Jun 02, 2012 12:12
Я долго ждал очередного фильма Ридли Скотта, так как просто не верилось, что после провального «Робина Гуда» великий режиссер не порадует действительно хорошим кино, а уж когда появились первые слухи о том, что снимается предыстория «Чужого», ставшего культовым, то интерес только усилился. Затем появился тэглайн: «They went looking for our beginning, what they found could be our end.», который, вкупе с первым трейлером сделал ожидание совсем уж невыносимым. И вот - кино... но обо всем по порядку.
Конечно, все мы хотели знать что предшествовало тому, что увидели на одной из планет Дзеты Сетки члены экипажа «Ностромо», как там оказался удивительный инопланетный корабль и откуда взялись ужасные чудовища. Да, обо всем этом мы узнаем из нового фильма, но Ридли Скотт попытался погрузить всю эту историю несколько в иной контекст. Именно попытался, так как в целом, увиденное на экране не выдерживает никакой критики, извиняюсь за максимализм.
Проблема возникновения жизни на нашей планете, как и проблема появления ее разумных форм издавна не дает людям покоя и вразумительного ответа, с научной точки зрения, на вопрос - откуда появилась жизнь и разумные существа - нет до сих пор. Сценаристы «Прометея» предлагают на этот счет свою версию: жизнь на нашу планету была привнесена извне некими разумными «Создателями», прилетевшими из далекого космоса. Это и является завязкой фильма. Тут, конечно, приходят на ум цитаты из 2 главы Книги Бытия о Древе Познания, и гениальные слова из первой главы Екклесиаста: «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Все так, безусловно, но получилась у сценаристов история крайне неубедительная. Нет нужды перечислять все сюжетные нестыковки и неувязки, так как их слишком уж много и, как справедливо заметил один из критиков: «Я вообще не понимаю как такой сценарий попал на съемочную площадку», но самое главное - посыл как таковой отсутствует. Нет стержня и этого простить авторам никак нельзя, при условии, что они, так или иначе, претендуют на создание не очередного проходного боевика, а чего-то большего. Все время просмотра меня не покидало ощущение, режиссер, если и хотел что-то сказать зрителю поначалу, то потом просто или забыл об этом, или - передумал это делать.
Несколько слов об актерских работах. Приглашение Нуми Рапас на главную роль женщины-ученого - главная ошибка Скотта, так как она с задачей не справилась, если, конечно, не принимать за работу над образом все ее нелепые гримасы и ужимки. А если сравнить, невзначай, все это с проработкой Сигурни Уивер, то становится слегка не по себе. Бесспорные удачи в актерском ансамбле - Майкл Фассбендер в роли робота-андроида Дэвида и Шарлиз Тэрон в роли руководителя экспедиции, которая безупречно «оживила» свой персонаж, сделав все высокопрофессионально. Если всерьез, то этот самый андроид - единственная, пожалуй, творческая находка и удача кинокартины. В этом персонаже столько граней, подтекста, смысла и понимания, и его реплика: «Насколько далеко вы готовы пойти в поисках ответов?» будоражит и цепляет, без сомнения. Но при всем этом целостной картины не получается. Даже участие великого Гигера в создании декораций и прочего, не спасло фильм от провала. 130 миллионов долларов ушли в никуда, и спорить с этим бессмысленно. У меня есть простой критерий определения качества кино: насколько тебе не все равно то, что происходит на экране. В данном случае я остался полностью равнодушен ко всему, что случилось с героями.
Такое вот нынче кино, господа.
кино