«Мгновение, повремени!»

Feb 24, 2012 17:59

    Да, перевод Пастернака, конечно. Ведь он ближе и понятнее, чем все прочие, он, на мой взгляд, лучше передает суть и настроение бессмертного произведения Гете... а теперь другой великий - Сокуров взялся экранизировать «Фауста» в качестве завершающего этапа своей тетралогии о природе власти: Молох, Телец, Солнце. Скорее не экранизировать, наверное, а попытаться создать своего «Фауста», во всех возможных смыслах. Сценарий, как и к большинству фильмов Александра Николаевича, написал Юрий Арабов и сюжет Гете там угадывается с довольно большим трудом. В фильме полностью отсутствует Театральное вступление и само пари между Господом и Мефистофелем, которое и определяет весь дальнейший ход повествования. Фауст Сокурова препарирует трупы, размышляет и невыносимо страдает от материальной нужды. И все это - в совершенно безумном и чудовищно грязном городе, наполненном уродами, извращенцами, пьянствующими солдатами, вернувшимися с войны. Да-да, той самой знаменитой фразы в ходе заключения договора между Фаустом и Мефистофелем тоже нет. И Мефистофеля, как персонажа - нет! Есть невыразимо уродливый и отвратительный Ростовщик, с которым и заключает доктор договор о продаже своей бессмертной души в «случае отделения ее от тела естественным способом», а взамен должен получить - одну ночь с Маргаритой и ни о каких иных благах для него речи не идет. Вот так.
    Не хотелось бы каким-либо образом обидеть или задеть других российских режиссеров, но уровень, достигнутый Сокуровым в этой работе - недосягаем. Работа художников, декораторов, реквизиторов, монтажеров - вне конкуренции. Отдельно хотелось бы отметить работу французского оператора Дельбоннеля, бывшего фотографа, постоянного оператора Жана-Пьера Жене. Камера - постоянно в движении, удивительное ощущение присутствия и сопричастности происходящему. И актерского состава хотелось бы выделить восемнадцатилетнюю Изольду Дюхаук, которая воплотила на экране ангелоподобный образ Маргариты, в ней, без преувеличения, есть что-то не от мира сего. И от их с Фаустом прогулки после похорон брата проходит дрожь по телу.
    А что же сам Фауст? После ночи, проведенной с Маргаритой и бегства из города вместе с Ростовщиком, переодевшись солдатами, он продолжает искать. И решает убить надоевшего своего спутника, забив камнями. И идет и идет дальше, в направлении фантастически красивого горного ледника.    
    Идите в кино, господа.

кино

Previous post Next post
Up