плотников, который частично потерял память после ранения и контузии. И также постепенно прекрасный актер перестает играть жизнь чужого ему человека и начинает проживать ее, воплощаяя «правду переживаний» Станиславского. Безусловно, подобный сюжет о желании и возможности «поменяться судьбами» или «прожить чужую жизнь» известен в мировой литературе с незапамятных времен и имеет бесконечное количество вариаций, но показать это так щемяще-болезненно не удавалось еще никому.
    Роль Евлахова-Плотникова исполнил великолепный Максим Суханов и довольно трудно вообразить кого-либо другого в этом образе. Он - органичен, пластичен и невыносимо правдоподобен. То, как он читает «Есть упоение в бою...» из «Пира во время чумы» заслуживает аплодисментов, по меньшей мере.
    И то, что действие картины разворачивается в эпоху Гражданской войны и сразу после нее - тоже не случайность и не удачно выбранный антураж. Тут - совсем другое: это период смены парадигм и абсолютной перемены всех ориентиров, что особенным образом перекликается с нашим непростым временем.
    Идите в кино, господа.

кино

Previous post Next post
Up